Даат Твунот — 14 — Границы зла

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1846
благословлять на плохое
  1. Сказал разум: Однако прежде тебе необходимо понять нечто очень важное[1]. Несмотря на то, что Всевышний всегда мог создать всё то, о чём мы говорим, поскольку в Нём никогда ничего не изменяется, неверно было бы считать, что всё существовало в потенциале и не хватало только реализации. Это одна из ошибок тех, кто считает мир первичным[2]. Истина же в том, что всё, касающееся Всевышнего до сотворения мира, непостижимо совершенно, и невозможно отнести к нему ни одно из существующих сегодня понятий. Также невозможно говорить о потенциале и его реализации, с вытекающей отсюда связью между этими понятиями. Он сам создал и потенциал, и реализацию. Он сам создал мир и всех, кто его населяет – сначала потенциально, а затем реализовал потенциал, создав тем самым само понятие потенциала и реализации. Первое речение из тех, которыми был создан мир, создало его потенциально, а затем потенциал реализовался. На это намекают учителя наши (Рош а-Шана 32:1): «Берейшит» («в начале») – тоже одно из речений», и это первое речение отличается от всех остальных тем, что содержит в себе весь мир потенциально. Однако когда потенциально природа была создана, она уже содержала в себе все упомянутые нами свойства влияния, а затем всё реализовалось в соответствии с потенциалом. *****

 И хочу я ещё углубить твои знания[3], сообщив тебе главный закон существования мира во все времена. Корень всего – это желание Всевышнего излить добро Своё на созданных, которых Он пожелал создать[4]. И для этого Он создал свет и влияние, от него исходящее, соразмерно созданиям, которые хотел создать. И пожелал Создатель, который есть сама святость и источник святости, чтобы влияние это было святостью, исходящей от Него, благословен Он, и порождало только святость, как в случае ангелов, в которых нет ничего, кроме святости. Так и создание этого влияния преследовало только одну цель – излить святость на созданных[5], дабы они насладились ею, и ничего больше[6].

Однако поскольку была воля Его на то, чтобы существовал наш низменный мир, постановил Он, чтобы Его влияние было более низкого порядка, чтобы оно могло породить вещи низменные и материальные. И это несомненное принижение для Его влияния, ведь не для этого оно создано. Следовательно, то, что мы видим сегодня – создание вещей низменных и материальных – это принижение самого влияния Всевышнего, которое вынуждено скрываться в одеянии несвойственного ему образа действий, ведь оно – от Всевышнего, который является источником совершенства и святости. Однако так задумал Создатель – скрыть Своё влияние во тьме до срока, когда оно вырвется из одежд, скрывающих его, и останется ясным в соответствии со своей сутью, так что всё Творение станет свято.

Всё время служения человека влияние скрыто этими одеждами[7], а когда закончится время служения – сбросит их. ***** Однако много кругов предстоит пройти для достижения цели. И выходит, что смена периодов[8] в мире зависит от образа влияния Всевышнего, образ же этот меняется, ступень за ступенью, до тех пор, пока не проявится в сути своей, и тогда всё  происходящее с созданными будет святым из святого.

Обобщим: Господь, благословен Он, создал влияние, исходящее от Него к созданным, суть которого – излияние святости Его на создания. И также создал пути для этого влияния, которые малы и низменны по сравнению с самой его (влияния) святостью, и создал в этом влиянии недостатки и нарушение порядка[9]. Это связано с раскрытием единства Его, о котором мы говорили раньше[10]. Сокрытие лица порождает все недостатки в порядке Его влияния, а при освещении лица в будущем слетят все сковывающие его одежды. И мы ещё будем говорить об этом в дальнейшем.

Сейчас нам необходимо только знать, что все изменения в самом влиянии созданы исключительно волей Всевышнего, и это главное, что сформировало мир. И только после всей описанной выше подготовки был сотворён наш низменный мир – мир, построенный на всех этих основах и включающий все эти элементы, и переходящий из одного состояния в другое, как постановила воля Всевышнего.

