Даат Твунот — 30 — Пророчество

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2076
пророчество
  1. Сказала душа: Ещё одну вещь хочу я узнать от тебя. Однако она не столь обширна и не из тех, которые пугают ***** разум своей неизвестностью, как то, о чём я спрашивала до сих пор. Однако и это я жажду познать с ясностью.
  2. Сказал разум: Что это за вещь?
  3. Сказала душа: Пророчество. Что такое пророчество, каковы пути его, и для чего оно нужно?
  4. Сказал разум: Пророчество – это знание и постижение славы Всевышнего, которое Он даёт пророку. Однако ты уже слышала, что нам не дано постичь Его истинную сущность и Его совершенство как таковое, и мы постигаем Его только с точки зрения Его свершений и качеств, которые Он сам установил для управления миром, как мы уже объяснили. Пророки постигают Его как несущего добро и наказывающего, судью, оживляющего, излечивающего и через другие определения, которые можно отнести к Нему с точки зрения Его действий. Он показывает им все свои виды влияния во всех их проявлениях; они видят все те вещи, от которых зависят законы неба и земли, и всех их воинств, во всех подробностях. Поэтому пророки знают прошлое и будущее, всё, что Святой, благословен Он, совершает в мире. Ибо когда они постигают Его через одно из качеств, то видят и все следствия, которые породит это качество во всех созданиях, и постигают то качество, которого Он придерживался ранее, и то, через которое Он будет действовать в будущем, во всех подробностях[1]. Но простую сущность Его пророки  постичь не могут. И даже то, что они постигают, постигают не абсолютно ясным видением, а особенных пророческим путём.
  5. Сказала душа: Это то, что я хочу знать. Каково оно, это видение? *****
  6. Сказал разум: Об этом сказано у пророка (Ошеа 12:11): «И пророкам дам образы», а о Моше Рабейну сказано (Бемидбар 12:8): «Покажу ему явно, а не загадками» – следовательно, другим пророкам Он давал видение в виде загадок, и это сказано прямо (там же): «Во сне буду говорить с ним». И мудрецы передали нам то знание, которое получили (Брахот 57:2): «Сон – одна шестидесятая часть пророчества»[2]. Это происходит потому, что не дано пророкам видеть высшую славу такой, какая она есть. Открывающаяся им слава создаёт в их сердцах пророческие образы, эти образы – как будто одежды и загадки, скрыто выражающие те знания, которые пророки должны познать, подобно обычным притчам и загадкам. Однако постижение пророков не похоже на естественное постижение обычных людей, это постижение изливается на них, а знание отпечатывается в разуме[3], так что не возникает никаких сомнений и необходимости в размышлении[4] и рассуждении[5]. Пророкам ясно без всякого сомнения, что именно слава Творца, благословен Он, открывается им и передаёт им слова, и что Создатель – ***** тот, кто пробуждает в их сердцах эти пророческие образы. И так же отпечатывается в их сердцах объяснение видения и разрешение загадки, и так они постигают, что именно Господь, Благословенный, хочет открыть им[6]. И согласно этому написал Рамбам, благословенна память его, в разделе «Основы Торы» (7:3): «Вещи, которые сообщаются пророку, сообщаются ему в виде аллегории, и сразу же отпечатывается в его сердце объяснение аллегории пророческого видения, и он знает, что это».

 Следует различать аллегории, раскрывающие сами качества, и аллегории, раскрывающие следствия. Т.е. есть пророческие образы, говорящие о славе Всевышнего с точки зрения её качеств, а есть образы, говорящие о действиях, производимых Им, благословен Он. Например, если Господь, благословен Он, хочет показать пророку свою славу как Приносящего добро и Милосердного, то уподобит её умудрённому годами старцу, как сказано у Даниэля (7:9): «И древний годами сидит», а когда захочет показаться пророку как Побеждающий врагов, то покажет ему образ юноши-воина. Так сказали мудрецы (Мехилта, Итро 20:2): «На море (красном) открылся как юноша, а на Синайской горе — как мудрец». Объясняет Талмуд (Хагига 14:1): «Потому что юноша хорош для войны, а умудрённый годами хорош для учения». А к притчам, говорящим о деяниях, относятся посох из миндального дерева, который видел Йермиягу, переполненная кастрюля, лестница Яакова, свиток Йехезкеля, мера (мера объёма сыпучих тел) Захарии и золотой светильник. Притчи, говорящие о качествах, пророк постигает сразу, как только увидит Славу Всевышнего в образе. Однако притчи, говорящие о действиях, пророк может и не понять сразу, до тех пор, пока не будет ему объяснено[7]. И так говорит пророк (Захария 4:5): «… знаешь ли ты, что это? (обратился ангел к пророку), а я сказал: «Нет, Господин мой»», и см. далее, как написал там Рамбам[8].*****

