Хаей Адам — 3 — Будни — Законы пробуждения ото сна

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

2238

Глава 1. Законы, связанные с пробуждением ото сна, и заповеди, которые возможно исполнять каждое мгновение (продолжение)

2. Следует преодолеть свое дурное влечение и встать проворно [Но не вскакивать сразу, а чуть-чуть подождать, так как резкое вскакивание вредит здоровью («Мишна Брура», 1:8)]. (3) И запрещено валяться в кровати, как лентяй, и об этом сказано: «Доколе, ленивец, будешь лежать?» (Мишлей, 6:9), и сказано: «Дверь поворачивается в своей петле, а ленивец на своей постели» (там же 26:14). И пусть человек представит себе: если бы ему предстояло выполнить работу для царя из плоти и крови, как бы он был проворен! Тем более следует проявить расторопность в служении Творцу, да будет благословенно Его Имя.

И каждому Б-гобоязненному человеку подобает скорбеть и печалиться о разрушенном Храме. А относительно полуночи, (когда произносят особую скорбную молитву «Тикун хацот»), – законоучители последних поколений подробно разъяснили, опираясь на книги каббалистов, какое именно время считается полночью (см. «Маген Авраам», 1:4)(4).

Дополнительный комментарий

(3) «Встать проворно»

Именно с этого закона начинается составленный равом Йосефом Каро алахическийкодекс «Шулхан Арух», где написано: «Преодолей (свое дурное влечение) и, как могучий лев, поднимись утром на службу Творцу, чтобы ты пробуждал рассвет, (а не рассвет – тебя)» («Орах Хаим» 1:1, «Шаарей Тшува»). И даже если зимой дурное влечение запугивает человека: «Как ты можешь встать, если так холодно?!», а летом вкрадчиво убеждает: «Подремли еще, ведь ты не насытился сном» – человеку следует преодолеть эти уговоры и быстро встать («Тур», «Орах Хаим», 1; «Мишна Брура», 1:1).

Рав Моше Шваб, духовный руководитель ешивы в Гейтсхеде, отмечал, что дурное влечение особенно старается помешать человеку встать утром – ведь если он не сумеет выполнить даже первый закон, приведенный в кодексе «Шулхан Арух», то оступится и во всем остальном. И еще, дурное влечение «надеется», что если человек не начнет день как следует, подчинив себя воле Б-га, то и дальше все пойдет у него вкривь и вкось. И поэтому очень важно одержать победу над дурным влечением в этом первом за день сражении – а когда начало будет хорошим, то и все поступки дня последуют за ним, согласно правилу: «выполнение заповеди влечет за собой выполнение другой заповеди – мицва горерет мицва» («Сиах Тфила», 2:1/1-2/).

И хотя в таком авторитетном кодексе, как «Мишна Брура» (1:8), оговорено, что «следует немножко переждать и не вставать сразу, так как это вредит здоровью», – имеется в виду лишь то, что нехорошо резко вскакивать, сразу же переходя из лежачего положения в стоячее (см. Гитин 70а). Но поскольку принято, пробуждаясь, произносить «Модэ Ани», получается, что человек и так «немножко пережидает», – и этого времени вполне достаточно. И не нужно «пережидать» дольше, чем требуется для произнесения «Модэ Ани» – чтобы не дать дурному влечению возможности приступить к уговорам. А особую бдительность следует проявить тому, кто знает, что способен с легкостью вновь провалиться в сон («Сиах Тфила» 2:1/5/). И такому человеку важно не просто сесть на кровати, но и сразу после произнесения «Модэ Ани» встать на ноги («Ишей Исраэль»,1:1/4/).

И если человек проворно поднимется, преодолев свое дурное влечение «четыре или пять дней подряд, в дальнейшем это ему уже не будет трудно, так как стремящемуся очиститься, помогают с Небес» («Кицур Шулхан Арух», 1:4).

(4) В середине ночи

Почему автор этой книги рав Авраам Данциг, излагая закон о «проворном вставании», вдруг упоминает о том, «какое именно время считается полночью»? Причина заключается в том, что, согласно обычаю, основанному на учении Аризаля и других выдающихся каббалистов, принято произносить в середине ночи особую молитву «Тикун хацот» (буквально «Полуночное исправление»), включающую в себя определенные псалмы и кинот (скорбные элегии, оплакивающие разрушение Храма).

 Этот обычай восходит к словам Талмуда, где говорится: «Ночь разделяется на три стражи, и в каждую из этих трех страж Святой, благословен Он, скорбно взывает голосом, подобным львиному рыку: Горе Моим сынам, ведь из-за их грехов Я разрушил Свой Дом, и сжег Свое Святилище, и изгнал их (из святой земли, чтобы они расселились) среди народов мира» (Брахот, 3а).

