Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 45 — Правило 9 Часть 4 — Осторожность в отношении греха злоязычия в делах коммерческих и шидухах

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

2139

Пример 2

От редакции. Пример 1 приведен в конце правила 9 законов запрета рехилут.

(1) Если человек видит, что Реувен хочет участвовать с Шимоном в коммерческом предприятии, и Шимон незнаком с тем, как Реувен ведет себя в отношениях между людьми, тогда как этот человек давно и хорошо знаком с Реувеном в этом отношении. Он знает, что тот не бережет чужое имущество в силу своих дурных душевных свойств, – тогда он должен с самого начала предупредить Шимона, чтобы он не соучаствовал с Реувеном, и это не будет злоязычием. Но и в этом нужно чрезвычайно остерегаться, чтобы были исполнены все условия, перечисленные выше (правило 9 п. 2).

[Примечание автора. Но береги себя, брат мой, от ошибки, когда на основании вышесказанного ты разрешаешь себе предупредить ближнего, когда видишь, что он хочет участвовать с товарищем, с которым он не очень хорошо знаком, а ты знаком хорошо, и знаешь, что он находится сейчас в трудном положении. И вот, ты хочешь пойти и проинформировать первого о тяжелом положении второго, чтобы тот воздержался от соучастия, – и это будет великий грех с твоей стороны, как пишет Рамбам, «Илхот Деот» (гл. 7 п. 5): «…Когда кто-то рассказывает вещи, которые, передаваемые из уст в уста, причиняют ближнему телесный или имущественный вред, или даже [только] причиняют ему огорчение, или пугают его, то это – злоязычие». Описываемая здесь ситуация совершенно не подобна другим, в которых мы должны что-то открывать ближнему, поскольку в этих последних рассказывающий спасает слушателя, открывая ему суть ущерба или зла, тогда как здесь этого нет. Ведь у нас нет никаких доказательств того, что соучастие причинит в данном случае ущерб или зло.]

(2) Но если Шимон уже начал совместное дело с Реувеном, так как не знал его качеств, а ты знаешь их в том аспекте, о котором шла речь выше, то разрешение рассказывать зависит от следующего. Если рассказывающий знает, что слова его будут приняты слушателем лишь с тем, чтобы опасаться своего компаньона, то есть не полагаться полностью на него в их совместном деле и в счетах, но и самому присматривать за всем, чтобы не оказаться в убытке, то надо рассказать. Но также и тогда нужно очень остерегаться, чтобы были соблюдены все вышеупомянутые условия, перечисленные в п. 2 правила 9. Но если рассказчик предвидит, что его слова будут приняты слушателем безоговорочно, и это причинит существенный ущерб компаньону, о котором он рассказывает, то есть слушатель выйдет из общего с ним дела, или ему будет причинен иной вред, то нельзя рассказывать.

(3) Знай также, что нужно очень остерегаться, чтобы не давать дать Реувену совет вступить в совместное дело с Шимоном, когда знаешь о чем-то плохом, что может быть результатом этого соучастия, например, из-за бедности Шимона, и тем более – из-за того, что Шимон не очень надежен в делах. И то же самое – в делах сватовства, или заказа работы у мастера и т. п. И даже в ситуациях, когда запрещено идти и говорить Реувену плохое о Шимоне, например, о том, что его материальное положение непрочное, как говорилось выше, – [нельзя советовать Реувену вступить с ним в совместное дело]. И подобно этому – в делах сватовства и заказа работы у мастера. В каждом из этих дел сообразно сути его именно идти и приносить этим Шимону ущерб запрещено, поскольку в этом будет рехилут.

В обратной же ситуации, а именно: сделать зло Реувену, советуя ему, чтобы он вступил в совместное дело с Шимоном, или принял сватовство и т. п., когда советчик знает сам о себе, что если бы это касалось его лично, и он нуждался в такого рода деле, то он отдалялся бы от таких, как Шимон, – абсолютно запрещено. Ибо это включено в запрет: «Перед слепым не создавай преткновения» (Ваикра, 19:14), о котором сказали наши мудрецы, что смысл его в том, что нельзя давать человеку неподходящие ему советы. Есть люди, которые оступаются в этом из-за своих личных интересов и совершают тем тяжкий грех: страсть к имуществу толкает их на нарушение запрета Торы.

