Врата веры — Тринадцатый принцип — Оживление мертвых

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1380
злом

Принцип тринадцатый. Оживление мертвых

Провозглашение веры: Я верю полной верой, что будет оживление мертвых, когда будет на то воля Творца, благословлено Имя Его, и да увеличится осознание Его всегда и во веки веков.

По своей природе человек связан с вечной жизнью

«У каждого еврея есть удел в Грядущем Мире» (Санедрин 90а). Вера народа Израиля заключается в том, что у каждого еврея есть душа, являющаяся творением Всевышнего, стремящемся прилепиться к Нему. И это суть Грядущего Мира — прилепление к Источнику Жизни, который существует вечно и во веки веков.

Основа нашей веры — это то, что человек по своему предназначению рождается для грядущего мира. Сущность человека — это вечное существование. И после того, как он умрет, он вновь оживет. С другой стороны, вероотступники отрицают оживление мертвых и утверждают, что созданная Всевышним природа человека такова, что в конце концов он перестанет существовать и исчезнет.

Вероотступники не верили, что может быть связь между человеком и Всевышним

Вероотступники отрицают устную Тору и признают только истинность письменной Торы. Поэтому все споры, которые велись между ними и народом Израиля, касались того, что написано в письменной Торе.

Эти споры ведутся уже очень, очень много лет. В Талмуде написано об этом (Санедрин 90б): «Вероотступники спросили Рабана Гамлиэля: откуда известно, что Всевышний оживляет мертвых? Он ответил: из Торы, из Пророков и из Писаний. Но те не приняли его ответ. В Торе написано “И сказал Г-сподь Моше: вот, ты почиешь с отцами своими и встанешь” (Дварим, 31:16). Они же ему ответили: но, может быть, это [слово относится к следующей части стиха, и его следует читать как]: “и встанет народ сей блудно ходить за богами чужого народа”. В пророках написано: “оживут мертвецы Твои, восстанут умершие! Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе, ибо роса рассветная — роса Твоя, и земля изрыгнет мертвых” (Йешаяу, 26:19). [Но те ответили:] может быть, речь идет о тех мертвецах, которых уже оживил Йехезкель? (см. Йехезкель, 37). В Писаниях написано: “А нёбо твое — как доброе вино; оно поистине течет к моему другу, делает разговорчивыми уста усопших” (Шир а-Ширим, 7:10). [Но те ответили:] может быть, у них просто шевелятся губы?… Пока не привел им [Рабан Гамлиэль] этот стих: “И дабы долгими были годы ваши на той земле, которую клялся дать Г-сподь отцам вашим, им и потомству их” (Дварим, 11:9). Написано не “вам”, а “им” — отсюда видно, что оживление мертвых упомянуто в Торе».

Вероотступники не верили в оживление мертвых, и Рабан Гамлиэль привел им стихи из Торы, из Пророков и из Писаний, доказывающие это, но они не приняли его доказательства, так как это не написано в письменной Торе открытым текстом. Они спорили с Рабаном Гамлиэлем по поводу значения каждого стиха, который тот приводил. Но, в конце концов, он привел стих, где об оживлении мертвых говорится открытым текстом, и это они приняли от него.

Те вероотступники были не такие, как вероотступники нашего времени, которые говорят, что дважды два — это тридцать пять.

Те вероотступники не отрицали очевидную реальность, которую они сами видели невооруженным глазом. Они признавали, что Тора — это реальность. Они не отрицали, что мы стояли на горе Синай и получили Тору. Ведь там были миллионы людей, которые свидетельствовали об этом. По поводу этих фактов не было никаких разногласий. Только те вещи, которые были скрыты от них, те места, в которых на первый взгляд были противоречия в смысле текста Торы, они были неспособны понять. Они не могли воспринять глубокий смысл Писания и поэтому отрицали его.

Они верили в самое большое чудо Торы, в то, что народ Израиля удостоился получить Тору Всевышнего.

