Даат Твунот — 7 — Период сокрытия единства Всевышнего

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2171
период сокрытия

48. Сказал разум: Первый временной период, который нам предстоит рассмотреть – период сокрытия единства Всевышнего, и в таком периоде мы находимся сейчас.

И это все время, отведенное для служения человека. Несомненно, Всевышний в Своем совершенстве мог бы сделать совершенными и все свои деяния, и в них не было бы ничего, кроме абсолютного добра, без какого-либо зла и недостатка. Однако, пожелав обращаться с созданными так, как мы уже объяснили, Всевышний сотворил порядок абсолютно новый[1], не соответствующий высшему совершенству, но необходимый ***** для созданных[2], чтобы дать им заслугу и отплатить добром в дальнейшем. И порядок этот – путь добра и зла, награды и наказания. На этом пути добро и зло уравновешены[3] и вместе приходят в этот мир, и добро так же доступно праведным, как и зло – злодеям. На этом пути созданные то разрушают, то исправляют себя, и дано право Сатану сбивать с пути, а ангелу смерти – уничтожать осужденных Всесильным Судьей. Существуют народы мира (не исполняющие волю Всевышнего), и идолопоклонники, и другое зло, которое есть сейчас в мире, то есть все явления, исчезновение которых в будущем мире обещано пророками. Как сказано: «Идолопоклонство совершенно исчезнет» (Йешаягу 2:18), «И дух нечистоты уберу с земли» (Захария 13:2), «Исчезнет смерть навечно» (Йешаягу 25:8), «Не сотворят зла и разрушения на всей горе святости Моей» (Йешаягу 11:9; 65:15)[4]. И на пути этом, как сказали мудрецы (Брахот 33б), «все в руках небес, кроме страха перед небесами», т.е. Всевышний не хочет препятствовать людям, если они стремятся поступать дурно. И это породило все разрушение в мире со дня сотворения человека, и нет в этом мире покоя праведнику; ведь зло сильно в человеке, и Сатан обвиняет каждую секунду, а Святой, благословен Он, взыскивает с любящих Его за грехи даже толщиной с волос (т.е. самые незначительные отступления от Его воли). Это общее описание того пути, который создал Всевышний, скрыв свою власть и единство. Этот путь предопределен сокрытием доброты Его, благословен Он, поскольку, если бы хотел открыться в истинной власти своей, то устранил бы все зло и не оставил бы ничего, кроме добра и исправления, как Он сделает это в будущем.

И знай также, что даже сейчас, когда Творец сокрыл доброту свою и не дал совершенства созданным, Он, несмотря ни на что, поддерживает их. ***** Как бы они вообще могли существовать, если бы не Его поддержка?

Поэтому очевидно, что Он оказывает влияние, поддерживающее жизнь. Только вот влияние это, по сравнению с тем, каким оно могло бы быть в соответствии с Его совершенством, – не более чем тень по сравнению с человеком; оно словно еле заметный отпечаток, оставшийся на бумаге после того, как были стерты буквы. И влияние это похоже на тьму, а не свет, по сравнению с тем, каким оно могло бы быть исходя из совершенства Всевышнего. Однако по отношению к нам это вся наша жизнь, потому что только благодаря этому влиянию, и ничему больше, мы живем и существуем. И говоря о таком влиянии, возникшем в условиях сокрытия доброты Всевышнего, мы в целом назовем его только тенью высшей силы и не более того, хотя если проанализируем все составляющие этого влияния, то обнаружим в нем все установления и законы, которые являются атрибутами верховной власти, поскольку все это вместе – малая доля того, как действовала бы высшая сила во всем своем совершенстве[5][13].

Однако поскольку окончательный замысел заключается именно в раскрытии единства, а не в его сокрытии, и, как мы уже объяснили выше, сокрытие – это только средство достичь раскрытия в конце, то несмотря на то, что Творец сокрыл лицо Свое, дабы создать систему, где существуют добро и зло, тем не менее Он постоянно следит за всем созданным, и направляет все созданное своей добротой и в соответствии с полномочиями своей власти, чтобы завершить весь кругооборот добра и зла всеобщим исправлением[6].

И это очевидно, ведь ты уже слышала, что время тьмы, когда добро и зло правят вместе, ограничен шестью тысячами лет, ***** и что уже в начале был установлен конец, который и является целью. Тогда останется единство Его раскрытым, и наступит вечное добро во всем мире, вовеки веков. И с каждым прошедшим днем мир ближе к совершенству[7]. Более того, Святой, благословен Он, вращает круг глубокого замысла своего и постоянно движет события так, чтобы все шло к этому совершенству. И это то, о чем сказано в Псалмах (40:6): «Многие чудеса сделал Ты, Господь, Всесильный наш, для нас чудеса Твои и замыслы», так же сказал пророк (Йешаягу 25:1): «Далекие (древние) замыслы верны и истинны», и еще (Шмуэль 2, 14:14): «И думал о том, чтобы (окончательно) не оттолкнуть отверженного». Ведь, несомненно, не хочет Святой, благословен Он, так долго вести мир по пути добра и зла, а потом оставить этот путь в одно мгновение, с тем, чтобы вернуться на путь абсолютной власти и единства, как будто человек, который раскаялся и передумал. Напротив, из глубины замысла своего Он движет событиями, и настолько глубока Его мудрость, что, ведя мир по пути добра и зла, в конце концов достигнет того, что все будет восполнено, и Он, благословенный, откроет Свое единство[8][14]. И мы еще будем объяснять это далее[9].