Пример 3

(4) Если кто-то видит, что один человек хочет сделать шидух – сосватать свою дочь за другого, и видящему известно, что у жениха есть очень серьезные недостатки (далее в п. 6 объясняется, какого рода недостатки имеются здесь в виду), и отец невесты о них ничего не знает, а если бы знал, то не согласился бы на этот шидух, – в этой ситуации следует рассказать ему. Однако нужно знать, что в этом законе есть много деталей, которые мы будем разъяснять далее, и нужно отнестись к ним всем с вниманием, прежде чем разрешить себе рассказывать. Также не следует копировать и переносить с одного случая на другой облегчающие доводы и обстоятельства. И прежде, чем мы начнем объяснять этот закон во всех его деталях, представляется необходимым прояснить ряд ситуаций, в которых люди часто оступаются. И хотя в действительности нет нужды приводить их в книге, поскольку они очень просты и не нужны для них ни Гемара, ни рассуждения. Тем не менее, из-за великой порчи, часто имеющей место в этих ситуациях, притом, что многие уже считают рассказывание делом разрешенным.

Я счел себя обязанным разъяснить, сколь велик обман, творимый теми, кто привычен к злословию, в такого рода делах; быть может, удастся, с Б-жьей помощью, устранить в какой-то мере слепоту многих людей в этом вопросе. Итак, я начинаю, с Б-жьей помощью.

(5) Нужно очень остерегаться такой скверной черты, как привычка осуждать перед одной стороной мнимые, ненастоящие недостатки другой стороны. Например, жених – человек простой, не очень способный разглядеть в людях коварство и разоблачать их хитрости, или же он не желает участвовать в зубоскальстве и шутовстве молодых людей, своих сверстников. Они позорят его по городу как глупца и тупицу – до того, что с ним иногда даже не хотят иметь дела при сватовстве или отменяют уже состоявшееся. Много дурных дел совершается, подобных этому. Да отсечет за это Всевышний нечестивцам уста их коварные! Ведь мало того, что они принадлежат к «привычным к злоязычию», поскольку у них не исполняется ни одно из условий, перечисленных в правиле 9 п. 2, – более того, они принадлежат к тем, кого Тора называет моци шем ра– «лжецами», поскольку речи их – неправда, как мы писали об этом в 1-й части книги, правило 1 и правило 5. Но даже если то, что они рассказывают, – полная правда, требуется, чтобы были исполнены все упомянутые выше условия.

[Напоминаем вкратце эти условия.

1. Видевший должен остерегаться, чтобы не решать окончательно сразу, что с ближним действительно произойдет что-то плохое [о чем мы собираемся его предупредить.

2. Нельзя преувеличивать в рассказе.

3. Рассказывать нужно только ради пользы, которую принесет рассказ, а именно – ради предотвращения ущерба, который угрожает слушателю, но не из-за ненависти к тому, о ком рассказывают плохое.

4. Если ту же пользу можно принести каким-то иным образом, без того, чтобы нужно было рассказывать о человеке дурное, то нельзя рассказывать.

5. Разрешение возможно только в случае, когда рассказ не причиняет обсуждаемому настоящее, существенное зло, а только препятствует ему получить какое-то благо от слушателя.]

[Примечание автора. В действительности эти люди принадлежат также и к категории «вводящих в грех многих». Ибо своими дурными качествами, тем, что они торопятся насмехаться над другими и обливать их грязью, они понуждают других, достойных и прямых сердцем, тоже идти их путями: сначала вынужденно, чтобы насмешники и привычные к злоязычию не ославили их как глупых, тупых или двуличных, а потом – они уже и сами тянутся за теми грешниками из-за возникшей у них привычки, становящейся чертой характера. И известны слова наших мудрецов (Авода Зара, 18б): «Идущий – в конце концов останавливается; остановившийся – в конце концов садится».

И в чем еще придется человеку серьезно превозмочь себя, – чтобы с самого начала не связываться с теми грешниками, а именно – не вступать в ссору с ними, и очень укрепить себя в том, чтобы вообще не сближаться с ними, как сказано (Мишлей, 1:11–16): «Если скажут тебе: иди с нами… удержи ногу свою от тропы их, ибо ноги их бегут ко злу». И сказали наши мудрецы в трактате Эдуйот (5:6): «Лучше для человека, чтобы называли его глупцом во все его дни, чем быть нечестивцем один час перед Всевышним». И сказано [только] «называли» соответственно тому, о чем говорится там в мишне, однако в действительности правильным будет для человека даже собственными руками совершить какой-нибудь глупый поступок, лишь бы только не предстать нечестивцем даже на один час в высшем мире. Ведь мы находим в Писании о Давиде, как он прикидывался умалишенным в доме Авимелеха, чтобы не попасть на расправу в его руки (см. Шмуэль 1, конец гл. 21). Тем более – перед Царем над царями царей, Святым благословенным [следует, не считаясь со своей честью, любой ценой избегать греха]. Также сказали наши мудрецы в трактате Хулин (5б): «”Человека и скотину спасает Г-сподь” (Теилим, 36:7), – это о людях с великим разумением, [смиренных] как скотина». [То есть ради исполнения воли Творца они жертвуют подобающим им почетом]. (И см. Брахот, 19б, где сказано: «Нашедший килаим[запрещенную смесь шерсти и льна] в своей одежде снимает ее даже в людном месте. Почему? – Потому, что ни мудрость, ни разумение, ни ухищрение не [могут] противостоять Г-споду»).]

