Хаей Адам — 5 — Будни — Утро — Как правильно одеваться

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1510

Глава 1. Законы, связанные с пробуждением ото сна, и заповеди, которые возможно исполнять каждое мгновение (продолжение)

6. Следует принять на себя выполнение заповеди любить каждого из сынов Израиля, как самого себя, подобно сказанному: «И люби своего ближнего, как самого себя» (Ваикра, 19:18), – и благодаря этому его молитва будет слита с молитвой всех евреев, и все будут объединены.

7. Тому, кто спал обнаженным, не следует одевать нижнюю рубашку сидя, ведь в таком случае он неизбежно раскроет свое тело, – но пусть возьмет рубашку и проденет в нее голову и руки еще лежа, и получится, что, вставая, он уже будет покрыт одеждой. И пусть проследит, чтобы нижняя рубашка была одета обычным образом, а не наизнанку [И тем более верхняя одежда («Мишна Брура», 2:3). А когда по ошибке надел наизнанку, то, если он знаток Торы (талмид хахам), ему следует переодеть нижнюю рубашку, – а другие люди не обязаны этого делать. Но для молитвы любой человек обязан переодеться (там же, 2:4).]. И пусть утром не берет свою нижнюю рубашку из рук слуги [даже если этот слуга уже омыл руки (там же, 4:2)], чтобы ее одеть, – (но следует взять ее самому).

8. Когда надевает обувь, то пусть сначала обует правую ногу. А если есть ремешки (или шнурки), которые завязывают, то пусть не завязывает на правой до того, как обует левую, – и тогда завяжет (на левой), а затем завяжет на правой.

Это правило связано с заповедью о тфилин, ведь важная часть выполнения заповеди отфилин – это то, что его повязывают на левую руку. И в связи с этим оказали почет и левой ноге, чтобы завязывать сначала на ней. [А левша, который закрепляет тфилин на правой руке, должен и завязывать обувь сначала на правой ноге (там же 2:6).] И когда снимают, то сначала – с левой.

А когда моются или натираются маслами, сначала моют или натирают правую сторону. А когда моют все тело, то сначала – голову.

9. Запрещено ходить, горделиво подняв голову [и даже стоять так тоже запрещено (там же 2:9)], и не следует ходить с непокрытой головой [а в наше время совершенно запрещено оставаться с непокрытой головой даже сидя у себя дома (там же 2:11)] (6)– все это ради того, чтобы человек ощущал трепет перед Б-гом. И запрещено произносить с непокрытой головой слова, связанные со святостью, и даже если кладут руку сверху на голову, – это не помогает. [Ведь рука и голова являются частями единого тела, которое не может «прикрыть» само себя. Но есть облегчающие в случае крайней необходимости, – например, ночью, когда необходимо попить. Но и тогда лучше вытянуть рукав и прикрыть им голову (там же, 2:12).] Но когда товарищ кладет ему на голову свою руку, – это помогает.

Дополнительный комментарий

(6) «И не следует ходить с непокрытой головой»

В Талмуде рассказывается, что знаменитый вавилонский мудрец рав Уна бар Йеошуа не проходил с непокрытой головой даже минимальное расстояние в четыре «локтя». Он объяснял, что так следует поступать из почтения к Шехине, пребывающей над головой человека (Кидушин, 31а). И в другом фрагменте Талмуда также указано, что покрывание головы является выражением трепета перед Б-гом (Шаббат, 156б). В соответствии с этим, в кодексе «Шулхан Арух» постановлено: «Не следует проходить (даже) расстояние в четыре локтя с непокрытой головой – из почтения к Шехине» («Орах Хаим», 2:6, Рамо).

Однако комментатор кодекса «Шулхан Арух» рав Давид Алеви (Таз), живший четыре века тому назад, писал, что «в наше время покрывание головы не только является проявлением благочестия (мидат хасидут), но ходить с непокрытой головой совершенно запрещено, так как «сегодня для неевреев (здесь имеются в виду христианские народы, населяющие Европу) стало уставом, что, садясь, они сразу же снимают головные уборы», – а следовательно, пребывание без головного убора подпадает под запрет Торы (Ваикра, 18:3) «По уставам их не живите» («Маген Давид»,«Орах Хаим», 8:3). Ведь, согласно определению Рамбама, заповедь «По уставам их не живите» подразумевает «запрет следовать путями народов, отвергающих Б-га, и подражать их обычаям, и даже в том, что касается одежды, зрелищ и архитектуры», а «цель этого запрета – отдалиться от идолопоклонников и их обычаев, даже в отношении одежды» («Сефер а-Мицвот»«Лавин», 30). И поскольку у европейских народов принято снимать головные уборы при входе в помещение, во время еды, и особенно в их доме молитвы, то евреям, чтобы и в этом «отдалиться от идолопоклонников и их обычаев», следует носить головной убор постоянно («Хатам Софер», Недарим, 30б; «Игрот Моше», «Орах Хаим», 1:1).

Таким образом, в соответствии с мнением Таза, «в наше время абсолютно запрещено оставаться с непокрытой головой даже сидя у себя дома», как и постановлено в кодексе «Мишна Брура» (2:11). И понятно, что необходимо надеть кипу сразу по пробуждении, до произнесения «Модэ Ани», – а некоторые благочестивые люди остаются в кипе даже во время сна (там же).