Из сказанного следует, что на самом деле Господь, благословен Он, постоянно придерживается двух мер воздействия, и обе они лежат в основе миропорядка.

Первая мера – мера награды и наказания, когда добро и зло находятся в состоянии равновесия, склоняя созданных в сторону заслуг и обвинения соответственно. Эта мера называется мерой правосудия и проявляется в том, что Святой, благословен Он, сидит и судит весь мир, без исключения, в соответствии с добрыми или злыми делами. А из глубины меры правосудия приходит мера Его добра, которая соответствует ступени Его совершенства и Его абсолютной власти[10]. ***** Посредством этой меры Он хочет исправить всех созданных. И вот, согласно мере награды и наказания Святой, благословен Он, словно подчиняет свои деяния делам человеческим: если те хороши, то Он ответит добром, а если те плохи, то Он как будто вынужден наказывать, как сказано (Псалмы 68:36): «Дайте силу Всесильному», и наоборот (Дварим 38:18): «Силу породившего тебя ты ослабил», и как сказали мудрецы (Эйха Раба 1:33): «В то время, когда Израиль исполняет желание Всевышнего, – добавляет силу высшему могуществу, а когда не исполняет желание Всевышнего – ослабляет высшую силу». А в отношении меры Его абсолютной власти сказано (Захария 3:9): «Уничтожу грехи земли этой в один день», и у Йермиягу (50:20): «Будут искать преступление Израиля – и нет его, грех Йегуды – и не найдут».


  1. Далее в п.96 объясняется, что зло – «совершенно новая сущность». См. там. *****
  2. В начале, когда были созданы добро и зло, они были уравновешены, однако из-за греха Адама усилились зло и разрушение, и теперь любой грех добавляет силы злу, а всякий выбор в пользу добра ослабляет его. См. «Путь Всевышнего», часть 1, глава 3, п.6-8.
  3. Текст от слов «все явления, исчезновение которых…» и до слов «…на всей горе святой моей» не связан с основной мыслью. Здесь автор возвращается к сказанному ранее ***** – что когда у человека есть выбор, то ему дается возможность грешить и усиливать зло.
  4. [13] В несовершенном творении, созданном в «сокрытии лица» присутствуют все детали совершенного правления, которое откроется в будущем, однако сейчас они находятся в качественно более слабом проявлении, как намек или слабый отпечаток (след). В будущем, когда Всевышний будет управлять творением в «освещении лица», т.е. совершенным правлением, это не будет новым правлением; совершенное правление вырастет изнутри самого правления «добра и зла», и все элементы правления добра и зла придут в состояние совершенства, ***** как объяснено в этом пункте далее. См. в «Клалим Ришоним», п.6, о том, что весь образ правления заключен в «отпечатке» (решима), «который не более, чем слабый отпечаток того, что ушло», оставшийся после того, как Всевышний ограничил Свой свет. А «луч» (кав) Его света возвращается и освещает этот «отпечаток», раскрывает и восполняет то, что в нем заключено. Поэтому в качестве примера Рабейну избрал тень человека и след (отпечаток), оставшийся на бумаге после того, как стерты буквы.
  5. Даже внутри сокрытия действует качество абсолютного добра Всевышнего, с тем, чтобы привести все к совершенству. О том, что такое всеобщее (полное) исправление, см. п. 170. *****
  6. Мы приближаемся к совершенству не только в силу течения времени; каждое происходящее событие служит дополнительной причиной и средством, приводящим к освобождению.
  7. [14] Даже если это произойдет «вовремя» — т.е. если избавитель придет в поколении, в котором будут одни недостойные, – ***** изменение пути добра и зла на совершенное правление не будет коренным, принципиальным изменением. Из самих деяний «добра и зла», даже из грехов злодеев откроется освобождение (см. выше, п.40, и прим. 54,55). Приведем несколько примеров того, как Всевышний пользуется дурными поступками человека, чтобы реализовать свою волю. Братья Йосефа хотели сделать невозможным осуществление его снов, продав его, однако именно это и привело к исполнению снов Йосефа – к тому, что он стал царем в Египте. Фараон приказал бросать всех рожденных мальчиков в реку, дабы убить спасителя Израиля, который должен был родиться, – и вот, этот приказ послужил причиной цепи событий, которые привели Моше в дом фараона, и тот сам вырастил его. Аман (он же Мемухан) посоветовал убить Вашти – и это послужило причиной того, что царицей стала Эстер; он же (Аман) своим советом и своими руками усадил Мордехая на коня, и он установил столб, на котором его же и повесили, и т.д. *****
  8. См. п.54.
  9. Это вторая мера (второй способ правления.). ***** Далее, в п.50, Рабейну дает определение: «мера абсолютной власти – это такой способ воздействия, при котором Творец исправляет все создания своей силой несмотря на то, что они, со своей стороны, этого не достойны». Мера абсолютного добра — это мера абсолютной власти Всевышнего, поскольку она оказывает влияние не в соответствии с делами нашим, как влияет мера «награды и наказания», которая оказывает свое влияние в зависимости от нашего выбора между добром и злом. Она (мера абсолютного добра) оказывает влияние в соответствии с совершенством Всевышнего и управляет всеми происходящими в Творении событиями так, чтобы привести все под власть совершенства Всевышнего.

http://www.beerot.ru/?p=40283