Хаей Адам — 45 — Будни — Законы о чтении свитка Торы и уважении к свитку Торы — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

3081

Глава 31. Законы о чтении свитка Торы и уважении к свитку Торы и к другим книгам

1. Публичное чтение Торы — это установление нашего наставника Моше, да пребудет на нем мир, а также установление Эзры (1) – кроме чтения отрывка «Захор», которое заповедано по закону Торы (де-орайта).

Поэтому жители деревень должны собирать десять человек или приходить в город, чтобы слушать отрывок «Захор». А в затруднительной ситуации (би-шаат а-дхак) можно положиться на то, что в Пурим будут слушать отрывок «И пришел Амалек» («Маген Авраам», 685).

2. Запрещено выходить во время чтения Торы, разве только в промежутке между двумя вызванными к Торе, [когда закончили читать для одного, а для другого еще не начали], — и то лишь при серьезной необходимости [и только в случае, если и без него остается миньян («Мишна Брура», 146:2)].

Но разговаривать запрещено даже в промежутке между двумя вызванными. Даже наставлять закону или толковать какой-либо отрывок тоже запрещено. (2) И даже при чтении афтары (отрывка из Книги Пророков) запрещено, ведь написано: «[И открыл Эзра книгу на глазах у всего народа], …а когда он открыл, встал весь народ» (Нехемья, 8:5) – имеется в виду, что встал молча.

[Но остановить человека, собирающегося по незнанию совершить какое-то запрещенное действие, разрешено. Однако при этом следует говорить предельно кратко – да и то только в том случае, когда невозможно остановить его просто молчаливым намеком. И так же в перерыве между двумя вызванными к Торе разрешено кратко ответить на насущный законодательный вопрос («Мишна Брура»,146:5-6).]

3. Разрешено сидеть во время чтения Торы, и даже тем, кто находится на биме (возвышении для чтения Торы), потому что свиток Торы лежит на месте.

Но все-таки, когда вызванный к Торе произносит בָּרְכוּ («Благословите…») – а это давар ше-би-кдуша (к этой категории относятся «Кдуша», «Кадиш» и «Барху…») – следовало бы встать. А в минуту, когда поднимают свиток и тем более, когда его переносят, все обязаны стоять до того, как он окажется на своем месте – и даже если его не видят. А есть те, кто устрожает и стоит во время чтения по свитку. И так поступал Маарам (р. Меир из Ротенбурга). [Но если человек слаб здоровьем и ему трудно долго стоять, то, поскольку стоя ему сложно сосредоточиться на словах Торы, ему лучше слушать сидя. А в перерыве между двумя вызванными сидеть разрешено согласно всем мнениям («Мишна Брура», 146:19-20).] (3)

4. Запрещено прикасаться к свитку Торы голыми руками, но должна быть какая-нибудь разделяющая ткань.

[Но если возникла потребность в починке свитка – например, нужно его зашить или заклеить, то касаться его руками разрешено. Однако предварительно следовало бы омыть руки («Мишна Брура», 147:1).]

5. Вызванный к Торе должен читать вместе с чтецом – слово в слово, но шепотом.

Но оба они не должны читать вслух – либо пусть читает вызванный, а чтец молчит, либо наоборот, потому что два голоса не воспринимаются. [В наше время принято, что по свитку Тору читает особый чтец, а не вызванный – даже если вызванный и сам умеет читать по свитку. Это делается, чтобы не смущать тех, кто не умеет читать по свитку («Мишна Брура»,141:8).] Однако, во всяком случае, вызванный должен читать с чтецом, чтобы его благословение не было бы напрасным – только пусть читает тихонько, чтобы он даже сам не слышал свой голос. А если он все же слышит свой голос, в этом нет проблемы, ведь и молитву [«Шмоне Эсре»] установили произносить шепотом, но при этом человек себя слышит – так же можно и тут.

