Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 8 — Введение — Арурин (проклятия)

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1571

АРУРИН (проклятия)

А теперь перейдем к тому, что обещали выше, в начале введения в эту книгу: поговорим о нескольких проклятиях, которые навлекает на себя тот, кто не оберегается от этих скверных качеств: злоязычия и рехилута.

(1) Помимо всех рассмотренных выше запретов и повелений, такой человек навлекает на себя то, о чем сказано (Дварим, 27:24): «Проклят поражающий ближнего своего тайно», – это о злоязычии, как говорится в Сифри и комментарии Раши на Тору.

(2) Он навлекает на себя также и следующее (там, 27:18): «Проклят сбивающий слепого с пути». Известно, что Тора в данном отрывке имеет в виду проклясть того, кто ставит препятствие перед другим человеком, то есть делает так, чтобы тот нарушил запрет, – и о подобном говорит запрещающая заповедь (Ваикра, 19:14): «Перед слепым не ставь препятствия». И мы уже поясняли выше, в 4-м запрете, что злословящий тоже относится к числу нарушающих эту заповедь.

(3) Если, не дай Б-г, запрет на злословие и т. д. сделался ничего не значащим для человека, и он не принимает на себя обязанность остерегаться, то навлекает на себя также и третье проклятие (Дварим, 27:26): «Проклят тот, кто ло яким – [здесь]: “не примет” слов этой Торы, чтобы исполнять их». Речь идет о том, кто не принимает на себя исполнение Торы во всей полноте ее, и он называется «мумар – “отступник” – в одном [из законов Торы]», поскольку он с безразличием преступает суровый запрет. И не считается он с суровым запрещением Торы Всевышнего – подобно всякому, кто называется мумар по отношению ко всей Торе, – и вина его чрезвычайно велика. Таким образом, мы перечислили три проклятия, которые могут прийти на человека из-за склонности к указанному греху.

А если, не дай Б-г, человек злословил о своем отце или матери, то он навлекает на себя четвертое проклятие (Дварим, 27:16): «Проклят пренебрегающий почитанием отца своего и матери своей», – как мы объясняли выше (см. Повелительные заповеди, п. 10).

Известно сказанное в трактате Швуот (36а): «Арур [проклят] – это включает в себя клала [проклятие], и это включает в себя (так же) отлучение». И потому, каждый человек, который знает о себе, что он не оберегается от тяжкого греха [злословия и т. п.], должен быть в страхе – возможно, не дай Б-г, сделали ему отлучение на Небесах за этот грех; и о подобном говорится в «Сефер Харедим» по поводу пренебрегающего почитанием отца своего и матери, см. там.

И еще несколько плохих последствий влечет за собой этот страшный грех – злоязычие – таких, как жестокость в худшем своем виде и склонность к гневу – сам по себе тяжкий грех, резко осуждаемый нашими мудрецами в трактате Шаббат (105б). И часто доходят из-за злоязычия до насмешничества и других скверных качеств.

Таким образом, посредством всего написанного в этом Введении мы можем понять, сколь велик вред, который причиняют человеку злоязычие и рехилут. И Тора записала этот запрет отдельно (Ваикра, 19:16): «Не ходи как рахиль в народе твоем», и разъяснила его более чем прочие дурные качества, как мы говорили об этом в начале Введения. И на этом заканчивается Введение.

Я прошу моего дорогого читателя перечитывать это Введение вновь и вновь, ибо оно, несомненно, полезнее по данной теме для дальнейшего (изучения) более всего другого, поскольку в нем собраны слова мудрецов-ришоним, святые, чистые и пылающие, как факел. Слова мудрецов, которые сами, вне всякого сомнения, оберегали себя от этих дурных качеств в совершенстве, и потому слова их оказывают влияние на сердце читающих самым действенным образом. И еще читатель должен знать, что автор не выбирал приведенные им запреты и повеления как придется, а глубоко исследовал и изучал все 613 заповедей Торы и тяжело потрудился, пока не удостоился помощи Всевышнего в том, чтобы отобрать из них полностью соответствующие нашей теме.

И пусть не удивляется читатель тому, что при всей суровости запрета злоязычия и обиды, наносимой словом, мы находим иногда в Гемаре, как будто один амора говорит в адрес другого резкие слова. Также и этому вопросу я уделил внимание и привел на эту тему ответ «Хавот Яир» в конце данной книги, а также объяснил многие высказывания такого рода в разных местах ее.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=5439