Даат Твунот — 25 — Праведники — партнеры Всевышнего

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1694
качеств

Теперь объясним суть упомянутого выше явления – того, что праведники являются партнёрами Создателя при исправлении Творения. Как мы уже говорили, Господь, благословен Он, создал тьму как часть природы нижних, от которой зависит существование зла, а также возможность его уничтожения и обращения в добро. В то же время Он, Благословенный, изливает свою волю на нижние миры только по мере их готовности. Поэтому призвание праведников – быть теми, кто понемногу исправляет эту тёмную природу, ведь насколько они её исправят, настолько Господь, благословен Он, распространит Своё обновлённое и возвышенное влияние, соответственно готовности и исправлению, достигнутым в природе нижних. Поэтому праведники приносят Всевышнему новый уровень готовности и новое исправление тёмной природы, упомянутой нами[1], а Святой, благословен Он, отвечает им более возвышенным влиянием в соответствии с этой готовностью. И задача праведников – добавлять к состоянию нижних новые ступени готовности и исправления, а Всевышний, благословен Он, в свою очередь проявит соответственно этому дополнительное влияние и добавит возвышение к возвышению.

После греха Адама мир очень сильно опустился, как мы уже объясняли, и в состоянии нижних недостаток наложился на недостаток. Поэтому сейчас первоочередная задача – исправить эти дополнительные недостатки. ***** И это происходит постоянно, вплоть до времени освобождения, поскольку именно это является целью изгнаний – исправить то, что было разрушено, и обрести то, что мы потеряли, дабы вследствие этого получить добро, которое придёт к нам потом, так, как оно должно было прийти к Адаму, если бы он не согрешил, как мы объяснили ранее[2]. И когда это будет восполнено, наступит полное освобождение. Выходит, что мы должны оттеснить зло от границ, до которых оно расширилось после греха, и вернуть потерянное добро. И по мере того, что создаётся в этом направлении деяниями праведников, которые увеличивают уровень готовности нижних, – Господь, благословен Он, распространяет Своё влияние.

 Как видишь, Святой, благословен Он, выделил долю своей власти народу Израиля, чтобы он был его партнёром в восполнении Творения, так что Он, Благословенный, исправляет с одной стороны, а Израиль – с другой, и действиями с обеих сторон совершается полное исправление. Об этом сказали мудрецы в мидраше: ««Голубка Моя, совершенная Моя» – подобная Мне»[48] (Песнь Песней 5:2, Ялкут Шимони, там же). И в писании есть слова о соединении влияния и восприятия влияния при восполнении созданий (Йешаягу 48:13): «Хотя Моя рука установила землю, а десница держит небо, взываю Я к ним: встаньте вместе (со Мной)!». Небеса влияют, а земля принимает, и несмотря на это, они достойны друг друга, поскольку совместно восполняют бытие[3]. Поэтому сказали в мидраше: «Как будто Я не больше её и она не больше Меня» (Ялкут Шимони, там же), однако влияние относится к «правой стороне», поскольку оно доминирует, а принятие относится к «левой[4] стороне», которая слабее правой. *****

 Ты уже слышала, насколько все нижние зависят от слова Всевышнего[5]. Следовательно, корень существования всех этих вещей – это наличие высшей силы, поддерживающей их существование во всех состояниях[6]. И аспекты этой силы сообразны и соотносятся с аспектами влияний Всевышнего[7] согласно всему их порядку, как я объяснил тебе ранее с помощью стиха[8] (Шмот 33:23): «И увидишь ты спину Мою, а лицо не увидишь». Поскольку именно виды влияний – это мерило близости или отдалённости между Израилем и их небесным Отцом, а соотношение силы, поддерживающей нижних, с влиянием и приведение её в соответствие с ним изменяет состояние нижних во всех аспектах[9]. Ведь ты уже знаешь, как всё связано одно с другим, и что всё – ветви одного ствола[10].

  1. Сказала душа: Безусловно, это логично – что за изменениями состояния нижних стоит скрытая причина, т.е. некий источник, в соответствии с изменением которого изменяются его видимые следствия в нижних, а его изменения, в свою очередь, соответствуют изменениям влияния Всевышнего. *****
  2. Сказал разум: Есть ещё различие между этой силой и собственно нижними[11]. Как известно, человек состоит из тела и души, и всякое движение тела рождается душой. Однако необходимо также понимать, каким образом душа находится в теле и как действует в нём, чтобы привести его в движение. И аналогично этому, мы должны знать, как связана сила, скрытая в нижних, с самими нижними[49].

