Уроки веры и упования — 6 — Вера и упование — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Моше Айнхорн

1818

Часть 1

Наш учитель Хазон Иш говорит о том, что упование – это душевное спокойствие, основанное на вере в то, что все, что происходит с человеком, – постановлено Небесами. Я не знаю, что произойдет, а что не произойдет, но я знаю, что то, что произойдет, постановлено Небесами и не имеет иного источника. Хазон Иш не говорит о милосердии Творца Вселенной, не говорит он и о том, что все, что делает Творец – к лучшему. Хазон Иш говорил о самой первой основе, которую должен стремиться осознавать каждый еврей.

В третьей части своей книги «Кунтрес а-Бхира» рав Элияу Деслер говорит, что есть более высокая ступень. Но важно подчеркнуть: даже если я еще не достиг более высокой ступени, я уже называюсь верующим и уповающим человеком, если осознаю, что все, происходящее со мной и с окружающими, происходит только в силу того, что так постановил Творец.

Если я знаю, что все, что происходит со мной, соответствует воле Небес, существует вероятность того, что я начну предъявлять претензии Хозяину Мира: «Может быть, Ты перепутал Иов и ойев (враг)?» Да, источник происходящего – воля Небес, но где справедливость? Более высокая ступень – верить в то, что «Твердыня! Совершенно деяние Его, ибо все пути Его праведны. Б-г верен, и нет несправедливости; праведен и справедлив Он» (Дварим, 32:4). «Твердыня, совершенно деяние Его» – все, что делает Творец, абсолютно совершенно. «Ибо все пути Его праведны» – все, что Он делает, Он делает в соответствии с мерой Справедливого Суда. «Б-г верен и нет несправедливости» – Он никогда не допускает несправедливости в отношении кого бы то ни было. Итак, во-первых, я знаю, что все происходит по воле Небес, а не по воле случая. А во-вторых, я знаю, что на это есть весомая причина. Возможно, это из-за того, что я совершил грех или не выполнил заповедь. Возможно, из-за того, что во мне хотят воспитать какое-либо хорошее качество, но в любом случае это соответствует справедливости. И несмотря на то, что я вижу, что кто-то ведет себя хуже, чем я, но с ним обходятся не так сурово, я должен понимать, что здесь нет никакой ошибки, Творец не перепутал между Иов и ойев (враг) – все справедливо.

Даже если я знаю, что все, что происходит, постановлено Творцом, и что это соответствует мере Справедливости, я могу сказать: «Хорошо. Посадить вора в тюрьму на 10 лет – справедливо, и это хорошо для общества, но это точно не хорошо для самого вора – сидеть в тюрьме 10 лет».

Третья ступень – верить в то, что все, что делает мне Творец, служит моему же благу. Все страдания, боль и мучения – все это для моего же блага, а не только на благо общества. Именно в этом заключается значение фразы, сказанной Нахумом Иш Гам Зу на каждое тяжелое происшествие в жизни: «и это к добру».

Я вижу, что человеку, не дай Б-г, ампутируют ногу. Это страшная и ужасная вещь, но это служит благу этого человека. Потому что у него гангрена, и, если ногу не отрезать, он умрет. Не так давно на ноге одного из хасидов Слоним появилась незаживающая рана. Через продолжительное время врачи взяли анализы и обнаружили там раковую опухоль. Израильские врачи однозначно сказали: «Необходимо ампутировать ногу. Опухоль очень агрессивна, и справиться с ней можно только таким способом – отрезать ногу наверху, в том месте, до которого она еще не успела добраться». Человек не согласился на ампутацию и полетел на лечение в Америку. Американские врачи считали, что можно спасти его, не отрезая ногу, и полгода пытались это сделать. Назад он вернулся «особым грузом»… Если бы ему вовремя ампутировали ногу, это было бы ради его же блага – несмотря на то, что никто из нас не хотел бы дойти до такого состояния, при котором ампутация одной из частей тела послужит нашему благу.