А если в синагоге нет умеющего правильно читать по свитку, то тогда выбирают одного, который будет читать для чтеца [по книге Торы, напечатанной с огласовками и знаками интонации, а чтец будет повторять вслед за ним]. Но пусть они не говорят одновременно, а лишь после того, как читающий [по напечатанной книге] завершит одно слово, чтец произнесет вслед за ним. (4)

Выше, в главе 20, пункт 4, уже объяснено, что если человека вызвали к Торе в момент, когда он находился в таком месте молитвы, где запрещено прерываться, тогда он не читает вместе с чтецом, а только слушает его чтение. [Но если они произносит стих שְׁמַע יִשְׂרָאֵל («Слушай, Израиль») или слова בָּרוּךְ שֵׁם כְּבוֹד מַלְכוּתוֹ לְעוֹלָם וָעֶד («Благословенно славное Имя царства Его во веки веков»), то пусть, не прерываясь, завершит их, а затем уже подойдет к свитку Торы. И если возможно, то пусть завершит первый отрывок чтения «Шма» или хотя бы дойдет до смысловой паузы, но не следует задерживать ради этого всю общину. А если он единственный присутствующий коэн или левит (т.е. он точно знает, что его вызовут к Торе), то в таком случае ему лучше выйти из молитвенного зала еще до начала чтения Торы («Мишна Брура», 66:26).]

6. Вызванный к Торе и чтец должны стоять.

И даже облокачиваться на что-то во время чтения запрещено. А если человек очень тучен, то ему разрешено чуть опереться [и таков же закон в отношении больного или очень старого человека («Мишна Брура», 141:4)]. А если прочли сидя, то задним числом заповедь считается выполненной.

7. Принято, что габай или «купивший заповеди» (т.е. жертвователь, который приобрел права на все вызовы к Торе этого дня, и он по своему усмотрению вызывает к Торе вместо габая), стоит около свитка Торы, и его называют «сган», – чтобы были трое.

Сган в данном случае символизирует Всевышнего, да будет Он благословен, ведь он вызывает читать того, кого пожелает. Чтец символизирует Моше, а вызванный олицетворяет весь народ Израиля, получающий Тору (5).

8. Община не должна отвечать «Амен» до тех пор, пока вызванный к Торе не завершит благословение.

А чтец не должен начинать чтение до тех пор, пока не стихнет «Амен», произносимый общиной, и даже если кто-то растягивает «Амен» — ведь все должны слышать чтение Торы.

Дополнительный комментарий

(1) Чтобы не прошло трех дней без слов Торы

В период сорокалетних скитаний по синайской пустыне Моше установил публичное чтение Торы в Субботу, а также в понедельник и четверг – «чтобы не проходило трех дней без чтения Торы». Позднее, уже после возвращения евреев из вавилонского изгнания, мудрец и пророк Эзра постановил, чтобы в понедельник и четверг к Торе вызывали троих евреев, которые прочитывали бы не менее десяти стихов (Бава Кама, 82а; Рамбам, «Тфила», 12:1; «Мишна Брура», 135). Комментаторы поясняют, что понедельник и четверг – это дни Небесного Суда, и Тору читают для того, чтобы защитить мир от разрушения, ведь она защищает и избавляет от бедствий («Арух а-Шулхан», 134).

Кроме того, Моше установил, чтобы свиток Торы читали в праздники и дни новомесячья (Мегила, 31а; Рамбам, «Тфила», 13:8), а Эзра добавил чтение в послеполуденную молитву Субботы (Бава Кама, 82а; Рамбам, «Тфила», 12:1; «Мишна Брура», 135).

Для публичного чтения Торы необходимо присутствие как минимум десятерых евреев с тринадцати лет и старше. Но если начали читать при десяти, а затем кто-то вышел, чтение доводят до конца (и даже если осталось всего шестеро), а также произносят «Кадиш», установленный после чтения Торы («Шулхан Арух», 143:1, «Мишна Брура», 2-6).

(2) Внимать каждому слову

Всем молящимся заповедано слушать чтение Торы (см. «Алихот Шломо», «Тфила», 12:1). Поэтому во время чтения Торы по свитку всем присутствующим запрещено разговаривать («Шулхан Арух», 146:2), но следует внимать каждому слову. И верным было бы шепотом произносить каждый стих вслед за чтецом («Мишна Брура», 146:14-15).

Причем, в кодексе «Шулхан Арух» отмечается, что запрещено разговаривать даже в промежутке между двумя вызванными, и даже на темы Торы (146:2). Однако разрешено кратко остановить человека, который по незнанию собирается совершить какое-то запрещенное действие, и то лишь в том случае, когда невозможно остановить его молчаливым намеком. А в перерыве между двумя вызванными к Торе разрешено кратко задать срочный законодательный вопрос и на него ответить («Мишна Брура», 146:5-6).