Также идти и позорить одну из сторон из-за дел предков, – тоже злоязычие, как объяснялось выше, в правиле 4.

(6) А сейчас вернемся к разъяснению разрешения рассказывать о женихе, которое было дано в п. 4 для ситуации, когда у того есть очень серьезные недостатки, поскольку есть различия в законе между разными недостатками. А именно, если речь идет о телесной болезни, которую родные невесты не видят из-за того, что болезнь эта – внутренняя, то ясно, что рассказывающий о ней не должен опасаться запрета нарехилут, – но только должны исполняться условия, приведенные выше в правиле 9, п. 2.

[Примечание автора «Беер маим хаим», п. 8. Поскольку в такого рода делах люди часто поступают неправильно, объясню их здесь ясно и с небольшими добавлениями. Во-первых: рассказывающий должен заранее выяснить и убедиться, что речь действительно идет о телесной болезни жениха, а не о том, что он только слаб по природе своей, поскольку это не считается болезнью. Во-вторых: в рассказе нельзя преувеличивать против того, что есть на самом деле. В-третьих: рассказывать следует из желания принести пользу стороне невесты, а не из нелюбви к жениху. И к этому условию относится также следующее: рассказчик должен сначала взвесить, будет ли польза от рассказа, чтобы не случилось так, что его не послушают и шидух все-таки состоится. Ведь такое бывает очень часто, как мы писали выше, в правиле 9, «Беер маим хаим», п. 4.]

Другая ситуация, в которой необходимо рассказывать, – если слышно о женихе, что есть в нем апикорсут, не дай Б-г [то есть он отрицает Тору Всевышнего или хотя бы одну букву ее, или насмехается над словами мудрецов]. Ведь сказано в Торе, с одной стороны (Ваикра, 19:16): «Не ходи сплетником в народе твоем», – но сразу после этого там же: «Не оставайся безучастным при [пролитии] крови ближнего твоего; Я – Г-сподь».

Но если недостаток у жениха в том, что у него мало познаний в Торе, – не следует открывать этого, поскольку в такой ситуации сторона невесты сама причинила себе ущерб: надо было идти к знатокам Торы и попросить их проэкзаменовать жениха и выяснить, каковы его способности и познания. И те люди должны сказать о женихе правду, поскольку с самого начала именно об этом был с ними договор. Но если сторона невесты не сделала этого, – значит, она заранее смирилась с тем, что у жениха может и не быть больших познаний в Торе.

Помимо всего этого, тот, кто хочет позволить себе рассказать о недостатках жениха из-за того, что не может видеть, как на его глазах обманывают ближнего, и знает, что люди, ведущие этот шидух, обманывают сторону невесты, должен заранее удостовериться, что обещанные со стороны невесты деньги – приданое, а также на пропитание и одежду, – будут действительно уплачены, без обмана. Ибо обычно не следует торопиться и позволять себе рассказывать, поскольку мы часто видим, что сторона невесты не исполняет своих обещаний, и в итоге в нашем случае получается обман с двух сторон. Но кроме всего этого, требуется еще исполнение условий, перечисленных выше в правиле 9 п. 2.

(7) Те же законы действуют и в отношении рассказа жениху о делах, связанных с невестой: если рассказчик знает о болезнях невесты, которые не видны со стороны и которые утаивают от жениха, то он не должен опасаться запрета на рехилут, – но только снова требуется исполнение тех же упомянутых выше условий.

И точно так же, если слышно о доме невесты, что там не соблюдаются правила скромности, – и известно, что такого рода вещи становятся важной причиной того, что не достигается желаемая цель [создания верной Торе еврейской семьи], – следует открыть это жениху, и в этом случае не требуется исполнение упомянутых условий. И рассказчик должен только взвесить, будут ли приняты его слова, так как при шидухахони часто не принимаются, – и в итоге рассказ превращается в рехилут.

(8) Но если рассказчик понимает, что сторона невесты обманывает жениха с приданым или деньгами на пропитание, то он должен чрезвычайно хорошо обдумать и прояснить для себя ситуацию прежде, чем открывать дело жениху, поскольку здесь требуется исполнение следующих приведенных ниже условий.