Есть, однако, еще более высокая ступень. Что все это проистекает из милосердия Творца Вселенной. Когда врач ампутирует ногу пациента, он неизбежно проявляет качество жестокости. Он делает это на благо пациента, но для того, чтобы отрезать ногу необходимо качество жестокости. Отцу, который относится к своему сыну милосердно, никогда не дадут оперировать его. Если он большой специалист, ему позволят стоять рядом с хирургом и советовать, как следует проводить операцию, но отцу никогда не дадут в руки скальпель, чтобы он резал плоть своего сына, чтобы спасти его. Ведь из-за своего милосердия он неизбежно почувствует дрожь в руках и, несомненно, выполнит операцию не лучшим образом. Как сказал мне хирург, с которым я однажды разговаривал: «Когда я режу человека, я чувствую, как будто режу помидоры». Я ответил: «Отлично, очень хорошо, потому что, когда ты режешь помидоры, ты не испытываешь эмоций, и это позволяет тебе сосредоточиться на деле». Отец не сможет воспринимать операцию подобным образом. Итак, то, что делает хирург, имеет целью принести пациенту пользу, но вместе с тем это проявление жестокости.

Творец же делает все исходя из качества Милосердия. Самые тяжелые страдания, которые могут выпасть на долю человека, проистекают из милосердия Творца. В книге «Вера и упование» Хазон Иш не упоминает качество милосердия, поскольку здесь он хотел научить нас самой первой основе веры, которую обязан разделять каждый еврей: все, что происходит со мной, происходит по воле Творца. Второй, третий и четвертый аспекты представляют собой следующие уровни веры, которых может достичь человек. Даже если человек пока не поднялся на эти ступени, невозможно сказать, что он не верит, поскольку основная часть веры у него уже есть – просто он еще не достиг совершенства.

После Катастрофы (в которой погибли несколько братьев и сестер Хазон Иша) сестра Хазон Иша рабанит Грайнеман, благословенна ее память, пришла к нему и спросила: «Скажи мне, где же милосердие Творца Вселенной?» Мы вполне можем понять этот вопрос, вспомнив, о каких несчастьях идет речь… На это Хазон Иш дал ответ, который я, в силу малости своего разума, не понимаю, но, тем не менее, верю в то, что это истина. Он встал во весь рост и произнес: «Скажи, сестра, есть ли у тебя представление о том, что такое милосердие? Знай же, что все, что ты думаешь о милосердии, даже не приближается к милосердию, проявленному Творцом во время Катастрофы».

Кто-нибудь понимает этот ответ? Я – нет. Но так он сказал, и я верю в то, что это правда.

Известно, что именно в самые тяжелые моменты, когда мы провожаем умерших либо вспоминаем о них, мы читаем молитву «Б-г, исполненный милосердия» (Э-ль мале рахамим). Что означает «исполненный»? Например, можно наполнить стакан водой. Если стакан наполнен так, что невозможно добавить в него ни капли, не разлив воду, это означает, что стакан по-настоящему полон. Так же полно и милосердие Творца мира.

Этой ступени веры можно достичь. Но тот, кто пока не достиг, тем не менее, не считается не верующим.

Рав Леви Ицхак из Бердичева обещал своим ученикам, что, когда он покинет этот мир, он приведет Машиаха. Он сказал, что еврейский народ достаточно пострадал, и уже настало время прихода Машиаха. Рав Леви Ицхак из Бердичева был, как известно, великим заступником еврейского народа. И вот он умер, а Машиах не пришел. После своей смерти рав Леви Ицхак явился во сне своему ученику, Магиду из Кожниц. Магид спросил его: «Ребе, ты обещал, что Машиах придет!» На это рав из Бердичева ответил: «Когда я поднялся наверх и увидел, что делает Творец, я сказал ему: “Властелин мира! Ты делаешь хорошо, продолжай!”»

Следует понимать (хоть это и очень тяжело), что источник всего нашего милосердия – Всевышний. Следовательно, у Него милосердия не меньше, чем у нас. И если наше милосердие не позволяет нам допустить то или иное несчастье, значит, единственной причиной, по которой Он может допустить такое, может быть только еще большее милосердие, которое мы не понимаем (из-за незнания всей полноты картины), стоящее за этим несчастьем. Так говорит Саба из Кельма.

Первый стих книги Берешит гласит: «В начале сотворил Б-г (Элоким) небо и землю». Раши пишет: почему написано «Б-г»? Потому что сначала Он хотел сотворить мир при помощи меры Суда, но, увидев, что мир не может существовать так, добавил также меру Милосердия, сделав ее главной.

Таким образом, наш мир обязан быть наполнен милосердием. И все, что происходит, проистекает именно из милосердия Создателя. Но в виду ограниченности нашего разума и знаний мы не всегда можем это понять. Поэтому, попав в Мир Вечности, человек прежде других вещей поймет, насколько Б-жественное Провидение соответствовало его интересам, было справедливо и проистекало из милосердия Творца.