А если человек, находясь в помещении, по ошибке или небрежности оказался без головного убора, то ему достаточно прикрыть голову рукой до тех пор, пока кипа не найдется. Ведь, прикрывая голову рукой, он тем самым показывает, что ему запрещено находиться с непокрытой головой, – а значит, он «не следует путями народов». Но при этом запрещено произносить благословения или молиться, так как при произнесении слов святости необходим настоящий головной убор – «из почтения к Шехине» («Маген Давид»«Орах Хаим», 8:3; «Мишна Брура», 2:11). Однако если человек по ошибке произнес слова благословения с непокрытой головой, то, согласно алахическомурешению рава Шломо Залмана Ойербаха, после того как он спохватился и надел кипу, их не нужно повторять вновь («Алихот Шломо», «Тфила», 2:16).

Согласно закону, кипа должна покрывать большую часть волос («Маасе Иш» 5, с. 23; «Долэ у-Машке», «Орах Хаим», 2/5/ с. 2)Но есть законоучители, разрешающие ходить и даже молиться в сравнительно небольшой кипе – и если со всех сторон видно, что голова покрыта, то этого достаточно, чтобы показать, что этот еврей «не следует путями народов» (рав Моше Файнштейн, «Игрот Моше», «Орах Хаим», 1:1, с. 5-6; «Ишей Исраэль», 10:8/35/).

 Вместе с тем рав Моше Файнштейн подчеркивал, что в последний период времени аргументы Таза в значительной степени утратили свою актуальность, так как сегодня в Америке и государствах Европы большинство неевреев не придерживается каких-либо религиозных законов и ходит вообще без головных уборов не только в помещении, но и на улице. А в холодное время года, когда люди вынуждены надевать головные уборы ради тепла, они снимают их в помещении не из-за какого-либо религиозного обычая, но лишь потому, что им так удобней. Поэтому в наши дни ношение головного убора не связано с запретом Торы «По уставам их не живите», но это – обычай, обладающий большой святостью и принятый всеми верными Торе сынами Израиля. А поскольку это обычай, а не закон Торы, то в ряде случаев – например, при серьезных материальных затруднениях (онес мамон) – в этом вопросе разрешается облегчить. Так, если человека, вынужденного работать среди неевреев, принимают на работу лишь на условии, что он будет находиться в офисе с непокрытой головой, ему это разрешено – но только на месте его работы. [Примечание редактора. Однако не следует опираться на это облегчающее мнение без крайней нужды. И в сомнительной ситуации необходимо обратиться с вопросом к компетентному знатоку Торы.] А если он выходит в другое помещение и тем более на улицу, ему, безусловно, необходимо надеть любой головной убор, принятый в данной стране («Игрот Моше», «Орах Хаим», 4:2, с. 1-2, «Йорэ Деа», 4:11/3/ с. 169, «Хошен Мишпат», 1:93 с. 158; «Ишей Исраэль», 10/35/).

И есть законоучители, разрешающие человеку, постепенно приближающемуся к соблюдению заповедей, на первых порах ходить и даже произносить благословения без кипы – если он пока еще стесняется носить головной убор. Ведь принуждение к этому может отдалить его от Торы, а тогда он вообще перестанет и благословлять, и учиться («Бина ве-Даат», 1:43/118/ от имени рава Нисима Карелица). И в частности, можно облегчить в этом вопросе, если человек, еще далекий от соблюдения заповедей, просто слушает урок, приближающий к Торе (там же, 3:16). А когда угощают какой-либо едой или напитком еврея, пока еще вообще не соблюдающего законы Торы, то следует в деликатной форме предложить ему покрыть голову и благословить. Но если из-за проблемы с покрытием головы он откажется и от благословения, то предпочтительнее, чтобы он все-таки благословил – пусть даже с непокрытой головой («Шевет а-Леви», 8:47; «Тшувот ве-Анагот», 2:138; «Бина ве-Даат», 5:3/15/). И тем более можно облегчить в отношении покрытия головы, если гость произносит благословение не на святом языке, а, например, по-английски или по-русски (см. «Игрот Моше», «Орах Хаим» 2:25, с. 197). [Примечание редактора. В каждом конкретном случае нужно хорошенько подумать, насколько обосновано опираться на облегчающее мнение, ведь верное алахическое решение во многом зависит от места и ситуации. И, по возможности, следует предварительно посоветоваться со знатоком Торы.]

Очень важно приучить к ношению головного убора детей, чтобы это способствовало укреплению Б-гобоязненности («Мишна Брура», 2:11). Некоторые законоучители полагают, что до трех лет нет необходимости покрывать голову (см. «Ишей Исраэль»,10:8/36/). Но от имени ведущего законоучителя нашего поколения рава Хаима Каневского указывается, что кипу ребенку можно надевать с того возраста, когда ясно, что он ее не будет сбрасывать, – и для каждого ребенка это индивидуально («Некиют ве-Кавод бе-Тфила», с. 185; «Ишей Исраэль» 10:8/36/). И известно, что самому раву Хаиму, по решению его отца, гаона Стайплера (рава Яакова Исраэля Каневского), надевали кипу или другой головной убор с первых дней жизни («Sunset», c. 175).

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».


http://www.beerot.ru/?p=23349