И человек в состоянии «разделить» скорбь своего Творца, оплакивая вместе с Ним разрушение Храма, а также изгнание народа Израиля и изгнание Шехины. Один из самых авторитетных законоучителей эпохи ришоним рабейну Ашер (Рош), комментируя этот фрагмент Талмуда, указывает: «Каждому Б-гобоязненному человеку следовало бы скорбеть и печалиться в этот час, изливая свои мольбы о (восстановлении) разрушенного Храма, как сказано (Эйха, 2:19): «Вставай, взывай в ночи в начале каждой стражи, как воду, изливай свое сердце перед Б-гом, простирай к Нему свои руки…» (Рош, Брахот 1:2; см. также «Тур»«Орах Хаим», 1). И в соответствии с этим в кодексе «Шулхан Арух» установлено: «Тому, кто рано встал ото сна, чтобы молить своего Творца, следует приурочить (эту молитву) ко времени, когда сменяется стража: и это конец первой трети ночи, конец второй трети и конец ночи. Ведь скорбная молитва по поводу разрушения Храма и изгнания, произнесенная в это время, особенно угодна (Творцу)» («Орах Хаим», 1:2).

Но позднее, в соответствии с указаниями каббалистов, сложился обычай произносить «Тикун Хацот» именно в середине ночи, так как, согласно одному из объяснений, приведенных в Талмуде, три срока, в которые Всевышний «скорбно взывает голосом, подобным львиному рыку» – это конец первой стражи, середина второй (т.е хацот) и начало третьей (Брахот, 3а; см. «Арух а-Шулхан»«Орах Хаим», 1:20-21). И, кроме того, в Талмуде, а также в святой книге «Зоар», указывается, что середина ночи – это особенно благоприятное для молитвы время (эт рацон) (Йевамот, 72а).

Для определения этого срока темное время суток разделяют на двенадцать равных частей («временных часов» – шаот зманийот) – так, что продолжительность каждого «часа» зависит от реальной длины ночи, изменяющейся в зависимости от времени года, – но конец шестого «временного часа» всегда является «серединой» (хацот) («Маген Авраам», 1:2:4; «Мишна Брура», 1:9). Алтер Ребе (Бааль а-Тания) рекомендует всегда держать во дворе петуха, чтобы тот будил своим криком в середине ночи, ведь раби Акива брал с собой для этой цели петуха даже в дорогу («Шулхан Арух а-Рав»,«Орах Хаим», 1:3; см. Брахот 60б, Раши). Ну, а сегодня петуха можно заменить электронным будильником. Правда, в наше время, когда распорядок дня у большинства людей изменился, многие вообще еще не ложатся спать ко времени хацот – и особенно в долгие осенние и зимние ночи (например, в середине ноября в Иерусалиме время хацот наступает в 11 часов 23-24 минуты по «зимнему времени»).

Хафец Хаим указывает, что предпочтительнее начать произнесение этой молитвы еще до середины ночи, чтобы, завершив ее в хацот, заняться изучением Торы – и в первую очередь свода Мишны («Мишна Брура», 1:9). А тому, кто не смог проснуться передхацот, разрешается прочесть «Тикун хацот» до рассвета (амуд а-шахар), но не позднее («Бен Иш Хай», Ваишлах 1, 8; «Каф а-Хаим», 1:17). По установлению каббалистов, «Тикун Хацот» произносят сидя на полу (или на низком стуле) у двери, рядом с мезузой, сняв обувь в знак траура по разрушенному Святилищу («Шаар а-Каванот», 58а; «У-вешохбеха у-векумеха», «Седер Тикун хацот» 2). В кодексе «Шулхан Арух» сказано, что лучше произнести меньше, но с осознанием (бе-кавана), чем больше – без осознания («Орах Хаим», 1:4). «Тикун хацот» не произносят в ночи Шабата и праздников, имеющих статус йом-тов, а также в холь а-моэд праздника Песах («Каф а-Хаим»,1:13,19).

В наше время этому обычаю следуют, в основном, только знатоки сокровенной мудрости, и поэтому текст этой молитвы приведен далеко не во всех сидурах. Один из самых авторитетных законоучителей нашего поколения рав Хаим Каневский на заданный ему вопрос: «Действительно ли, все обязаны произносить “Тикун хацот”?» ответил: «Это установление каббалистов» (זה ענין ע»פ קבלה – зэ иньян аль-пи каббала). При этом он сослался на постановление, приведенное в кодексе «Мишна Брура», где говорится: «Если (некое установление) не упоминается ни в Талмуде, ни у законоучителей, но только в книгах каббалы, мы не можем обязать поступать так – однако, если этот закон не противоречит Талмуду и сводам законоучителей, то поступают по словам каббалы» («Мишна Брура», 25:42). И понятно, что установление о произнесении «Тикун хацот» не противоречит ни Талмуду, ни алахическим кодексам – а значит, хотя такой закон невозможно обязать выполнять, но те, у кого есть возможность, его выполняют («Долэ у-Машкэ»«Орах Хаим», 1/2/)И известно, что отец рава Хаима Каневского, выдающийся мудрец и праведник рав Яаков Исраэль Каневский (Стайплер) неуклонно следовал этому обычаю из ночи в ночь («Орхот Рабейну», 1, с. 13; «Долэ у-Машкэ»«Орах Хаим» 1/1/).

Рав Хаим Каневский особо подчеркивает, что это установление нельзя выполнять за счет изучения Торы (т.е. если человек знает, что из-за этого его свалит сон в часы, когда он мог бы учиться) («Долэ у-Машкэ», 1/4/). И если человек чувствует идущую из глубины сердца потребность совершать «Тикун хацот», ему необходимо посоветоваться с хорошо знающим его раввином, как выполнить это установление наилучшим образом, – чтобы ущерб не превысил пользу.

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».


http://www.beerot.ru/?p=22923