Бейт Элоким — Раздел Тфила — Молитва об Избавлении

Дата: | Автор материала: Рабби Моше бен Йосеф из Терани (а-Мабит)

1715
молитва об избавлении

Молитва об Избавлении — Просим… и не получаем ответа?

Поскольку известно, что общественная молитва всегда принимается, мы должны разъяснить, что происходит с нашей молитвой об Избавителе, о котором мы молимся со времени разрушения Храма и поныне, три раза в день – вечером, утром и днем.

Мы просим об Избавлении в благословении «Избавляющий Израиль», и в других, говоря: «…поторопи наше избавление», «Пребывай в городе Твоем, Иерусалиме…» и «Росток Давида, раба Твоего…» (автор приводит цитаты из молитвы Шмонэ Эсрэ сефардских евреев – примечание переводчика), просим… и не получаем ответа. При том, что молитву эту все евреи читают повсеместно три раза каждый день, и не может быть, чтобы хотя бы в какой-нибудь общине не нашлись бы праведники, которые читали бы ее с должным сосредоточением на ее смысле. Кроме этого, в трактате Таанит (30) мудрецы утверждали, что «каждый, кто скорбит о <разрушенном> Иерусалиме, удостаивается увидеть радость <его восстановления>, как сказано: «Радуйтесь все, кто скорбел о нем» (Йешаяу, 66)». А ведь многие, многие праведники и благочестивые скорбели, и до сих пор не удостоились утешения.

На это можно ответить, что уже открыли нам мудрецы: молитва человека, который просит о чем-либо, не пропадает втуне, даже если он и не получил желаемого.

Он получает награду за исполнение повелительной заповеди о молитве и за то, что признает: никто, кроме Всевышнего, не может восполнить то, чего недостает человеку. Тем более, когда человек молится о столь важной вещи, как Избавление Израиля, – вне всякого сомнения, награда его велика, поскольку во время молитвы он думает о том, чтобы всем стало известно величие Всевышнего, благословен Он, и чтобы исполнилось «…в тот день станет <явным, что> Господь един и Имя Его – едино!».

Однако, поскольку молитва об Избавлении касается всего Израиля, недостаточно, чтобы ее сосредоточенно читали в какой-то одной общине. Для того чтобы она была принята, требуется сосредоточение на ней большей части Израиля. Кроме того, во время этой молитвы следует совершить полное раскаяние, чтобы она была принята, как сказано: «Сегодня (придет Избавитель), если послушаетесь Его голоса…» (Теилим, 95). Без этого молитва не будет услышана, даже если в какой-то день и случится так, что ее сосредоточенно читали большинство евреев, потому что <решение о нашем изгнании> подобно приговору, скрепленному клятвой. Такой приговор нельзя отменить даже ради целой общины, пока не наступит время для его отмены или не истечет его срок, как толковали мудрецы слова Йешаяу (60) «Потороплю его (Избавление) в назначенное время»: «Удостоятся – потороплю, не удостоятся – <приведу> в назначенное время» (Санедрин, 98).

Видится, что о таком великом чуде, как Избавление Израиля – окончательное Избавление, после которого уже никогда не потребуется еще одного, – надо много молиться, первым и последним поколениям.

Молитва первых поможет молитве последних.

И молитва последних, которые живут ближе по времени к Избавлению, будет скорее принята, чем молитва первых поколений, по двум причинам:

1. Те, кто живет задолго до ожидаемого Избавления – лет за тысячу, должны упрашивать и умолять, чтобы их молитва была принята, больше, чем те, которые живут ближе к нему – за 500. Молитве же тех, кто живет всего за сто лет до Избавления, еще легче быть услышанной – при условии, что молитвы тех и других одинакового уровня. Чем ближе человек ко времени Избавления, тем больше шансов у его молитвы быть принятой, подобно тому, как путь сократится скорее для того, кто уже на подходе к городу, в который идет, чем для того, который еще далек от цели.

2. Поскольку мы просим о чрезвычайно великом – об Избавлении, требуются усилия многих поколений, чтобы эта молитва была принята. И когда все необходимые молитвы, известные Всевышнему и ожидаемые им, будут прочитаны, тогда, в том поколении, молитва будет принята. И, хотя прежде те молитвы не принимали, эта молитва будет принята в тот момент, когда наберется нужное количество молитв. И принята она будет не только в заслугу себя самой, но и в заслугу всех предыдущих молитв, которые помогут этой, последней молитве стать решающей. И когда она будет принята, все предыдущие молитвы, которые помогли ей, тоже как будто будут приняты в этот момент.

Добавим, что, хотя прошлые поколения не получили ответа на свои молитвы, они все равно были приняты – для них самих.

