Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 2 — Введение — Часть 2

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

3658

Запреты (продолжение)

(7) Иногда рассказывающий преступает также следующий запрет (Ваикра, 19:17): «Не питай ненависти к брату твоему в сердце твоем» – говорит с ближним миролюбиво, а когда его нет рядом – порочит перед другими людьми. И тем более – если прямо приказывает им, чтобы они не сообщали ему об этом: тогда он, несомненно, преступает указанный запрет.

(8 ‑ 9) Иногда рассказывающий преступает также следующий запрет (Ваикра, 19:18): «Не мсти и не храни зла». К примеру, он попросил кого-то оказать ему услугу, одолжить что-то и т. п., и тот не исполнил просьбу, и из-за этого он хранит на ближнего зло в своем сердце. И когда через какое-то время он видит в нем что-то недостойное, рассказывает об этом людям. При этом сначала он преступает запрет хранить зло в сердце, а потом, когда он мстит ближнему и рассказывает о том, что увидел в нем недостойное, преступает запрет: «Не мсти» – в то время как он обязан стереть из сердца то зло.

(10) Если поднялся на суде человек, чтобы свидетельствовать в качестве единственного свидетеля, что такой-то нарушил запрет (Торы), и его свидетельство не может привести ни к какому практическому результату ни в вопросах имущественных, ни в клятвах, ни изменить статус того, о ком он свидетельствует, как изначальнокашерного [пригодного быть свидетелем – говорит о нем, что он играет в кости, или одалживает под проценты т. д.; либо для коэна – быть пригодным для служения в Храме – когда свидетель говорит, что он родился от брака коэна с разведенной] – по той причине, что он – единственный свидетель по делу, о котором говорит, и получается, что он бесцельно разрушает доброе имя ближнего [то это тоже разновидность злословия]. И он, кроме того, преступает запрет (Дварим, 19:15): «Да не выступает один свидетель против кого-либо свидетельствовать о какой-нибудь его вине и о каком-нибудь проступке». И суд обязан назначить ему наказание битьем [в наше время суд Торы не может назначать его, как и смертную казнь].

(11) Все, о чем мы писали выше, относится к случаю, когда рассказывает один или слушает один. Но если человек присоединяется к группе злодеев и привычных к злословию, чтобы рассказывать им или выслушивать их, он преступает также запрет (Шмот, 23:2): «Не следуй за многими (людьми) на зло» (как писал Рабейну Йона, 50) – предупреждение: не соглашаться с делами творящих зло и не присоединяться к ним, даже когда их много (см. далее п. 6 в разделе «Повеления» о том, что присоединяющийся преступает также повелевающую заповедь, и см. здесь выше, в конце п. 4, написанное мной об этом от имени Пиркей де-раби Элиэзер в его завещании сыну).

(12) Если человек своим рассказом затевает и поддерживает ссору и раздор, то он преступает запрет (Бемидбар, 17:5): «И да не будет как Корах и как его община» – запрет и предупреждение: не поддерживать ссору и раздор, как говорится об этом в трактате Санедрин (110а).

(13) Нередкое нарушение запрета – распространенная привычка позорить ближнего рассказами о его давних делах, или о семейных проблемах, о его малых познаниях в Торе или в профессии, когда человеку говорят слова, которые ввергают его в гнев и растерянность, и он чувствует себя беспомощным, услышав их. Даже если такое было сказано наедине, сказавший преступает запрет (Ваикра, 25:17): «И не обижайте друг друга», в котором идет речь об обиде словами, как это объясняется в трактате Бава Меция (58б); тем более запрет нарушен, если рассказывалось перед людьми. Таким образом, тот, кто говорит в осуждение ближнего, перед ним или перед другими людьми, будь то рехилут или злоязычие, преступает, кроме самих этих запретов, также и запрет «Не обижайте».

(14) Иногда человек порочит ближнего так, как сказано выше, или иными подобными словами, наедине или перед другими людьми, так, что тот изменяется в лице. Таким образом, он преступает также запрет (Ваикра, 19:17): «Не возводи на него (вину) греха». Этими словами Тора предупреждает и запрещает вводить в стыд ближнего своего из народа Израиля, даже наедине, и даже когда поучение уместно. Это означает: не говорить с ближним сурово, так, что он будет опозорен, и тем более в случае, когда поучение неуместно, либо происходит перед другими людьми. И все это – если все происходило не перед многими людьми, но если это было так, то сказали наши мудрецы, что позорящий ближнего перед многими людьми не имеет удела в будущем мире.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=2582