1. Следует хорошо разобраться, действительно ли здесь имеет место обман. То есть надо выяснить, действительно ли отец невесты – дурной человек, или насколько он беден, или рассказчик сам ясно слышал от него, что он дает обещания лишь для вида. (И надо воздерживаться от быстрых и окончательных выводов о том, что из-за своего непрочного материального положения он точно не даст обещанного в приданое или денег на пропитание, поскольку мы нередко видим, что такие, как он, исполняют свои обязательства лучше, чем состоятельные домохозяева).

2. Нужно быть уверенным, что если бы жених знал то, о чем ему хотят рассказать, то не согласился бы на этот шидух. Ведь нередко бывает, что жених хочет получить от отца невесты все, что тот может дать, но принципиальное согласие его на шидух не зависит от того, сколько он получит; и к такой ситуации, несомненно, не имеет отношения обсуждаемое здесь разрешение рассказывать. (Если только речь не идет о том, что рассказ принесет пользу – жених посоветуется с кем-то, как получить у отца невесты гарантии исполнения его обещаний).

3. [Нужно быть уверенным], что со стороны жениха не будет обмана. Ведь если жених тоже обманывает другую сторону в чем бы то ни было, получается обман с двух сторон, и ясно, что запрещено рассказывать.

И помимо всего этого, также и здесь требуется исполнение упомянутых выше условий.

[Примечание автора «Беер маим хаим», п. 12. То есть нельзя преувеличивать обман против того, как он есть, и рассказывать следует из желания принести пользу жениху, а не из нелюбви к другой стороне, и должны быть исполнены прочие названные выше условия (правило 9, п. 2); при этом первое из них включено в те, что написаны здесь.]

И потому нельзя торопиться рассказывать, и нужно хорошо обдумать ситуацию, чтобы проверить исполнение всех тех условий.

(9) Если шидух уже состоялся, а рассказчик изучил ситуацию и убедился, что сторона невесты обманет жениха с приданым или деньгами на пропитание, то разрешение рассказывать зависит от следующего. Если ему ясно, что жених примет слова его только для того, чтобы опасаться, то есть захочет посоветоваться, как сделать, чтобы отец невесты не смог обмануть его, либо рассказчик знает, что жених ничего не станет делать самовольно, но только то, что решит суд Торы, то можно рассказать ему, – но только остерегаться, чтобы были исполнены условия, перечисленные в правиле 9 п. 2. Представляется также, что должно быть исполнено условие 3 из предыдущего пункта о том, что со стороны жениха не должно быть обмана.

Но если рассказчик видит, что жених примет его слова и расторгнет шидух в одностороннем порядке, не предъявляя претензий и ничего не слушая, – нельзя открывать ему, поскольку не бывает, чтобы исполнились все условия [разрешающие рассказ].

(10) Иногда бывает так, что можно рассказывать, – например, когда рассказчику известно, что у невесты есть болезнь, не видная снаружи, и жених не знает этого. Но только нужно остерегаться, чтобы были исполнены условия, перечисленные в правиле 9 п. 2.

Но если рассказчик не знал о ее болезни сам, а слышал от других, – не должен открывать, за исключением того случая, когда он знает, что жених не будет действовать самовольно и отменять шидух, а только будет опасаться и хорошо выяснять; и также в этом случае нужно, чтобы были исполнены условия, перечисленные в правиле 9 п. 2.

(11) Если рассказчик знает о доме невесты, что там не соблюдаются правила скромности, – нужно открыть это жениху. (И если он знает о женихе, что есть в немапикорсут, не дай Б-г, – нет сомнения, что заповедь – открыть это стороне невесты); и не нужно здесь исполнения условий, упомянутых выше. И даже если рассказчик не сам это знает, а слышал от других, – все равно должен открыть. Но он только должен остерегаться, чтобы не вытекало из его слов, будто он знает о том деле сам. Он должен просто сказать: я слышал так и так, но этому пока нельзя безоговорочно верить; однако надо опасаться и проверить.

Я намеревался дать еще примеры разных ситуаций – с мастером, наемным работником, прислугой и т. п., – но из-за больших расходов на печатание книги и нехватки времени не стал делать этого. Однако общее правило таково: человек должен направлять взор глаз своих и сердца на пути свои, и особенно – на то, что выходит из уст его, чтобы не вмешиваться в дела между людьми – без того, чтобы изначально знать эти дела ясно и в истинном свете. И должен иметь в виду пользу, а не говорить из ненависти; и должен видеть, что выйдет из его речей в конечном счете, чтобы не выходило это за рамки закона, не дай Б-г. И тогда Всевышний будет ему в помощь, чтобы не попался он в ловушку дурного побуждения. И Твердыня Израиля убережет нас от ошибок, и покажет нам чудеса Его Торы.

Благословен Всевышний вовеки. Амен!

Закончена вторая часть книги «Хафец Хаим».

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=24340