Моему отцу, благословенна его память, пришлось многое пережить во время Катастрофы. И он, и моя мать, благословенна ее память, были в Аушвице. И мой отец сказал мне: «Я видел Творца вселенной». То есть у него не было сомнений в вере. Он не понимал Всевышнего, но видел Его руку. Я спросил: «Ты можешь рассказать мне пример того, как ты его видел?» Он сказал: «Хорошо, я расскажу. Однажды нацисты поместили четыре тысячи человек в газовые камеры. Один еврей, работавший в крематории, знал, что в числе прочих среди них находится его дочь. Он подошел к офицеру СС и сказал: “Я прошу милосердия к моей дочери, чтобы ее не отправили в газовую камеру”. Подобная просьба запросто могла обернуться для еврея расстрелом на месте, но офицер почему-то согласился. А это было уже после того, как двери газовых камер закрыли. Дверь камеры открыли и крикнули: “Дочь такого-то!” То ли его дочери не было в той камере, то ли она была там, но не слышала. Так или иначе, она не вышла. Крикнули снова: “Дочь такого-то!” Около входа стояла молодая женщина. И она подумала: “Почему бы не попробовать спастись?” Она повернулась и крикнула: “Отец!” Обычно, когда кто-то кричит “отец!”, но на самом деле она не его дочь, человек скажет: “Извини, ты ошиблась – ты не моя дочь”. Но тот еврей в ту же секунду подумал: “Я не могу спасти свою дочь – спасу другую еврейку”. Он крикнул в ответ: “Дочь!”, схватил ее обеими руками и вытащил наружу. Так эта женщина выжила и впоследствии пережила Катастрофу. Видишь ли ты здесь руку Творца? Однако я не понял Его: почему Он не спас все четыре тысячи человек так же, как спас эту женщину?»

Наша обязанность как евреев – соответствовать этому первому уровню веры: мы не знаем, почему это происходит, возможно, мы жалуемся на Творца, но, по крайней мере, мы знаем, что все от Него.

Один из великих хасидских адморов ехал в телеге. Колесо телеги сломалось, и телега могла вот-вот перевернуться. Извозчик – соблюдающий еврей – остановил лошадей и спустился с телеги. Когда он понял, что колесо сломалось, поднял обе руки к небу и сказал: «Властелин мира! Когда я поднимусь наверх, Ты увидишь, что я Тебе сделаю!» Такое обращение, мягко говоря, недопустимо, однако, описывая этот случай, адмор сказал: «Услышав это, я обрадовался: по крайней мере, этот извозчик знает, с кем ему надо выяснять отношения».

Каждый день у нас возникает множество ситуаций, в которых у нас есть выбор: сказать, что это Творец, или сказать, что это случайность. Когда мы понимаем, что это Творец, следует также прийти и ко второму выводу: так или иначе, это справедливо. Также необходимо понимать, что Всевышний ждет от нас соответствующей реакции: не гневаться, не кричать, не обижаться и т. п. В этом и заключается вера в то, что это пришло с Небес. И каждый правильный выбор в такой ситуации укрепляет нашу веру в то, что все, что происходит, постановлено Свыше.

Следующий этап – понять, что то, что произошло, – к добру. Например, если мой автобус опоздал, это может означать, что Творец таким образом ставит меня в условия испытания. Такая реакция укрепляет мою веру в Творца, в то, что все, что Он делает, – справедливо, и в то, что это – к добру.

Моя дочь, которая работает вместе со мной, собиралась идти из семинара домой. Я сказал ей: «Эсти, будь так добра, сделай мне кофе, прежде чем идти». Ей нужно было успеть на автобус, к тому же, она живет за пределами Иерусалима, но, несмотря на это, она быстро приготовила мне стакан кофе. Когда она взяла его в руку, чтобы принести мне, она не удержала его, и кофе оказался на полу. Теперь у нее уже не было времени готовить еще один стакан кофе, поэтому она попросила кого-то сделать это вместо нее, после чего позвонила мне и сказала: «Папа, я приготовила тебе кофе, но, к сожалению, он пролился – Святой, благословен Он, захотел, чтобы он пролился». Конечно, она могла бы разозлиться на себя: «Как это ты не взяла стакан как следует? Ты уже приготовила кофе!» Но моя дочь предпочла сказать, что это с Небес – по-видимому, Творец не захотел удостоить меня выполнения заповеди по той или иной причине, так что пусть кто-то другой приготовит моему отцу стакан кофе.

