Хаей Адам — 9 — Будни — Утро — Общие законы благословений — Часть 3

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1545

Глава 5. Общие законы благословений (продолжение)

17. Во всех благословениях один может благословить и таким образом «вывести» других (леоци эт а-ахерим), и это – лучшее выполнение заповеди, так как «во множестве народа – величие Царя» (Мишлей, 14:28) (8). И возможно, сейчас это не принято потому, что не каждый умеет настроиться при произнесении благословения на то, чтобы «вывести» других <…>.

Слушающий должен иметь намерение выполнить эту заповедь, а произносящий – «вывести» слушающих. И слушающий должен услышать благословение от начала и до конца – и ответить «Амен». Но, во всяком случае, даже если он не ответил «Амен», благословение ему засчитывается (9). Но есть различие. В «Утренних благословениях» и в благословениях на чтение «Шма», а также при чтении «Шма» невозможно «вывести» меньше, чем десятерых (т.е. миньян) [в кодексе «Мишна Брура» указано, что при чтении «Шма» может «вывести» и один другого – без десятерых молящихся (61:40)], – и тогда «выводят» как сведущих (т.е. тех, которые сами умеют благословлять), так и несведущих. А в молитве можно «вывести» только несведущего. [Но сведущий не «выходит» в молитве хазана даже постфактум (бе-диавад), да и несведущий «выходит» только при молитве в миньяне (при участии десяти совершеннолетних евреев). Однако если сведущий допустил ошибку или пропустил что-либо в своей молитве, он «выходит» при повторении молитвы хазаном («Мишна Брура», 124:1; см. также «Шульхан Арух», «Орах Хаим», 124:10).] А во всех остальных благословениях можно «вывести» даже сведущего и даже лишь его одного.

Дополнительный комментарий

(8) «Во множестве народа»

В талмудическом трактате Брахот обсуждается вопрос о том, кому следует благословлять на свечу, принесенную в Дом Учения на исходе Субботы: одному – для всех или каждому – для себя. Комментаторы объясняют, что имеется в виду ситуация, когда все уже произнесли авдалу на вино, но во время авдалы у них не было свечи, а теперь она появилась. И также возможно, что они еще не произносили авдалу, – но им точно известно, что вина найти не удастся, – ведь в противном случае было предпочтительно произнести браху на свет сразу же после брахи на вино. И вот, в подобной ситуации, по мнению школы Гилеля, в соответствии с которым и определенаалаха, одному следует произнести благословение на свет для всей общины, так как сказано: «Во множестве народа – величие Царя» (Мишлей, 14:28). В Талмуде подчеркивается, что, хотя все присутствующие в Доме Учения должны будут одновременно оторваться от изучения Торы, чтобы выслушать браху и ответить «Амен», все же предпочтительнее поступить именно так – ради возвеличивания Царя «во множестве народа» (бе-рав ам) (Брахот 53а; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 298:14, «Мишна Брура», 35-36). И подобно тому, как величие и значимость земного царя определяются количеством его подданных («Мецудат Давид» на Мишлей, 14:28), так и одновременное выполнение заповеди множеством сыновей Израиля приводит к освящению Имени Царя царей. И такое выполнение заповеди, как отмечает рав Авраам Данциг, является оптимальным (см. также «Мишна Брура», 8:13, 213:3 и 17). Именно так поступают при благословении на вино и на хлеб в начале субботней или праздничной трапез, а также при выполнении таких заповедей, как счет омера, трубление в шофар и при чтении свитков (мегилот).

Но каким же образом благословение, произнесенное одним человеком, может быть засчитано и другим людям? Это происходит в соответствии с алахическим принципомшомеа ке-онэ – «слушающий как будто сам произносит» (Сукка, 38б; см. «Мишна Брура», 213:17). Но при этом человек должен внимательно выслушать все благословение от начала и до конца, имея в виду выполнить тем самым заповедь о благословении. А произносящий должен иметь в виду, что благословляет не только для себя, но и для других (Рамбам, Брахот, 1:11; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 213:3).

И поскольку о человеке, который выполнил заповедь или произнес установленное благословение, говорят, что он יצא ידי חובתו («выполнил свою обязанность»; יצא –буквально «вышел»), то, соответственно, о том, кто произносит благословение для другого, говорят, что он מוציא חברו ידי חובתו («выполнил обязанность для своего товарища»; מוציא – буквально «вывел»). В данном переводе книги рава Данцига, а также в дополнительных комментариях к ней, слова «вывел», «вывести», «выводит» употребляются в качестве терминов именно в этом смысле – ведь неверно было бы говорить, будто человек «выполняет заповедь за другого», но и в этом случае каждый выполняет заповедь за себя.

(9) «Должен услышать благословение от начала и до конца»

В кодексе «Шулхан Арух» указывается, что, когда человек благословляет, чтобы «вывести» других – понимающих святой язык, но не знающих текста благословений, – слушающие должны осознавать каждое произнесенное слово. Но если слушающие не понимают святого языка, то благословение им «не засчитывается» («Орах Хаим»,193:1). Однако в последних поколениях принято следовать облегчающему мнению Раши: если благословение произнесено на святом языке, то оно «засчитывается» даже тем слушающим, которые вообще не понимают святой язык. Но при этом предпочтительнее, чтобы слушающие шепотом повторяли за ведущим все благословение, по возможности, слово в слово («Маген Авраам» 193:2; «Мишна Брура», 193:5) – или, по крайней мере, ответили «Амен». А если благословляющий на святом языке – например, благословение «А-моци» на еду с хлебом – желает перевести текст благословения для слушающих, то, завершив свое благословение, он должен сразу же откусить и проглотить как минимум ка-зайт хлеба, а затем уже произнести перевод, чтобы между благословением и едой не было перерыва («Игрот Моше»«Орах Хаим» 2:49).

Но если слушающий отвлекся на свои мысли до такой степени, что, хотя и слышал голос благословляющего, но не различал слов, то благословение ему, по всей вероятности, «не засчитывается» («Минхат Шломо», 1/2/).

По мнению авторитетных законоучителей нашего поколения, невозможно «вывести» другого, произнеся для него благословение по телефону, по радио или через микрофон, ведь в таком случае слушающий воспринимает не голос человека, произносящего благословения, а лишь колебания воздуха, создаваемые с помощью механической мембраны и других подобных приспособлений. Но «выводимый» должен услышать все благословение именно из уст человека («Минхат Шломо», 9; «Алихот Шломо», «Тфила», 22:15/56/). И так же невозможно выполнить заповедь о благословении, услышав его из уст вероотступника, – например, представителя так называемого «прогрессивного» (реформистского) иудаизма или убежденного атеиста, – ведь в их устах Имя Всевышнего и слова «Царь Вселенной» ничего не значат, поскольку такой человек не верит, что Б-г Израиля является Владыкой мира. А, следовательно, в его «благословении», в сущности, нет ни Имени Б-га, ни упоминания о Его высшей власти – но все это для него лишь «ритуальные формулы». И на такое «благословение» вообще не отвечают «Амен». Но если человек верит в Б-га Израиля, хотя пока и не соблюдает всех заповедей Торы, и даже еще не соблюдает в полной мере Шаббат, – он может «вывести» своим благословением других, и на его благословение отвечают Амен («Игрот Моше», «Орах Хаим», 2:50, 3:12).

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».


http://www.beerot.ru/?p=23918