Бейт Элоким — Раздел Тфила — Отличие молитвы от остальных заповедей — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рабби Моше бен Йосеф из Терани (а-Мабит)

770

[В начале главы шла речь о каване (особом настрое, сосредоточении на том, что человек делает) и о произнесении молитвы устами; здесь и далее – примечания переводчика.]

И некоторым хорошим и честным в сердце людям может помочь желание и кавана без того, чтобы произносить молитву устами. Как написано (Теилим, 145): «Желание трепещущих перед Ним исполняет, слышит их вопль и спасает их». Потому что трепещущим перед Всевышним не подобает молиться Ему об умножении благ этого мира, ведь праведники не могут просто так пребывать в покое, на них <часто> обрушиваются горести. [Стоит заметить, что слова автора в оригинале можно понять и так, что у праведников по определению часто случается беда, хотя, разумеется, это не обязательно, ведь бывают и праведники, всю жизнь пребывающие в благоденствии. А можно понять, что если праведник рассчитывает на спокойную жизнь, тогда к нему приходят горести.] И праотец Яаков не просил у Всевышнего большого богатства и почестей, а только «хлеба, чтобы поесть, и одежды, чтобы одеться», [то есть необходимый минимум, не более того]. Так и подобает вести себя праведникам в этом мире – довольствоваться малым, например, пучком зелени (см. Санедрин, 94б), и не просить у Творца дом и богатство.

При всем этом, если Всевышний видит желание праведников быть богатыми и почитаемыми, поскольку их стремление к этому основано на благих намерениях, во имя Небес (чтобы правильно распоряжаться богатством: помогать деньгами бедным, поддерживать Тору и украшать ее [по-видимому, автор имеет в виду затраты на то, чтобы Тора обрела должный почет в глазах людей]), хотя они и не произносят свою мысль устами, Он исполняет их желание. Яаков тоже думал об этом, как видно из его слов «из всего, что Ты дашь мне, отделю Тебе десятину» (Берешит, 28). Другим словами, я сам не прошу у Тебя ничего, кроме хлеба и одежды, но если Ты дашь мне большего – отделю Тебе десятину. Поэтому и Псалмопевец говорит в цитируемом выше стихе: «Желание трепещущих перед Ним исполняет», то есть, Всевышний знает сокровенные мысли праведников и исполняет их желания, даже когда они не просят ничего устами.

А также сказал он: «…слышит их вопль и спасает их», чтобы показать нам достоинство трепещущих перед Творцом – когда они взывают и вопят к Всевышнему, благословен Он, даже если беда на самом деле не так велика, как могло бы показаться от их воплей, Он внимает им, и посылает спасение по мере того, как они взывали, а не по мере настоящего несчастья. Потому что иногда случившаяся беда относительно невелика, а человек страдает и кричит сильнее, чем следовало бы в этом случае. Ведь если беда действительно настолько велика, Б-г слышит даже вопли не особо боящихся Его и спасает их, как сказано в Писании о народе Израиля, [порабощенном и изнуряемом в Египте]: «и достиг Всесильного их вопль из-за тяжелой работы…» (Шмот, 2). И здесь имелось в виду именно то, о чем мы говорим: их вопль достиг Всесильного из-за тяжелой работы, которую их заставляли выполнять, поработив. То есть, их вопль действительно соответствовал страданиям, которые они испытывали от этой работы, так что их вопли и взывания нельзя было назвать преувеличенными.

А те, кто не просит устами того, что им причитается, относятся к категории скромных людей. И они, вне всякого сомнения, удостоятся благословения достатком, как написано (Теилим, 10): «Ты услышал, Г-сподь, желания скромных, и направил их сердца, услышь своим ухом <их нужды, даже когда они не просят>». Ведь Всевышний хочет исполнить желания скромных людей, и слышит их так, как будто они произнесли эти желания устами, настраивая их сердца на то, чтобы они желали <того, что желают, не для себя>, а для служения Ему, благословенному, для того чтобы они удостоились исполнения сказанного: «и услышит Б-г, и ответит». И об этих людях сказано (там же 37): «И скромные унаследуют землю, и будут наслаждаться полным миром». То есть, нечего и говорить, что Всевышний обеспечивает все необходимое тем, кто скромен, и не просит желаемого устами, – все, чего у них нет. Мало того, Он пополняет все, что у них есть, так, чтобы им не приходилось заново просить об этом, ведь они скромные, [и просить не станут]. И в этом смысл сказанного «И скромные унаследуют землю…», то есть, за их скромность Всевышний даст им особую поддержку – они унаследуют на земле то, что уже есть, и им не придется трудиться понапрасну и не придется переживать за своих детей, и будут они жить в полном мире. [Автор сейчас пояснит, почему он так настойчиво подчеркивает, что праведники будут жить в мире.] Потому что даже если Всевышний в изобилии наделяет людей благом, главное их наслаждение – оттого, что они живут в мире, когда на всей земле – мир, и все живут спокойно, а не так, чтобы у них все было хорошо, а остальной мир страдал (см. Таанит, 24). Ведь такие люди всегда переживают за остальных (см. Танхума, в конце главы Бешалах), и не могут получать настоящее удовольствие, пока все люди не будут тоже пребывать в мире, как мы уже объяснили.

Перевод – рав О. Климовский.


http://www.beerot.ru/?p=52029