Но Всевышний передал Тору народу Израиля, чтобы те изучали и интерпретировали её; и в это вероотступники не верили. Например, Тора постановила давать нарушителю сорок ударов (Дварим, 25:3), а мудрецы приходят и утверждают, что надо давать лишь тридцать девять ударов — это они никак не могли понять! Все эти еврейские понятия, завет, который Всевышний дал еврейскому народу, всё это не для них. [В трактате Гитин приводится, что завет, который Всевышний заключил с народом Израиля, основан на устной Торе.]

И то же самое здесь. Если написано «на той земле, которую клялся дать Г-сподь отцам вашим, им и потомству их» — хорошо. Это они могут принять. Если написано, значит, написано. Если же написано «и встал», а Рабан Гамлиэль интерпретирует этот стих не буквально, утверждая, что речь идет о Грядущем Мире, по их мнению, это невозможно постичь. Между народом Израиля и Всевышним нет никакой связи; везде, где Всевышний обращается к нам: «Голубка моя, любимая моя, чистая моя» (см. Шир а-Ширим 5:2), везде, где есть связь, где есть диалог между Всевышним и народом Израиля, — всё это им совершенно чуждо.

Отрицающий оживление мертвых отрезает себя от вечности

Мудрецы сказали о тех, кто отрицает оживление мертвых (Санедрин 90а-б): «У всего народа Израиля есть удел в Грядущем Мире… а у кого нет удела в Грядущем Мире? У того, кто утверждает, что в Торе не написано об оживлении мертвых». В Талмуде сказано об этой мишне: «За что же ему полагается столь серьёзное [наказание]? Барайта говорит об этом: “он отрицает оживление мертвых, поэтому у него не будет доли в оживлении мертвых, ибо Всевышний всем воздаёт по принципу мера за меру”».

У того, кто отрицает оживление мертвых, нет доли в оживлении мертвых. У того, кто не верит, что вся Тора — от Всевышнего, нет никакого отношения к Торе, ибо вера — это прилепление. У человека не может быть никакой связи с вещью, в которую он не верит.

Как может быть такое, что человек отрицает оживление мертвых? Это означает не что иное, как отсутствие веры во Всевышнего. А если он не верит во Всевышнего, у него нет со Всевышним никакой связи, он никак не привязан к Нему. Он отрывается от своего естественного корня и таким образом отрывается от вечной жизни.

Два оживления мертвых

Обычно, когда речь идет об оживлении мертвых, подразумевается оживление, которое будет в будущем, после прихода Машиаха, перед наступлением Грядущего Мира. Общепринятое сегодня мнение (мнение Рамбана и других каббалистов) таково: сначала придет Машиах, потом он построит Храм, потом он возвратит весь народ Израиля к Всевышнему. Все это будет происходить по обычным законам природы. Люди будут долго жить, но всё это произойдет в этом мире (без открытых чудес и изменения законов, по которым действует материальный мир).

Когда мир закончится, «в будущем Всевышний возобновит Свой мир» (Санедрин 92б).

Это «Грядущий Мир», о котором мудрецы сказали: «в Грядущем Мире нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни коммерции, ни зависти, ни ненависти, ни соперничества, а только праведники сидят с коронами на головах и наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия» (Брахот, 17а). Грядущий Мир будет миром духовным, нет в нем «ни еды, ни питья». А оживление мертвых будет до наступления Грядущего Мира.

И действительно, Ритво (раби Йонатан бен Авраам из Севильи, 5010-5080/1250-1320) пишет так (комментарий к трактату Таанит, 30б): «О каждом, кто ест мясо и пьет вино Девятого ава, сказано: “и будет их нечестивость на костях их” (Йехезкель, 32:27). Это означает, что их кости не оживут при оживлении мертвых, которое будет при построении Храма для тех, кто умер в изгнании, ожидая избавления; о тех сказано “хороша доля того, кто дожидается и достигнет тех дней” (Даниэль, 12:12). И тем не менее, возможно у них ещё будет оживление в день Великого Суда, который наступит после эпохи Машиаха».

