Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 1 — Введение — Часть 1

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

887

Запреты

(1) А-мерагель ба-хаверо (разузнающий плохое о ближнем) преступает запретительную заповедь (Ваикра, 19:16): «Не ходи как рахиль в народе твоем». Кто такой рахиль [иногда неточно переводят «сплетник»; понятия, передаваемые этими словами, на святом языке и на русском не идентичны; см. об этом в начале Введения к этой книге]. Тот, кто собирает факты, а затем ходит от одного к другому и говорит: так и так говорил такой-то человек о тебе; так и так я слышал о таком-то, что он сделал тебе. Несмотря на то, что рассказываемое им – истина – разрушает мир. И есть грех намного больше этого, а именно – лашон а-ра – злоязычие (злословие). Грех этот – в рамках указанного запрета, и суть его – рассказывание плохого о ближнем. И это – грех, несмотря на то, что рассказ правдив. Но если рассказ – ложь, то это грех а-моци шем ра (букв. «создание плохого имени») ближнему.

(2) Рассказывающий и принимающий (т. е. слушающий и верящий) преступают также запрет: לא תשא (ло тиса) – «(не разноси) ложного слуха» (Шмот, 23:1) [букв. «не уноси его (с собой)» после того, как ты его принял], и можно прочесть также לא תשיא (ло таси) – «не возноси» [букв. «не рассказывай (другим людям)»], и потому данный запрет включает в себя обоих [рассказывающего и принимающего].

(3) Рассказывающий преступает также сказанное: «Береги себя от поражения а-цараат [проступающий явно на теле, или на одежде, или на стенах дома знак духовной нечистоты], строго соблюдай и исполняй…» (Дварим, 24:8). Объясняют мудрецы в Сифра (Бехукотай, 1:3), что слова «строго соблюдай» означают не забывай остерегаться злоязычия, чтобы не был ты поражен цараат из-за него.

(4) Рассказывающий и принимающий преступают также запрет Торы: «Перед слепым не создавай преткновения» (Ваикра, 19:14), ведь каждый из них создает преткновение перед ближним, чтобы тот преступил запреты, описанные в Торе. Но есть в этом различия между рассказывающим и принимающим: первый преступает данный запрет независимо от того, много или мало слушающих его, и напротив, чем их больше, тем строже нарушаемый им запрет, поскольку он создает преткновение перед многими. Но с принимающим ситуация иная; возможно, что он и не нарушает данный запрет. Лишь в случае, когда он один слушает сейчас злословие или рехилут, и если бы он ушел сейчас от рассказчика, тому некому было бы рассказывать, тогда он нарушает. Но если есть кроме него другие слушатели в это время, то возможно, что он не нарушает данный запрет, хотя и нарушает другие, разъясняемые в данном введении. И все это – если пришел уже после того, как рассказчик начал свои речи. Однако первый, перед кем тот начал говорить, хотя после него пришли и другие люди послушать те дурные речи, – тот первый, несомненно, преступает все запреты, поскольку с его участием началось нарушение запретов.

Во всяком случае, надо очень остерегаться такого общества и не присоединяться к нему, поскольку на небесах все оно записывается как «нечестивое общество», ибо так сказано в Цаваат раби Элиэзер а-гадоль, в котором раби завещал своему сыну Оркенусу следующее: «Сын мой! Не присоединяйся к обществу, в котором говорят дурное о ближнем! Ведь когда слова эти поднимаются к небесам, они записываются в книгу, а все присутствующие там записываются как “нечестивое общество”».

(5) Рассказывающий то, что является злословием, преступает также следующий запрет (Дварим, 8:11): «Берегись, чтобы не забыть Г-спода, Б-га твоего». Это предупреждение адресовано гордецам: ведь поскольку гордец насмехается и вышучивает ближнего своего, он, само собой разумеется, считает себя мудрецом и важным человеком. Ведь если бы он признавал свои собственные изъяны – не смеялся бы над ближним. И известно высказывание наших мудрецов в трактате Сота (4б) о том, что грех гордыни тяжек чрезвычайно, и как сказано там, прах гордеца не пробуждается для оживления из мертвых. Он подобен тому, кто поклоняется звездам, и Шехина оплакивает его, и он называется «мерзостью», см. там в Гемаре. В частности, если в рассказе своем, выставляя на позор ближнего, он возвеличивает самого себя, то он неизбежно преступает упомянутый запрет – помимо того, что наши мудрецы, с их духом святого постижения, объявили его лишенным будущего мира и сказали (Иерусалимский Талмуд, Хагига, 2:1): «У того, кто возвеличивает себя, позоря ближнего, нет удела в будущем мире».

(6) И еще рассказывающий или принимающий злоязычие преступает запрет: «Не оскверняйте Мое святое имя» (Ваикра, 22:32). Поскольку нет здесь вожделения и телесного удовольствия, из-за которых дурное побуждение одолевает человека, этот грех считается просто бунтом и свержением бремени власти Небес, и оскверняется тем самым имя Всевышнего. И мы говорили, что это относится к обычному еврею, но особенно, если он – человек важный, такой, что все смотрят на его дела, и нет сомнения, что здесь оскверняется имя Всевышнего. И тем более – если грех совершался в присутствии многих людей, ведь нет сомнения, что грех тогда велик чрезвычайно и называется «осквернением имени Всевышнего перед многими».

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53955