Возможно такое, что в пророческом видении будет множество образов, даже противоречащих друг другу, и все одновременно. Этому научили нас мудрецы в трактате «Софрим» (15:2): «Лицом к лицу (на иврите дословно – «лицами к лицам») говорил Всевышний с ними»: лицами – два, к лицам – ещё два, итого четыре лица (разных выражений лица). Пугающее – это Писание, обычное – Мишна, улыбающееся – Талмуд, приветливое – Агада (сказания). И также сказано (Ялкут Шимони, Итро 286): «Я – Господь, Всесильный Твой» – Сказал рабби Хама бар Папа: «Показал им Святой, благословен Он, гневное лицо, приветливое лицо и т.д., и сказал им – несмотря на то, что вы видите все эти образы, Я (только Я) – Господь, Всесильный Твой». Подобно этому сказали мудрецы и о речениях (И.Т., Недарим, 3:2): ««Нагота жены брата твоего…» и «…придёт жить с ней» сказаны одним речением». И там же: ««Помни» и «Храни» (субботний день) – одним речением сказаны». Причина этого понятна. Поскольку эти образы не существуют самостоятельно, а созданы для пророческого откровения[9], они зависят только от желания Царя, который «скажет – и возникнет», и образы эти обретут бытие и отпечатаются в душе пророка, совершенно независимо от законов материальной природы, которая создана только для материальных тел. Несомненно, ни одно слово Всевышнего не пропадает напрасно, и всякий образ, который Он даёт пророку, предназначен, чтобы представлять одно из качеств Всевышнего, благословен Он, или какой-то аспект качества. А когда Всевышний хочет показать ряд аспектов, то открывает пророку ряд образов, которые могут по сути противоречить друг другу, ведь цель – это не сами образы, а та информация, которую извлечёт из них пророк.

  1. Сказала душа: Однако с этой точки зрения мне очень тяжело понять написанное (Дварим 4:15): «Ведь вы не видели никакого образа», ведь это противоречит всему, что ты сказал. *****
  2. Сказал разум: А разве без этого не тяжело, что писание противоречит само себе? В одном месте сказано: «Ведь вы не видели никакого образа», а в другом – «И образ Всевышнего увидит» (Бемидбар 12:8), и ещё написано: «Образ в виде человека над ним сверху» (Йехезкель 1:26), и тому подобное.
  3. Сказала душа: Дай же ответ на оба вопроса!
  4. Сказал разум: Написано (Йешаягу 40:25): «И кому уподобите Меня, чтобы Я был сравним с ним? – говорит Святой», и также (40:18): «Кому уподобите Всевышнего? Какой образ сравните с Ним?». Главное здесь вот что. Несомненно, Святой, благословен Он, не вводит пророка в заблуждение, напротив, он наделяет его мудростью и открывает ему истину. Показывать образы именно в той сфере, где их надо всячески избегать – разве для Всевышнего это не означало бы дать почву для глубочайшего из заблуждений? Дело, однако, в том, что душа пророка воспринимает истину с полной ясностью. Это происходит так потому, что восприятие пророка, как ты уже слышала, не похоже на обычное восприятие или знание, – это постижение, получаемое им и отпечатанное в нём, так что в знании его есть полная ясность, без тени сомнений. Это знание человек даже не может представить себе своим обычным сознанием. Это значит, что ясно пророку, что именно Господь, благословен Он, открывается ему, и сообщает ему, то, что сообщает. И также ясно пророку, что невозможно видеть Всевышнего, не только обычным видением глаза, но даже и видением души, которое есть постижение и понимание, поскольку невозможно постичь сущность Всевышнего. И ясно пророку, что открывающаяся ему слава Всевышнего создаёт в нём пророческий образ, из которого он получит знание, которое должен получить. Это и есть смысл сказанного: «И пророкам дам образы[10]» (Ошеа 12:11). *****