  1. Сказала душа: Действительно, это введение очень важно. ***** Важно знать все приготовления, предшествовавшие появлению нашего мира, ведь именно они придали ему все необходимые качества. А теперь заверши тему.
  2. Сказал разум: Мы уже говорили, что зло было создано в границах, отведённых ему волей Всевышнего. Несмотря на то, что Всевышний привнёс в мир уничтожение для сущих, оно касается только сущностей несовершенных, совершенных же сущностей смерть не касается, и они вечны. И поэтому сейчас есть смерть, а в будущем её не будет. Ведь сейчас созданное несовершенно и подвластно смерти, а в грядущие времена обновятся земля и небо, достигнув совершенства, и смерти не будет.

И выходит, что первичное влияние породившее существование природы и нарушения порядка разрушающие природу, не являлось влиянием порождающим совершенные сущности[11], подобно обновлённым небесам и земле в грядущие времена, которые будут вечны. А было влиянием порождающим только несовершенные вещи и поэтому несло в себе исчезновение необходимое для появления разрушений в природе. Второе влияние создало объекты природы, сочетающие в себе добро и зло. Оно же отделило зло[12], дабы последнее не уничтожило всё сущее. Волей Всевышнего зло заключено в установленные ему рамки и поставлено в зависимость от слова Его, так чтобы оно не набрало силу, способную уничтожить создания, а находилось в пределах, соответствующих созданиям; и также чтобы зло усиливалось, когда необходимо, и ослабевало в другое время. ***** Всему своё время – так постановила высшая воля. Теперь всё сущее содержит в себе недостатки и разрушение, но не настолько, чтобы они сразу могли вызвать полное уничтожение. Однако их достаточно, чтобы возобладать в конце концов и уничтожить сущее, поскольку в нашем мире всё смертно[13]. Следовательно, мера наличия недостатка выверена в точной пропорции, известной высшей мудрости.

Обрати внимание, что высший замысел, проявив первое влияние, изначально намеревался создать смерть, поэтому и было первое влияние несовершенным, дабы зло и смерть могли появиться в мире, а вовсе не из-за недостатка возможностей. И новые небо и земля, которые должны быть созданы в будущем, могли быть созданы такими изначально. Творец создал их несовершенными только потому, что хотел, чтобы они были подвержены уничтожению. Однако второе влияние, давшее жизнь созданным, включало в себя намерение защитить их от смерти, отодвинув её до назначенного срока. И поэтому, не уничтожив смерть совсем, это влияние ограничило зло и заключило его в границы, определённые волей Творца в соответствии с желаемыми свойствами мира, и это будет так до прихода часа, когда Он уничтожит всё зло в мире, оставив создания вечными и совершенными[14]. *****

 А теперь припомни то, что уже было сказано ранее: основа всех проявлений Всевышнего – два качества, сокрытие и освещение лица, и они порождают совершенство и недостатки, а те[15], в свою очередь, – добро и зло. Однако зло рождается от необычайно сильного сокрытия лица, т.е. от максимально сильного сокрытия Всевышнего (чего нельзя, например, сказать о сокрытии, создавшем тело человека). Поскольку, решив создать человека с душой и телом, как мы это видим сегодня, Всевышний уравновесил оба качества – сокрытие и освещение, пользуясь ими вместе, так, чтобы все качества человека могли реализоваться, принося добро: как сильные, так и слабые, как достойные, так и постыдные, – всё, что необходимо для достижения конечной цели[16].