То есть, кроме великого оживления мертвых, при котором все возродятся, «одни — для вечной жизни, а другие — на поругание и вечный позор» (Даниэль, 12:2), будет также «малое» оживление мертвых при приходе Машиаха. При этом оживлении возродятся те, кто всю жизнь ждал и надеялся на его приход.

Думаю, что можно привести доказательство его словам из того, что сказали мудрецы (Санедрин, 90б): «Как из того, что написано в Торе, можно вывести принцип оживления мертвых? Ведь сказано: “и будете давать из них воздаяние Г-сподне Аарону-священнику”. Но как же ему [Аарону] дают воздаяние-трума, ведь он не вошел в Землю Израиля! [А воздаяние это отделяют только в Земле Израиля.] Это означает, что в будущем он будет жить, и народ Израиля будет давать ему труму. Таким образом, оживление мертвых выводится из Торы».

Тут написано, что Аарон возродится и будет есть то, что произрастает в Земле Израиля.

Не очень-то логично предположить, что речь идет о Грядущем Мире, о котором сказано: «нет там ни еды, ни питья … а только праведники сидят с коронами на головах и наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия». Более логично было бы объяснить, что речь идет об эпохе Машиаха, когда мир будет существовать как обычно, и воскресшие будут в этом мире.

Кроме того, сказали мудрецы (Санедрин, 90б): «Раби Симай говорит: как из того, что написано в Торе, можно вывести принцип оживления мертвых? Ведь сказано: ”и выполню завет Свой с ними дать им землю Ханаанскую”. Сказано не “вам”, а “им”. Таким образом из Торы выводится принцип оживления мертвых». Логично было бы сказать, что и здесь идет речь об эпохе прихода Машиаха, а не об оживлении мертвых в Грядущем Мире. Простой смысл того, что здесь написано, — это то, что Всевышний даст им Ханаанскую Землю. Не часть этой земли, а всю землю. (Что достанется нам — эту уже другой вопрос, который я здесь обсуждать не буду.)

На первый взгляд, из всего этого можно заключить, что, кроме самого принципа оживления мертвых, здесь подчеркивается важность Земли Израиля, того, что она должна принадлежать нашим праотцам.

Она не будет «Землей Израиля», принадлежащей потомкам, а «Землей Праотцов». Это совершенно другой уровень святости.

Разницу между праотцами и их потомками можно объяснить с помощью аллегории. Человек стоит перед зеркалом. В этой ситуации перед нами два изображения: сам человек и его отражение в зеркале. Есть праотцы, и есть их потомки! Всё, что у нас сегодня есть — это благодаря праотцам. Благодаря нам самим у нас нет ничего. Всё, что у нас есть, — это отражение качеств праотцов. Получается, что праотцы — это как первоисточник, а мы — лишь тень от них.

Видимо, та же самая разница будет и в земле Израиля. До возрождения мертвых она была землей сынов; после оживления — она станет «Землей Праотцов».

Был один еврей, который молился с великим воодушевлением Его попросили объяснить, как ему удается достичь такого настроя в молитве. Он сказал, что однажды был в каком-то зале, и там он в зеркале увидел отражение раби Йисроэля Салантера, когда тот стоял и молился, и это очень сильно повлияло на него.

Это то, что будет у евреев во время оживления мертвых. Когда Земля будет принадлежать нашим праотцам, и когда они воскреснут и станут примером для всего народа Израиля в служении Всевышнему — каких невообразимых высот, какого духовного подъема достигнет тогда народ Израиля!

Но всё это относится только к оживлению мертвых, которое будет при приходе Машиаха, да произойдет это вскоре и в наши дни.

А в грядущем мире «глаз не видел, Б-г, кроме Тебя, сделавшего такое для ожидающего Его».

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=89084