И здесь я сообщу тебе нечто глубокое. Слава Всевышнего находится везде, и она оживляет всё сущее, как свидетельствует пророк (Нехемия 9:6): «И Ты оживляешь всех»; и об этом же сказано (Йешаягу 6:3): «Полна вся земля славой Его[50]». Однако грехи ***** людей отдаляют славу Всевышнего от нижних, и это то, о чём сказано (Йешаягу 59:2): «Но грехи ваши отделяют вас от Всесильного вашего». И наоборот – заслуги упрочивают присутствие славы в нижних. И это смысл сказанного (Шмот 25:8): «И буду находиться среди вас[51]». Сама слава возвышается и возносится, находясь среди нижних[52], и уже сказали мудрецы: «Всё, что создал Святой, благословен Он, в мире, – создал для славы Своей» (Йома 38:1, Пиркей Авот). А об изгнании сказано (Эйха 1:6): «И пошли без сил, [уходя] от преследователя» – поскольку высшая сила далека от них[53], подобно тому, как сказано (Бемидбар 14:9): «Образ отдалился от них». А об освобождении Израиля сказано (Йешаягу 60:1): «И слава Всевышнего будет светить над тобой». Т.е. в то время сама слава Всевышнего вознесётся, и это просто.

 И знай, что это очень важно для понимания ангелов и их действий, поскольку Господь, благословен Он, пожелал вершить деяния свои посредством служителей – святых ангелов. И поэтому пожелал поместить присутствие Своё среди этих ангелов, и именно они – Его посланники, реализующие все Его постановления. И Его Господство над ними постоянно, как сказано: ««Всевышний в них» – ***** т.е. Его Господство в них» (Ялкут Шимони II:793). И ещё сказали мудрецы: «Имя  Святого, благословен Он, связано с каждым ангелом» (Танхума, Мишпатим 18). И эта Слава стоит над всеми Его воинствами и связана с ними постоянно, но в соответствии с уровнем и важностью каждого ангела, поскольку и среди них есть иерархия, и у каждого своё значение[12].

 И также знай, что несмотря на то, что слава Его везде, есть место, где она открывается больше, чем в других местах. Это особенное место, где будут искать Его стремящиеся быть причастными к Нему. В этом смысл сказанного (Дварим 12:5): «Обитель Его будете искать и придёте туда», и написано (Шмот 34:23): «Предстанет каждый мужчина перед лицом господина, Всесильного  Б-га Израиля». И сколько ступеней и порядков, со всей их иерархией, должно остаться позади, прежде чем может быть обретена причастность к этой святости Его, благословен Он! На этом основана вся идея Мишкана и Микдаша (переносного святилища и Храма): одно место внутри другого, и так до самой «Святая Святых», в которой находится слава Всевышнего, дабы её искали и нашли те, кто хочет быть к ней причастен. И также есть Святилище (Храм) наверху, точно напротив Святилища внизу (Танхума, Мишпатим 18). И всё воинство небесное восхваляет эту славу и восклицает: «Полна вся земля славой Его!» (Йешаягу 6:3). И говорят также: «Благословенна слава Всевышнего из места её» (Йехезкель 2:12), поскольку только она – сила всех сущих, как мы уже объяснили. Также сказано (Псалмы 104:31): «Да будет слава Всевышнего вечной, возрадуется Всевышний делам своим». Потому что слава Всевышнего возносится благодаря достоинству дел Его, благословен Он. И поэтому сказали мудрецы (Хулин 60:1): «Стих этот произнёс князь мира»[13].

Таким образом, вознесение славы Всевышнего осуществляется силами всех созданных, всех их видов, и каждый вид совершает это своим, особенным действием. И на этом сосредотачивался ***** коэн во время принесения жертв, в частности, «постоянной жертвы», как сказано (Бемидбар 28:2): «Жертву Мою, хлеб Мой». Постоянную жертву приносили перед Ним, благословен Он, каждый день, для пользы всех сущих. И идея здесь в том, чтобы вознести славу Всевышнего посредством соединения всех видов созданных, каждого из них в соответствии с его ролью[14]. В этом была великая мудрость, которой должны были учиться коэны: приближаться к Всевышнему от имени всего Израиля, и делать это так, чтобы их служба на самом деле была желанна Творцу. Поэтому сказано (Малахи 2:7): «Уста коэна сохранят знания, и будут просить Тору из его уст». Коэны сосредотачивались на намерении связать всех созданных с Создателем, они знали, что необходимо для осуществления этого, и в этом контексте выполняли все необходимые части ритуала жертвоприношений, такие как крапление кровью или воскурение благовоний – действия, относящиеся к глубочайшим тайнам исправления всех созданных и приобщения их к Создателю, благословен Он. И объяснение это можно очень сильно расширить, но здесь для этого не место. Общее намерение – в том, чтобы объединить Высшей Славой всех созданных, нижних и верхних, которые над ними. Сказано об этом (Йермиягу 23:24): «Ведь небо и землю Я наполняю», и происходит это в порядке, специально для этого созданном. Все создания подобны слугам, собранным вместе под началом их господина437*.