 И здесь нам потребуется ещё одно уточнение. Сам по себе недостаток совершенства – это ещё не зло, поскольку может быть несовершенство, которое, не будучи абсолютным добром, тем не менее не является и злом. Например: ангелы, безусловно, имеют недостатки, поскольку они не совершенны абсолютно, ведь абсолютно совершенен только Господь, благословен Он, да и среди ангелов есть деление на ступени и уровни. Ангелы второй ступени ещё менее совершенны, чем стоящие на первой, и тем не менее недостатки ангелов не велики настолько, чтобы появилось в них настоящее зло. Нет у ангелов ревности, ненависти, дурного начала, ангелы не спят, не устают, не болеют и не умирают. Люди ниже ангелов и ещё менее совершенны, и недостаток в людях велик настолько, что появляется в них зло: дурное начало, болезни, смерть. ***** Недостаток в животных ещё больше. У животных нет разума и речи, они грязны и противны. А есть ещё вредители (бесы), ангелы смерти и духи нечистоты – и это уже настоящее зло. Они прямо противоположны добру и совершенству, и Всевышний не связывает с ними Своё имя, как сказано (Берейшит Раба 3:6): «Святой, благословен Он, не связывает Своё имя со злом». Однако именно цепь недостатков – это то, что создаёт зло. Добавление недостатка к недостатку в конце концов рождает настоящее зло. А ведь пока Святой, благословен Он, не построил систему влияния на созданных, не могло быть и речи о недостатках; но когда создал то, что создал, появился порядок, который в развитии своём порождает зло. Ведь если существует недостаток, то в конце концов появится настоящее зло[17].

 И ещё одно из фундаментальных понятий, созданных Всевышним – это мера и размер. Ведь в простоте Его нет места ни мере, ни размеру. А когда желание Всевышнего установило закон постепенности[18] – дал Он меру всему в мире, и расположил в ступенчатом порядке, одно ниже другого, от первого и до последнего. И каждой ступени отмерил, сколько недостатка там будет, а сколько останется от добра и совершенства. И согласно этой мере определяются законы и характер каждой ступени, и порождения её, и  каждый получает положенное ему, и находится на своём месте. *****

И вот, когда Святой, благословен Он, пользуется одновременно двумя качествами – сокрытием и освещением, – появляются тело и душа. Тело ниже души и имеет недостатки, у души отсутствующие. Однако этого ещё недостаточно для появления в нём зла[19]. Но поскольку Всевышний хотел создать зло, которое было бы полной противоположностью Его совершенству, сокрыл Он лицо Своё сокрытием большим, чем мы можем себе представить, таким сокрытием, при котором света нет вообще. И из этого сокрытия возникло «уничтожение» и был создан «убийца»[20]. Следовательно, обобщённое определение зла – это когда Он, благословенный, отводит правую руку свою (меру освещения) от управления миром и правит «тяжёлой рукой», силой тьмы сокрытия. И заложил Он в эту чуждую Ему природу все возможные виды отсутствия добра, и это – качества суда, созданные для того, чтобы привлечь к суду всё, что способствует сокрытию, и злодеев[21]. Однако гнев Всевышнего длится мгновение[22], а глубок ровно настолько, чтобы появились аспиды (огнедышащие змеи) Геинома, дабы наказать злодеев по мере их злодейства.

Затем Творец вернул лицо Своё, чтобы произвести на свет создания[23], которые будут существовать, хотя и будут подвластны смерти. Он, Справедливый, держит путь к исправлению, а не к искажению, и повернул лицо Своё, и осветил им мир, ***** который решил создать. И если бы свет был велик[24], то рождённые создания были бы совершенны и существовали вечно. Но не сделал Он так, а создал создания существующие, но не вечные. Однако постановило высшее управление, чтобы всё созданное во славу Его продвигалось к полному совершенству, ради того, чтобы осветить мир светом огромным и мощным, который породит бытие вечное и совершенное. А зло, которое создал, уберёт с земли. И более того, поймут все живущие, что и своими действиями в прошлые времена (времена тьмы) Творец нёс им только добро, это смысл слов пророка (Йешаягу 12:1): «Вознесу благодарность Всевышнему за то, что гневался на меня»[25].

  1. Сказала душа: А теперь повтори вкратце то, что ты объяснял так долго.
  2. Сказал разум: Таков общий принцип: желая создать природу, состоящую из добра и зла, так, чтобы объекты этой природы представляли собой сочетание обоих начал, Творец, благословен Он, излил влияние, рождающее присутствие добра в природе, и добро утвердилось в ней. А затем Он лишил это влияние совершенства, полностью скрыв лицо Своё, и так в природу были заложены все виды недостатков. Затем снова вернул свет лица своего, дабы произвести создания – т.е. объекты природы, состоящие из сплетения в одно целое добра и зла. Создания эти пребывают в состоянии, известном нам сегодня: существуют, но подвержены смерти, т.е. не вечны. А в конце концов Всевышний мощным светом устранит смерть из природы, и останутся создания совершенными и вечными.

