Пророк — и мудрец

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1496
пророки и мудрецы

«Учили мудрецы на языке Мишны: благословен Всевышний, который выбрал их и их Мишну».  «Выбрал их» – в чем проявляется избрание их, их учения, их Мишны? Всем известно, что Тора называется – «Торат Моше», однако мы не изучаем «учение Моше», а Тору Всевышнего… Такое название говорит о том, что Тора раскрылась нам через пророческое постижение Моше рабейну. Корень, источник, возвышенная сущность Торы – в высших мирах, в бесконечных проявлениях Его воли. В нашем же мире Тора раскрывается в рамках нашей реальности, сотворенной Им. Для соединения Торы высших миров с нашим миром должен существовать некий проводник – и во времена пророков таким проводником служило пророчество. Когда же прервалось пророчество, появился другой канал. Написано в трактате Бава Батра: хахам адиф ми-нави – мудрец Торы предпочтительней пророка. Это высказывание следует понимать так: то, что постигаемо мудрецом Торы, пророк не может постичь своим пророчеством. В идеальной для нашего народа ситуации мудрец Торы – он же и пророк, то есть у такого человека есть два канала постижения Истины. При этом постижение через изучение у него будет глубже, чем постижение, достигнутое с помощью одного лишь пророчества. Однако, при любом виде постижения, высшая Тора скрыта в нашем мире. Путь постижения развернутой системы заповедей Торы через пророчество был дан исключительно при жизни Моше рабейну, который был избран Всевышним пророчествовать, и уровень его пророчества был выше уровня всех других пророков. И поэтому  его называют «отец всех пророков».

После смерти Моше рабейну состояние всего мира изменилось: раскрытие законов Торы  через пророчество стало недостижимым. Все спорные вопросы отданы для разрешения мудрецам Торы, и они способны их разрешить на основании изученного. Взамен пророчества Моше рабейну появился новый канал для постижения Торы в нашем мире – изучение Торы мудрецами. Есть известная история о том, как после смерти Моше, его преемник Йешуа бен Нун забыл часть законов, и это послужило причиной многих сомнений; дошло до того, что народ возмутился настолько, что почти пошел воевать с ним – из-за того, что Йешуа бен Нун не смог сохранить то, что ему передал Моше. Йешуа взмолился Всевышнему, чтобы Он вернул ему утраченное знание – но не удостоился этого через пророчество. Всевышний сказал Йешуа примерно следующее: «Мой раб Моше умер, и с ним закончилось раскрытие Торы через пророчество. Разбери сам все спорные вопросы, и тогда удостоишься понять все законы заново».

Точно так же, как пророк в своем видении прикрепляется к высшим мирам и постигает то, что ему дано спустить на землю, – так и мудрец, тяжело работая над Торой, стремясь постичь ее правильно, во имя славы Творца, удостаивается высшего постижения и становится тем каналом, по которому Тора спускается в наш мир.

На прошлом уроке мы говорили о том, что сутью Мишны является раскрытие источников законов. Величайшим достоинством мудрецов Израиля является то, что они тяжко трудятся над Торой, стремясь ее постичь теми методами, которые они получили от своих учителей. Великая заслуга мудрецов в том, что именно через их постижение раскрывается Тора. Значение вклада мудрецов невозможно оценить: говорится, что если мы относимся к мудрецам предыдущих поколений, как к ангелам – то мы по сравнению с ними как люди; но если же мы относимся к ним как к людям (даже великим) – то мы относительно их уровня как ослы…

В нашем поколении, если мы посмотрим на великих мудрецов Торы, то мы можем заметить в них одно принципиально важное качество: весь их тяжкий труд над Торой – не для того, чтобы сказать что-то свое и прославиться, а лишь в том, чтобы раскрыть максимально четкое и истинное понимание Торы Всевышнего. Отказываясь от лжи и неверных трактовок, они удостаиваются того, что Всевышний дает им истинное понимание.

Говорится в Талмуде о постижении Торы: «Если скажет, тяжело трудился и нашел, то этому можно верить». Возникает вопрос: если употребляется слово «нашел», то при чем здесь труд? Награда за труд – совершенно заслуженная, но находку мы привыкли связывать со случайной удачей. Объясняется это тем, что сами по себе труды над Торой, пусть и самые тяжкие, не дают обретение высшей истины – Тора должна прийти свыше. Также и название праздника Шавуот («праздник дарования Торы») связано именно с тем, что дается Свыше в каждом поколении.

Однако без труда и подарок невозможен. Частью такого труда над Торой является самоотверженный поиск истины – когда человек всеми силами старается постичь сказанное в Торе, то и сама Тора становится «его». Именно сочетание, с одной стороны, правил, переданных учителями, того, как именно учиться, и, с другой стороны, самоотверженного труда в постижении, удостаивает мудрецов Мишны того, что Всевышний избрал именно их для того, чтобы они раскрыли основы Торы в нашем мире.

Таким образом, нам становится немного более понятным смысл фразы «Благословен выбравший их и их Мишну»: она означает раскрытие мудрецами Мишны источников Закона. У рава Моше Хаима Луцатто есть труд «Маамар а-Икарим» (название можно приблизительно перевести как «Книга основ»), который обычно публикуется в качестве приложения к книге «Дерех Ашем». В этом труде, Рамхаль, в частности, объясняет, в чем смысл постановлений мудрецов – почему Всевышний не дал нам напрямую все законы, запреты и награду? Он объясняет, что Всевышний хотел, чтобы еврейский народ, наши мудрецы были Его «соучастниками» в раскрытии Торы. Те мудрецы, которые постоянно глубоко занимаются Торой – именно их выбрал Всевышний, именно их учение. При этом важно помнить, что это не просто учение, а Тора лишма – изучение Торы не ради почета или других выгод, а ради нее самой, ради наиболее полного и ясного раскрытия мудрости Всевышнего в нашем мире. Всевышний выбрал их, чтобы через наших мудрецов раскрылись корни законов в нашем мире, и то раскрытие воли Творца, которое они сформулировали, и является мудростью постижения, которая была дана мудрецам Израиля.

Подготовила – А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=40382