Поясним: после Избавления, когда будет восстановлен Храм и произойдет воскрешение из мертвых, все поколения встанут и удостоятся наблюдать Избавление за то, что всю жизнь молились о нем и ждали его. Удостоятся, потому что на Суде Грядущего Мира у человека в первую очередь спрашивают: «Ожидал ли ты спасения?» – те, кто надеялся и ждал, удостоятся увидеть радость Избавления, а кто не ждал – не удостоятся. Таким образом, становится понятным сказанное в трактате Таанит: «Каждый, кто скорбит о <разрушенном> Иерусалиме, удостаивается увидеть радость <его восстановления>, как сказано: «Радуйтесь все, кто скорбел о нем» (Йешаяу 66)». Это означает, что все, кто скорбел об Иерусалиме, заслуживают того, чтобы жить в том поколении, когда произойдет Избавление, и удостоиться увидеть утешение Сиона.

Но и до восстания из мертвых может оказаться, что среди тех, кто живет в поколении Избавления, найдется, благодаря перевоплощению душ, немало людей, которые во всех прошлых поколениях ожидали Избавления и молились о нем. Получается, они удостоились того, чтобы их молитва была принята – для них самих в прямом смысле! И поскольку, как мы разъяснили выше, молитва последних поколений принимается больше, на них в особенности возложено полностью раскаяться и вернуться к Всевышнему, и проявить это в молитве и благотворительности. Таким образом, они удостоятся Избавления, которое уже близко к ним. Если же они не будут стараться, не дай Б-г, то будут наказаны.

И поэтому пророк сказал так: «Ищите Всевышнего, когда Он достижим, взывайте к Нему, когда Он рядом» (Йешаяу 55) – чтобы намекнуть на обе вышеупомянутые причины.

«Когда Он достижим» указывает на вторую причину – благодаря накопившемуся за века количеству молитв, Он будем достижим <для молитв последних поколений>, а «когда Он рядом» – на первую: эти молитвы имеют больший шанс быть принятыми, чем молитвы предыдущих поколений (при условии одинакового раскаяния и уровня сосредоточенности на молитве тех и других).

И Даниэль (в главе 12-й), для того, чтобы намекнуть на те поколения, которые только во время воскрешения увидят, что их молитва была принята, написал «и многие из спящих в прахе проснутся» рядом со словами «И в то время выживет каждый, кто записан в Книгу». То есть, те, кто будет жить во время тех бедствий (в поколении, предшествующем Избавлению) – останутся в живых и удостоятся увидеть Избавление, а тем, кто в это время будет лежать в прахе, не придется переносить тяготы этого периода – взамен того, что они не увидели в свое время прихода Избавления. А уже после него они восстанут из праха для вечной жизни. И самому Даниэлю после слов «Счастливый удел тех, кто ждет – и доживут до дней 1335» было сказано: «а ты ступай к кончине своей, и пребудешь в покое, а затем встанешь, чтобы получить свою долю в конце дней» (там же). То есть, и он сам удостоится жить во времена Спасения, когда восстанет из мертвых.

Помимо этого, молитва Израиля в каждом поколении принимается и для сиюминутного, частичного избавления, которое совершает Всевышний для евреев, давая им приязнь в глазах тех, кто властвует над ними, и иногда устраивая так, чтобы те даже оказывали им некоторое уважение. Таким образом, некоторая часть обещаний на тему Избавления исполняется и для них, как говорили мудрецы о раве Уне бар Натане, что для него исполнилось пророчество «и цари будут заботиться о тебе…» (Йешаяу, 49). (О нем рассказывается в трактате Звахим (19а), как однажды он предстал перед царем Изгадаром, а тот, заметив, что пояс рава надет выше, чем полагается, собственноручно поправил его, говоря: «о вас сказано, что вы – царство священников и святой народ».)

И не было такого поколения, когда Всевышний не спасал бы еврейский народ из любой беды, даже если и пришлось им пережить ее.

А бывали и периоды, что евреи благополучно существовали среди остальных народов – благодаря молитвам об Избавлении. Потому что Он, благословенный, наблюдает за сынами Израиля и заботится о них так, что прежде, чем они воззовут к Нему, Он уже отвечает, и прежде чем ударить, взращивает росток излечения. Таким образом, в каждом поколении есть что-то от Избавления, как сказано: «Несмотря на все, когда они будут во вражеской земле, Я не презрю их, не погнушаюсь ими, и не <допущу> их полного уничтожения, нарушив наш союз, потому что Я – Всевышний, их Б-г» (Ваикра 26).

Перевод – рав О. Климовский


http://www.beerot.ru/?p=16484