Однако у работы, переданной в руки праведников, есть особенный аспект – завершение исправления самого Творения, ***** как я тебе уже сообщил. И они каждый день создают возможность для нового исправления, насколько это в их силах, чтобы в ответ на это излил Всевышний, благословен Он, изобилие благословения, соответствующее их пробуждению и готовности[15].

[1] Деяния праведных не просто делают возможным существование Творения, но и приносят ему новые возвышения и исправления. *****

[2] См. выше п.152 и прим. 255.

[48] См. «Нефеш а-Хаим» (врата 2, гл.3), где это объясняется. *****

[3] «Встанут вместе» — поскольку выполняют свою миссию в равноценном партнёрстве и поскольку оказывающий влияние может исполнить свою роль только если принимающий готовит себя к принятию.

[4] Просто «рука», в отличие от «десницы» (т.е. правой руки), – левая рука. *****

[5] См. п.158 и прим. 407.

[6] Поскольку созданные каждую секунду зависят от слова Всевышнего, т.е. от Его постоянного влияния, мы должны различать во влиянии Всевышнего ту его часть, которая является корнем (источником) принимающих (нижних), и ту часть, которая постоянно поддерживает их – «высшую силу, поддерживающую их существование во всех состояниях» (что такое «корень» принимающих, объяснено далее в п.160, прим.[50]).

[7] Эта сила, корень принимающих и их свойств во всех своих аспектах, повторяет все аспекты влияния Всевышнего.

[8] См. выше в этом пункте: «Красивую притчу…» и т.д.

[9] В соответствии с состоянием близости или удалённости корня нижних и Всевышнего (это состояние зависит от поступков нижних) определяется состояние созданий (нижних), их возвышение или принижение.

[10] Итог. Необходимо различать три сущности, связанных между собой: а) влияние Всевышнего на принимающих, которые подвергаются влиянию различных образов правления (входящих в 9 сфирот); б) влияние, являющееся корнем принимающих (10-я сфира — малхут, см. прим.[41]); в) собственно принимающие, т.е. создания, главное из которых – Израиль. В соответствии с многообразием видов близости или удаления со стороны влияний  Всевышнего существует потенциал принятия или неприятия в корне принимающих. Всякое доброе дело созданных делает соответствующий аспект в «корне принимающих» способным принять для них соответствующее влияние из влияний Всевышнего, потому что «всё связано одно с другим, и всё – ветви одного ствола» — эти три вещи взаимосвязаны в определённом порядке. *****

[11] Другими словами, каковы связь и отношение между «силой» нижних, т.е. их верхним корнем, и собственно нижними. От этой связи зависят отношения между ними, т.е. близость либо отдаление. См. далее. *****

[49] Выше, в начале п.158, «сила» нижних названа «душой для душ», поскольку она проводит влияние, поддерживающее души и создания, так же, как душа оживляет тело. Так сказано в «Клалим Ришоним» (п.33): «Малхут – корень нижних, и всё, что должно быть в них, сначала должно возникнуть там (т.е. в сфире Малхут). Однако необходимо понять ещё один путь –путь реализации влияния Малхут на нижних, подобный пути влияния души на тело, поскольку все движения тела производятся душой. И необходимо также понять, каким образом действует душа в теле, как она удерживается там и как им движет».