(3) Как у горы Синай

Внимая словам чтеца, нужно представлять, будто в эту минуту получают Тору с горы Синай. Поэтому у некоторых принято стоять во время публичного чтения Торы, ведь во время синайского откровения все евреи стояли. Однако если человеку трудно долго стоять, и это мешает ему сосредоточиться на словах Торы, то ему лучше слушать сидя. А в перерыве между двумя вызванными сидеть, по всем мнениям, разрешено («Мишна Брура», 146:19-20). Но когда вызванный к Торе произносит בָּרְכוּ («Благословите…») и ему отвечают בָּרוּךְ ה’ הַמְבֹרָךְ («Благословен Б-г благословенный…»), то, согласно всем мнениям, все члены общины должны стоять (там же, 18).

У некоторых (особенно в ашкеназских общинах) принято, что бы вся община стояла во время чтения отрывка о десяти заповедях, а также при чтении Шират а-Ям («Песни на море»). Но есть законоучители, считающие, что выделять только эти отрывки не следует, чтобы не создалось превратное впечатление, будто одни фрагменты Торы значительнее других, а эти десять заповедей важнее всех остальных. Однако если человек, который не придерживается этого обычая, молится в общине, где так принято поступать, он должен стоять вместе со всеми. Но он может встать немного раньше, чем начнутся эти отрывки, и тогда получится, что своим вставанием он не выделяет именно эти фрагменты Торы («Ишей Исраэль», 38:20/57-58/; «Сиах Тфила», 14:7:3-4 и 8-9).

(4) Если нет подготовленного чтеца

В наше время принято, что, даже если вызванный сам умеет читать по свитку, то и за него читает особый чтец, а вызванный следит по свитку и шепотом повторяет слово в слово. Так поступают, чтобы не смущать не умеющих читать по свитку самостоятельно. К тому же, многие в принципе умеющие читать по свитку, часто не точно произносят слова и искажают установленную мелодию – поэтому предпочтительнее использовать специально подготовленного чтеца («Мишна Брура», 141:8).

Если же в общине не оказалось никого, кто бы подготовился к чтению Торы, то один из молящихся шепотом читает по изданному тексту Пятикнижия, а другой – слушает его «подсказки» и читает по свитку (Рамо 143:2, Мишна брура 10). Но даже в том случае, если «суфлер» не знает установленной для чтения мелодии, достаточно, чтобы он верно указывал окончание каждого стиха и желательно также середину стиха, обозначенную значком «этнахта» (р. М. Файнштейн, «Игрот Моше», «Орах Хаим», 3:19; «Тфила ке-Илхата», 16:24).

А есть законоучители, которые разрешают, чтобы в таком случае выполняющий роль чтеца сам молча прочитывал каждый стих по напечатанному тексту Пятикнижия, а затем уже читал его вслух по свитку (р. Ш.-З. Ойербах, «Алихот Шломо», 12:8). Однако другие законоучители считают, что так не следует поступать, ведь даже сам чтец не сможет с определенностью утверждать, что он произносит каждое слово именно по свитку, а не по напечатанному тексту Пятикнижия и не по памяти («Игрот Моше», 3:19).

(5) Почему рядом со свитком должны быть трое?

В ашкеназских общинах принято, что при чтении Торы рядом со свитком, у бимы, стоят трое: чтец, габай, вызывающий членов общины к Торе (его называют также «сган»), и вызванный к Торе. Это очень древний обычай, ведь еще в талмудическом трактате Софрим («Писцы») сказано: «Не хорошо, чтобы чтец стоял один у возвышения для чтения, но еще двое должны стоять справа и слева от него – в память о трех праотцах» (14:13). Другое объяснение этого обычая приведено в самой книге «Хаей Адам»: «Сган в данном случае символизирует Всевышнего, да будет Он благословен, ведь он вызывает читать того, кого пожелает. Чтец символизирует Моше, а вызванный олицетворяет весь народ Израиля, получающий Тору» (см. «Мишна Брура», 141:16).

Принято, что вызванный к Торе стоит по правую руку от чтеца, а габай (сган) – по левую. А если самого габая или чтеца вызвали к Торе первым (например, если он коэн), то кто-нибудь из общины должен стать на его место, чтобы возле бимы были трое. Ну а если его вызвали не первым, то вызванный до него все равно остается около бимы, и получаются трое (р. Й. Чезнер, «Сиах Тфила», 14:4:1).

Продолжение следует

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».


http://www.beerot.ru/?p=37247