Такие маленькие моменты способны привести человека к ощущению близости Б-га, что, в свою очередь, поможет правильно реагировать и в более серьезных ситуациях.

Однажды ребе из моего хедера пришел на работу, опоздав на два часа. Я спросил его: «Что случилось?» А он ответил: «Не спрашивай… Такого со мной еще никогда не случалось. Мой младший сын не хотел вставать сегодня утром в хедер. Что он сделал? У меня есть большой будильник с кнопочкой наверху. Если опустить эту кнопку, будильник перестает работать. Когда я просыпаюсь утром, я опускаю эту кнопку, а затем поднимаю вновь, чтобы будильник прозвенел завтра утром. Ребенок, зная это, пошел, опустил кнопку будильника и заклеил ее изолентой, чтобы она не поднялась вверх. Почему? Он хотел, чтобы его папа продолжил спать, а если отец будет спать, то и он будет спать. Обычно я просыпаюсь в шесть утра – через 15 минут я уже на молитве, с которой возвращаюсь в семь или в 7:10 и иду на работу в хедер. Сегодня утром я просыпаюсь, смотрю на часы – 7:30! Как? Почему я не встал? Что с будильником? Я смотрю на будильник – и вижу, что его кнопка аккуратно заклеена изолентой. Я сразу же понял, чьи это проделки. Поначалу я был так рассержен – бегу в комнату сына, вижу, что он спит, бужу его – и он сразу встает. Сын радостный, он улыбается – смеется мне в лицо. Я был очень зол на него». Я спросил: «Ну и что? Ты как-то наказал его за это?» Он ответил: «Нет. Я решил ничего ему не делать и не стал его наказывать».

Что должен понимать этот человек? Что это ребенок, или что это Всевышний? Согласитесь, если бы не Хазон Иш, мы бы даже не подумали о том, что это Всевышний. В таких ситуациях люди обычно говорят: «Ну и ребенок у меня, просто ужас!» На самом же деле, ребенок просто активен и непоседлив. Кто дал ему такую мысль? Кто развил ее? Кто дал ему уверенность? Творец мира. Да, ребенка следует научить не поступать так, но следует понимать, что я пришел с опозданием только потому, что Творец хотел, чтобы я опоздал.

Есть две женщины, у каждой из которых есть десять или двенадцать детей. И у них совершенно разный образ жизни. Мужья обеих – серьезные аврехим. Серьезный аврех в 6:45 обычно идет молиться на семичасовой миньян в ешиве. В 6:45 он выходит из дома – закутанный в талит, с тфилин на руке и на голове. Он идет не спеша и приходит в синагогу за несколько минут до начала молитвы. Он встает в углу и молится с семи до восьми. В восемь он заканчивает молиться, и к 8:15 он приходит домой. С 6:45 до 8:15 его не было дома.

В семь утра мать двенадцати детей смотрит на часы и говорит себе: «Ох… опять…». Заходит в комнату девочек. «Рахели, – снимает с нее одеяло, – пора вставать». Зимой вставать с кровати неприятно, летом – тяжело. «Леяле, пора вставать. Малки, вставай». Она снимает все одеяла, выходит из комнаты девочек и заходит к мальчикам. Что тут же происходит? Все одеяла возвращаются обратно. Комната мальчиков: «Мойше, пора вставать. Янкеле, пора вставать. Исраэль, пора вставать». Снимает одеяла, но как только она выходит, одеяла возвращаются на место. Она бежит к малышам и начинает заниматься ими. А это тоже нелегко, ведь каждого малыша нужно держать, чтобы он не упал, а еще надо раздевать его, несмотря на то, что холодно. Также надо поменять ему подгузник, и мама думает: «Эх, если бы Лея встала и помогла мне – это была бы такая мицва!» Она смотрит на часы, бежит в комнату девочек: «Лея, вставай! Может, поможешь маме?» Леяле думает: «Я что, виновата в том, что у моей мамы одиннадцать детей? Это ее проблема, а не моя. Когда у меня будет одиннадцать детей, я буду ими заниматься. Почему я должна сейчас вставать?» Лея посчитала, что может поспать еще десять или пятнадцать минут. До половины восьмого мама бегает одна. Она чувствует себя ужасно и говорит: «Властелин мира. Почему так много страданий?» В половину восьмого дети начинают вставать и бегать по дому. Этот бежит сюда, эта – туда, каждый ищет свои вещи. Вдруг Янкеле кричит: «Мама, у меня нет носков!» «Куда ты их положил?» «Около кровати, Исраэль украл у меня носки!» Мама думает: «Властелин мира, что же будет?» Лея кричит что-то еще. Наконец, она видит, что дети собираются, готовит им сэндвичи. Тут к ней подходит Мойше и говорит: «Мама, мне нужна твоя подпись». «Какая подпись?» «Я не сделал уроки». «Почему ты подошел только сейчас?» Он знает, почему. «Вот увидишь, что сделает тебе отец вечером!» Но до вечера она забудет об этом, поскольку новые проблемы заставляют нас забыть о старых. Будучи директором хедера, я мог спрашивать детей: «Когда мама поставила тебе подпись?» «Утром». «Почему ты попросил ее подпись утром, а не вчера вечером?» «Эмм… я забыл». Разумеется, он забыл. Ребенок знает, почему нужно просить подпись утром.