[50] Источник нижних – это Слава Всевышнего, т.е. «шхина» (присутствие), которое Он хочет распространить на нижних. Ради открытия и распространения своей славы создал Он Творение, как написано: «Всё, что создал… создал только для славы Своей». Раскрытие славы – это раскрытие Его царской власти (см. прим.[51]). Поэтому корень нижних называется сфира «малхут» (царство). «Малхут – это корень нижних, и это власть святости, и просто малхут (т.е. царство)» («Клалим Ришоним», п.29). Все законы и свойства созданных и самого Творения установлены исходя из того, что необходимо для раскрытия славы Всевышнего. Поэтому в качестве «малхут» заложены все границы и возможности, предоставленные созданным для исправления мира. Так сказано в «Клалим Ришоним»: «Малхут – корень нижних, и всё, что должно быть в них, сначала должно возникнуть там». Поэтому именно Слава Всевышнего, которая есть цель Творения, даёт возможность существованию Творения и наполняет все его части смыслом и жизнью, так же, как душа наполняет и оживляет тело —  «полна вся земля славой Его». Усиление славы увеличивает влияние, оказываемое на Творение, и, соответственно, наоборот, как объясняется далее. *****

[51] Связь славы Всевышнего с нижними называется присутствием Всевышнего – «и буду находиться среди вас». Нам дана возможность усилить эту связь. Когда мы принимаем на себя царство Всевышнего тем, что подчиняем свои желания Его воле, то становимся достойны присутствия Всевышнего среди нас, и тогда всё Творение становится троном славы Всевышнего: «И малхут в состоянии, когда он спускается для соединения со своими ветвями (т.е. созданиями), называется славой, которая на троне» («Клалим Ришоним», п.33). Другими словами, когда миры становятся носителями высшей славы и привязаны к ней, как ветви к корням (т.е. прочной связью, альтернативы которой нет), – тогда слава наполняет всё Творение и оно превращается в трон славы. И из этого объяснения ты поймёшь, что малхут, шхина (присутствие Всевышнего) и слава – это одно и тоже.

[52] Воля Всевышнего – чтобы главное Его присутствие было именно в нижних. Поэтому когда мы принимаем Его присутствие посредством добрых дел, Его слава возвышается и достигает совершенства. И чем совершеннее слава, тем больше она получает от качеств, оказывающих влияние, и тем больше совершенства и изобилия она может излить на всё творение.

[53] Поскольку отдалили славу, которая есть корень нижних, Всевышний не мог влиять на них – «и пошли без сил». *****

[12] Раскрытие Всевышнего нижним происходит посредством ангелов в соответствии с различными их ступенями. Каждый ангел раскрывает конкретный аспект в открытии шхины, в соответствии со своим назначением и ступенью (ангел соответствует своему имени – он посланник, открывающий нам конкретное открытие) (на иврите слово «малах» — ангел — означает «посланник»).

[13] См. там в Геморе: «Когда Всевышний сказал деревьям «по виду своему» (т.е. велел давать плоды, соответствующие их виду), травы сами поняли, что их это касается «тем более», и сразу же каждая из них принесла плоды своего вида. Тогда князь мира сказал: «Да будет слава Всевышнего вечной, возрадуется Всевышний своим делам»». Князь мира – т.е. тот, кто отвечает за природу ***** и открывает ту часть славы небес, которая раскрывается природой, исполняющей волю своего Создателя. «Радость от дел своих» – это освещение лица Всевышнего, приносящее изобилие. (См. прим.[27])

[14] Смысл существования и задача всякого создания – совершить уникальное, возложенное только на него раскрытие славы небес, и при соединении этих раскрытий слава открывается полностью. О задачах каждого из созданий и об их соединении думал коэн (священник), принося общественное жертвоприношение, которое он приносил за весь Израиль и из всех видов природы – неживой (соль), растений (мука, вино и др.) и живой (животные и птицы).

437* Творение удостаивается волеизъявления и благословения посредством того, что всё сущее соединяется со славой Всевышнего – т.е. шхиной (Его присутствием в мире). Это происходит в том случае, когда мы понимаем, что все творения предназначены для того, чтобы вместе служить Всевышнему. Это объясняет стих: «Ведь небеса и всю землю Я наполняю» – т.е. слава небес есть смысл, наполняющий всё Творение. Идею объединения всего Творения ради славы Всевышнего мы изучаем из тех восхвалений, которые произносят ангелы из самого Творения, как сказано в благословении «Йоцер ор» («Образующий свет…»). *****

[15] Смысл служения коэнов – обеспечить Творение волеизъявлением для его существования. Служение праведников выше даже этого — они совершают в Творении новые исправления, каждый соответственно своей доле, и поднимают его после падения, причиной которого был грех Адама (см. п.158). Каждый день для тех, кто служит Всевышнему, уготована новая возможность для исправления, зависящая от времени и поколения. И, соответственно исправлениям, мир удостаивается нового духовного волеизъявления с небес, которое приближает достижение цели Творения.


http://www.beerot.ru/?p=71766