А теперь я объясню тебе сущность человека с точки зрения существования зла.

  1. Сказала душа: Говори, я слушаю. *****
  2. Сказал разум: Сначала предисловие, необходимое нам для понимания этой темы.
  3. Сказала душа: Говори.

[1] В этом введении Рабейну хочет сказать, что, поскольку дальше мы займёмся источниками (корнями) Творения, т.е. его потенциальным состоянием, то и то, что объяснено выше о создании путей добра и зла, сказано о законах, т.е. их природе; другими словами, о потенциальном состоянии, а не о реализации в объектах, не о самих созданиях, которые были созданы после этих приготовлений. Поэтому Рабейну подчёркивает, что сама потенциальная возможность появления созданий вновь создана Всевышним, а не существовала всегда (см. п. 194).

[2] Они ошибались и утверждали, что, поскольку у Всевышнего всегда была возможность создать создания, то по крайней мере потенциально Творение существовало всегда, т.е. оно первично, а не создано из полного «Ничто». Однако это – искажение понятий, ибо такие явления, как «потенциал» и «реализация», сами созданы Всевышним, поэтому они имеют смысл только после их создания и только по отношению к тому, что «внутри» Творения, и мы не можем пользоваться этими понятиями по отношению к тому, что было до Творения. Аналогично необходимо осознать фундаментальный принцип: образ нашего мышления и все наши понятия были созданы вместе с Творением, поэтому мы не можем пользоваться ими как инструментом для исследования того, что было до сотворения, см. п.58. *****

[3] О том, что было объяснено выше – что зло было создано посредством отстранения и ограничения добра.

[4] Источник Творения – желание принести добро. Раскрытие единства – основа, пронизывающая всё Творение, во все времена и на всех уровнях – это средство для достижения цели: нести добро, как объясняется в прим. [8].

[5] См. ниже, в п.124, где объяснено, что излияние совершенной святости произойдёт только в мире награды.

[6] Нет другой цели, кроме этой.

[7] Одежды – это образ правления правосудия и сокрытия, они затеняют влияние совершенного добра и ограничивают его ***** до такой степени, что из него проистекает низкое влияние, порождающее телесность и материальность. Они приходят для того, чтобы появилось возможность служения. Они же поэтапно исчезнут во время получения награды, так что совершенное добро сможет излить совершенную духовность и святость без всякой преграды, когда тело совершенно растворится в душе.

[8] Разные периоды и этапы существования мира служения и мира награды, упомянутые выше (п.88) и разделённые на пять ступеней, зависят от «толщины» этой одежды (покровов), которая является большей или меньшей преградой для влияния совершенства.

[9] Всевышний создал пути влияния, низкие по сравнению с влиянием святости и совершенства. Это пути правосудия и ограничения, которые становятся причиной нарушения порядка в самом влиянии святости тем, что препятствуют реализации части этого влияния.

[10] Показать, что разрушение и низменность – следствие сокрытия добра, а не отдельное создание. Разрушение прекратит своё существование, когда Всевышний осветит Своё лицо в совершенстве и откроет единство. *****

[11] Первое влияние создало несовершенный мир, такой, что в нём могут произойти разрушения- т.е. посредством нарушения порядка влияния будет нарушена природа.

[12] В начале своего существования зло было перемешано с добром – свет и тьма существовали перемешанными друг с другом. В таком состоянии кроется опасность, что зло распространится и окончательно разрушит добро, поэтому пришло влияние, «изолирующее зло, чтобы оно не разрушило всё сущее». Это влияние даёт злу отдельный источник и собственные границы существования. Затем появилось влияние, ***** поддерживающее существование мира даже в таком, несовершенном виде, когда в мире присутствует зло, как объяснено далее.

[13] После того, как зло ограничено, оно не может уничтожить мир на протяжении 6 тысяч лет, однако по их завершению мир прекратит своё существование, поскольку он изначально создан несовершенным и поскольку всё сущее умирает. А затем мир будет обновлён и возродится лучшим, чем был, в совершенном виде, в котором невозможны разрушения и недостатки: «И останутся все создания совершенными и вечными» (см. в конце следующего абзаца).