В восемь дети выходят из дома. Мама чувствует себя измотанной. А если ей еще надо бежать на работу? Соседки говорят: «Бедняжка. Посмотрите, как сидит парик на ее голове, посмотрите, как она одета. Она не знает, что с ней происходит. Посмотрите, как она бежит. Бедняжка!» А если она дома – что она думает, когда ее муж возвращается с утренней молитвы? «Дорогой, а ты не мог бы поменяться со мной на один день – ты будешь собирать детей, а я пойду молиться? Всего один день!» Муж видит, что его жена измотана. То же самое происходит вечером. «Мойше, почему ты встал с кровати?» «Я хочу пить». Возвращает его в кровать. «Мойше, ты опять встал?» «Мне нужно в туалет». Мама знает, что совершенно обязательно нужно уложить всех детей – иначе они просто не встанут завтра. Но это тяжелый и долгий процесс, который отнимает много сил.

Ее подруга каждый день переживает точно такой же опыт. Но она смотрит на часы в семь утра и говорит: «Властелин мира. Я обещаю тебе, что один раз я не потеряю терпения. Вот увидишь». Она точно так же бегает по квартире, будит мальчиков и девочек, которые точно так же не хотят вставать, занимается малышами, которые требуют так же много внимания, но через полчаса она говорит себе: «Я не потеряла терпения. Властелин мира, я сохраняю спокойствие и не потеряю его». Она видит в этой ситуации вызов, который бросает ей Творец. В 7:50, когда дети должны выйти из дома, она полна счастья. Она может поцеловать каждого ребенка – ведь в это утро он был для нее испытанием, в котором она выстояла. И даже если один из сыновей попросит ее подпись, она поставит ее со спокойным сердцем. Она спросит его, почему он подошел только сейчас, она поговорит с ним, возможно, скажет ему, что его отец поговорит с ним вечером – все то же самое. Но в восемь она может сказать: «Властелин мира. В этот раз я ни разу не потеряла терпения, не так ли?»

Различие между двумя ситуациями лишь одно: эта женщина воспринимает свой опыт как страдание, а другая – как испытание, данное ей Творцом. Понимание того, что за происходящим стоит Б-г, полностью меняет восприятие.

То же понимание поможет человеку, который опоздал на работу. Придя с опозданием, он скажет боссу: «Я опоздал не по своей вине». Если босс примет это объяснение – хорошо, если будет ругаться – значит, так постановил Творец.

Что сказал царь Давид, когда Шими бен Гера публично ругал его? Авишай бен Цруя хотел убить Шими за это, и, согласно алахе, это можно было сделать, поскольку он восставал против царя. Но Давид сказал: «Пусть ругает, ибо сказал ему Г-сподь» (Шмуэль II, 16:11).

Спрашивает рав Шнеур-Залман из Ляд (автор книги «Тания»): «Где мы видим, что Всевышний приказал Шими ругать Давида?» И отвечает: «Та мысль, которая появилась в голове Шими бен Геры, пришла к нему от Творца Вселенной». Да, у Шими была свобода выбора, однако ясно, что Творец дал ему силы и возможность ругать царя.

Благодаря этому поступку, царь Давид удостоился стать четвертой ногой в святой колеснице [т. е. вместе с нашими праотцами – Авраамом, Ицхаком и Яаковом – через Давида раскрылись высшие Б-жественные качества в нашем мире].

Воспринимая происходящее таким образом, мы можем избежать проблем с давлением, сердечных приступов – это то, что мы выигрываем в этом мире. А наш выигрыш в Будущем мире бесконечен!

Продолжение следует

Подготовил рав Элияу Швальб


http://www.beerot.ru/?p=30006