Выходит, что истина раскрыта душе пророка с полной ясностью, и нет в ней места для ошибки, поскольку истинное знание, отпечатанное в ней, позволяет познать и эту истину, и не может пророк постичь пророческий образ, если в то же мгновение он не постигнет, что это только пророческий образ, а не сущность Всевышнего. И поэтому, несмотря на то, что сказано: «Пророкам дам образ», постоянно звучит предупреждение: «Какой образ сравните с Ним?», – ведь пророк не увидит образа без того, чтобы не увидеть тут же, что это всего лишь пророческий образ, созданный для понимания пророка, а не собственно образ Всевышнего, поскольку сущность Всевышнего непостижима и не поддаётся выражению через образы[11]. Также учитель наш Моше предостерёг Израиль (Дварим 4:15): «Ведь вы не видели никакого образа». Ибо там говорится о простой сущности Всевышнего, и Моше говорит людям: «Остерегайтесь изо всех сил, ведь вы уже постигли истину и видели, что нет никакого образа Всевышнего, – напротив, вы видели, что поскольку сущность Его проще любого образа, вы не сможете воспринять Его, если Он не создаст для вас особенные пророческие образы. И хотя формулировка стиха кажется слишком краткой (недостаточной), это не более кратко, чем остальные высказывания писания об этом: «Кому уподобите Меня, чтобы…», «Какой образ сравните…». Ведь Моше Рабейну говорил с Израилем, который видел эту истину, и напоминал им то, что они видели своими глазами.

  1. Сказала душа: Ты объяснил, что значит: «Не видели никакого образа», но не объяснил: «Образ Всевышнего увидит».
  2. Сказал разум: Даже этот образ, который возникает в душе пророка, справедливо может быть назван «образом Всевышнего». Ведь для пророка несомненно, что то, что открывается ему в одеждах образа – не что иное как единый Господь, благословен Он и благословенно имя Его. Поэтому пророки могли в полный голос сказать: «Это видение образа славы Всевышнего» (Йехезкель 1:28), «Видел я Всевышнего» (Йешаягу 6:1). Им было ясно, в данном им постижении, что этот образ заново создан открытием им ***** высшей славы, и изображение это – не что иное как путь постижения этого открытия. С чем это можно сравнить? С человеком, который видит своего товарища в зеркале[12]. Хотя сам товарищ не находится в зеркале, однако то, что видно – это на самом деле его товарищ, который, однако, виден ему в зеркале. И ещё следует отсюда, что если зеркало будет кривым, то будет виден в нём искажённый образ товарища, соответственно зеркалу. И всё же видящий не усомнится, что видимое им – это товарищ, стоящий там, просто он знает, что поскольку товарищ стоит перед кривым зеркалом, а он видит его в зеркале, то возникает перед ним данный образ. Так же и в пророчестве: пророк знает, что именно Всевышний – тот, кто открывается ему в этом образе, несмотря на то, что образ этот создан в глазах пророка с помощью его же души[13], или с помощью чего-то другого, дающего ему возможность видеть этот образ[14]. Поэтому этот образ можно справедливо назвать «образом Всевышнего»[15], и сказано о нём: «Образ Всевышнего увидит».

[1] Поскольку пророк постигает качество, которым правит Всевышний, во всех деталях, ***** он само собой понимает все события, которым предстоит произойти, как следствия, вызываемые этим качеством во всех его деталях.