[14] Итог: вначале Всевышний создал несовершенное влияние добра, так, чтобы в нём могли появиться недостатки, затем создал недостатки и зло. Сначала они были перемешаны с добром, и разрушения могли распространяться безгранично и совершенно уничтожить влияние добра. Поэтому создал Всевышний второе влияние, выделяющее зло из смешения с добром и изолирующее его в рамках, позволяющих существовать свободе выбора и служению. Однако при этом зло не может распространиться и уничтожить мир. В будущем Всевышний полностью избавит мир от зла. Необходимость создания зла в два этапа – сначала перемешанным с добром и обладающим большой властью, а затем изолированным и ограниченным во власти – обусловлена задачей дать злу возможность расширять свою власть из-за дурных поступков людей. Эти поступки усиливают зло и расширяют пределы,  определённые для него Всевышним на втором этапе (см. далее, прим. 297), потому что «нет ничего нового под солнцем», и все возможности заготовлены с самого начала Творения, как объяснялось раньше по отношению к добру (п.88). *****

[15] = от них происходит.

[16] В этом абзаце объясняется, что сущность человека, который есть соединение тела и души, создана совместным действием качеств сокрытия лица и освещения лица, как написано: «уравновесил качества». Зло же создано более глубоким сокрытием лица. То сокрытие, которое приводит к появлению тела, не порождает настоящее зло, как будет объяснено далее. См. там. *****

[17] Можно сказать, что первое сокрытие, послужившее причиной появления недостатка совершенства, есть первоначальный корень зла, хотя в нём ещё нет даже намёка на зло. Однако дальнейшее развитие недостатка, от ступени к ступени, приводит к появлению настоящего зла (в книге «Клалим Ришоним», п. 5, сказано о 1-м ограничении так: «Это корень существования несовершенных нижних, и это корень добра и зла, находящихся в равновесии, что является противоположностью одному только добру, находящемуся в совершенстве»).

[18] В книге «Клах Питхей Хохма» объясняется, что Всевышний мог бы создать низкие создания без всяких ступеней, т.е. без промежуточных этапов. Однако при первом ограничении, когда Он ограничилСвоё бесконечное влияние и дал ему размеры и первую границу (хотя для нас это влияние непостижимо – за пределами нашей способности постигать), – уже тогда избрал Он принцип размерности и постепенности, и с тех пор этот закон действует и всё развивается постепенно, с самого верха и до самого нижнего уровня.

[19] В самом создании тела есть недостаток, но нет зла (так было с телом Адама до греха). Однако с усилением недостатков появляется в нём зло, как сказано выше: «Люди – ниже ангелов и ещё менее совершенны, и недостаток в людях велик настолько, что появляется в них зло». *****

[20] Выше сказал Рабейну: «Однако цель недостатков – это то, что приводит к злу», а здесь как будто объясняет, что зло возникает из-за более глубокого сокрытия. Объяснение этого противоречия в том, что постепенное усиление недостатков, этап за этапом, происходит из-за углубления сокрытия лица, которое происходит поэтапно, пока не достигнет такой глубины, что порождает разрушение и уничтожение.

[21] Из-за усиления сокрытия возникает источник всех средств тяжёлых наказаний и строгого суда, который действует, когда Всевышний правит миром «тяжёлой рукой», т.е. в глубоком сокрытии, которое препятствует распространению добра.

[22] Как сказали мудрецы (Брахот 7:1): «Милосердный гневается каждый день, но сколько длится Его гнев? Мгновение».

[23] Перед этим говорилось о создании корней совершенства и недостатков, добра и зла, т.е. духовной природы Творения, ***** а не о создании объектов, т.е. самих созданных.

[24] Если бы сначала Творец осветил мир сильным светом.

[25] В будущем мы будем признательны Всевышнему и за то, что Он гневался на нас, поскольку поймём, что всё было только ради добра, как объяснялось ранее в п.54. *****


http://www.beerot.ru/?p=71742