[2] Так сказано в книге «Путь Всевышнего» (3:5:2): «Все пророки, кроме Моше, пророчествовали посредством видений и снов, как сказано: «В видении ему сообщу, во сне буду говорить (с ним)». Это значит, что Всевышний использует сон, законы которого уже есть в природе человека, как средство для передачи пророчеств пророкам, но не значит, что пророчество и сон – это одно и тоже; просто сон – подходящее средство для пророчества. А то, что сказали мудрецы: «Сон – одна шестидесятая пророчества», значит только то, что сон содержит в себе информацию в более высокой (сложной) форме, чем обычно свойственная человеку согласно устройству его разума» (т.е. во сне человек может видеть образы, которые не может увидеть наяву; например, во сне он может находиться в месте, наделённом признаками двух разных городов, или увидеть человека, наделённого признаками двух разных людей, и это не вызовет у него недоумения).

[3] Пророк получает законченные знания, которые отпечатываются в его разуме.

[4] В книге «Путь Всевышнего» объясняется явление «руах а-кодеш» (дух святости, ступень, предшествующая пророчеству). Там сказано, что знания, полученные этим путём, не должны проходить путь осмысления, а приходят в готовом виде, с ясностью большей, чем может прояснить и подтвердить разум. Цитата: «…И ещё постановил (Всевышний), что будет существовать у него (человека) форма осознания, которая намного выше обычной (т.е. осознания посредством разума), и это осознание, посланное (свыше), т.е. на него будет излито Всевышним влияние с помощью некого средства, приготовленного для этого, и когда оно достигнет разума, то установит в нём знание некоего предмета – с полной ясностью и безошибочное, и знание предмета будет совершенным, включая все причины и следствия, каждая вещь на своей ступени. Это явление называется руах а-кодеш (дух святости). Таким образом человек может постичь понятие, относящееся к обычной природе разума, однако с большей ясностью, либо постичь понятие, выходящее за пределы обычной природы разума, включая будущее и тайны».

[5] Использование разумных доказательств. *****

[6] Поскольку объяснение – это тоже часть пророчества. См. далее в п.190 объяснение, почему тогда необходимо пророческое видение и недостаточно только сведений, заключённых в его  объяснении.

[7] Можно сказать, что вместе с аллегориями качеств сразу открывается их объяснение –  чтобы не было места для заблуждения, будто аллегория эта и есть изображение одного из свойств Всевышнего (не дай Б-г!). Поэтому сразу открывается пророку, что видение лишь учит его пониманию одного из качеств правления Всевышнего, и в образах, отражающих действия Всевышнего, нет места для ошибки.

[8] См. там в книге Рамбама. Он приводит как примеры понятных образов, описывающих действия, пророческое видение лестницы Яакова, «переполненную» кастрюлю и свиток Йехезкеля, меру Захарии, – когда в самих образах содержится и их объяснение. А с другой стороны, в части пророчеств Йехезкеля и Захарии приводятся образы без их объяснения, см. там. *****

[9] Образы, которые видит пророк, – это специально созданные Всевышним пути, чтобы с их помощью показывать пророку образы своего правления, поэтому их сущность и свойства соответствуют этой цели. Поэтому можно постичь две противоположности в одном явлении, если это необходимо для пророчества, как объясняется далее. (В книге «Клах Питхей Хохма», врата 7-8, сказано, что видения пророка – это не просто образы, служащие для более полного объяснения явления, а формы раскрытия высшего света, и см. прим.[61].) *****

[10] В качестве части пророчества открывается пророку, что он видит не саму славу Всевышнего, а образ, источником которого является слава Всевышнего. Сосуд для получения пророчества в душе пророка называется «рука пророков». *****

[11] Далёк от всякой возможности уподобления и описания. *****

[12] =зеркало из полированного стекла (т.е. высокого качества).

[13] Душа пророка – это и есть зеркало, принимающее пророческие видения. В зависимости от её чистоты и прозрачности она может быть зеркалом более или менее точным.

[14] — Высшие корни (источники), являющиеся причиной видения пророческих образов.

[15] Поскольку видимое в зеркале называется «изображением» и поскольку оно выражает пути Всевышнего, называется это «изображением Всевышнего». *****


http://www.beerot.ru/?p=71776