Даат Твунот — 27 — Пути правления единства

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1912
награда

До сих пор я объяснял тебе, с Б-жьей помощью, то, что ты должна знать о правлении награды и наказания. Теперь перейдём к объяснению второго образа правления[1] – ***** скрытого правления[2], стремящегося к всеобщему восполнению. Здесь будет объяснено тебе сказанное нашими мудрецами (Зоар Насэ 134): «Всё зависит от судьбы».

  1. Сказала душа: Ты упомянул проблему, которую я очень хочу понять и которая является одной из самых трудных для меня, поэтому я жажду услышать объяснение.
  2. Сказал разум: Однако здесь мы столкнёмся с явлениями «праведник, которому хорошо» и «праведник, которому плохо», которые непознаваемы.
  3. Сказала душа: Зачем же ты затронул вопрос, который не можешь объяснить?
  4. Сказал разум: У этого явления есть граница, до которой мы сможем его понять, а после неё прекратим исследование. Того, что я сообщу тебе, будет достаточно, дабы понять, что явление это справедливо, а о том, что невозможно познать, не спрашивай. Однако знай – даже то, что недоступно для постижения, не наносит ущерба нашей вере и не искажает знание. Ты своими глазами увидишь, что это не что иное как дополнительное знание, совсем не обязательное для нас. Однако объяснения, необходимые для успокоения сердца и прояснения веры, у нас есть. Не сделает Всевышний вещи, из-за которой сыны человеческие запутаются в вере и на которую не найдут ответа, поэтому и сказано (Дварим 4:39): «И узнаешь ты сегодня и примешь сердцем своим, что Создатель – это Всесильный».
  5. Сказала душа: Если так, расскажи то, что считаешь для меня необходимым знать.
  6. Сказал разум: Поскольку Господь, благословен Он, установил образ правления «награды и наказания», получает каждый человек по делам своим: добрые – добро, злодеи – зло. ***** Однако глубинный замысел Всевышнего – вести всё к тому, чтобы не было в мире никакого зла, а одно только добро[3]. Это называется исправлением и очищением самого образа правления[4]. Однако для того, чтобы осуществить это общее исправление, необходимо действовать сообразно с самой причиной существования добра и зла. Тот, кто хочет полностью излечить болезнь, должен вникнуть в её причины, и тогда можно будет устранить следствия. Так же и здесь: для того, чтобы обратить образ правления к одному только добру, так, чтобы зла не было вообще, необходимо знать причину, в силу которой сегодня зло присутствует в образе правления. И в соответствии с этой причиной надо будет обернуть круговорот событий так, чтобы в результате возник этот плод – отсутствие всякого зла в образе правления. И это очевидно, ведь Святой, благословен Он, не хочет «передумать», как человек, сожалеющий о прошлых поступках и оставляющий один путь ради другого, – напротив, в соответствии с исходными условиями Он приведёт всё к желанному совершенству[5].

Как мы уже объясняли, корень появления зла в образе правления – это раскрытие единства Его, благословен Он. Т.е. необходимо было раскрыть зло и позволить ему действовать соответственно его природе, дабы затем, обратив зло в добро, продемонстрировать таким образом единство власти Всевышнего. По этой причине, чем больше Всевышний скрывает Своё лицо и допускает усиление зла, до самой последней границы, т.е. вплоть до полного разрушения мира, которое, однако, никогда не произойдёт, – тем полнее будет основание для последующего раскрытия, демонстрирующего истинность единства Всевышнего тем, что все причинённые злом разрушения будут исправлены Его властью. Свет по-настоящему заметен именно в темноте, как мы уже объясняли ранее[6]. Следовательно, поскольку Всевышний хочет установить в мире образ правления, основанный только на добре, Он построит всё Своё правление на фундаменте раскрытия своего единства, из-за которого родились и существуют сегодня добро и зло. *****

Однако награда и наказание – это ещё не максимальное усиление зла[7], ведь при таком подходе зло настигает только злодеев; оставляющие Всевышнего получают его (зло), а тем, кто ищет Всевышнего, Он даёт себя найти. Усиление зла – это когда Всевышний совершенно скрывает Своё лицо от мира, как сказано (Мишлей 1:28): «Тогда будете звать Меня, а Я не отвечу», и также (Йешаягу 59:15): «Скроется истина, и избегающий зла будет считаться сумасшедшим». Это – полное сокрытие, пришедшее только ради того, чтобы открыть затем совершенное исправление. Как сказано далее у пророка (Йешаягу 59:16): «…и помогла Ему десница Его, и справедливость Его укрепила Его». Это значит, что в рамках этого образа правления Всевышний не обращает внимания на заслуги или вину, а управляет так, как нужно, т.е. позволяет злу побеждать, дабы затем показать власть добра. И всё время, пока зло побеждает, даже праведные вынуждены находиться под давлением зла, – не потому, что так следует по закону, а потому, что так необходимо в это время. Ведь в любом случае потом, когда добро вернётся, откроется и будет властвовать, они сполна получат награду как компенсацию за всё зло, которое им пришлось терпеть. Так сказано об этом (Псалмы 90:15): «Радуй нас соответственно [тем] дням [когда] притеснял нас». Но пока зло побеждает, заслуги не помогут спастись от него, как сказано (Амос 5:13): «Поэтому разумный в это время будет молчать, ибо это время плохое». Более того: поскольку разрушение и уничтожение порядка в природе зла, не только заслуги не помогут праведным спастись от зла, но и злодеям будет сопутствовать удача. Это время как будто улыбается им, идёт им навстречу, а праведные притеснены и страдают, как сказано (Сота 49:1): «В период перед приходом Машиаха наглость возвысится … а мудрость знающих будет презренна», и сам пророк уже сказал (Йешаягу 59:15): «Скроется истина, и избегающий зла будет считаться сумасшедшим»[8].

 Следовательно, если Господь, Благословенный, хочет управлять миром посредством своего единства, – показывая нам свет из тьмы и приводя всё к тому, чтобы само зло обернулось ***** добром[9], – он должен дать злу возможность усилиться, не обращая внимания на заслуги праведных. Наоборот – злодеи достигнут успеха, а праведники будут повержены в прах, после этого откроется власть Всевышнего, и плодом этого будет обращение самого зла в добро, и не будет более зла, но только добро. И только тогда праведные получат награду, не ранее. Когда Всевышний управляет миром посредством награды и наказания, праведные получают добро, а злодеи зло, однако тогда нет никаких предпосылок приводить всё к полному исправлению, так, чтобы зло исчезло совсем. Ведь почему оно тогда должно исчезать? И без того зло настигает только злодеев, оно ограничено и действует не согласно своей природе, а лишь исполняя справедливый закон. И именно из-за того, что Святой, благословен Он, на самом деле хочет полного исправления мира и окончательного уничтожения зла, Он желает относиться к праведным в соответствии с образом правления единства, так что праведность не поможет им спастись от страданий этого мира. Несомненно, это не связано с наградой и наказанием, а происходит так, чтобы с помощью праведников совершить полное исправление мира. И это, безусловно, благо для праведных, и благодаря этому их награда будет гораздо больше[10], чем та, которую они могли бы получить за одни только добрые дела. Это также хорошо и для мира – ведь если бы мир управлялся наградой и наказанием, то плодом трудов человеческих была бы только плата за добрые дела, а не полное уничтожение зла в мире. Но поскольку праведники страдают не из-за своих поступков, а соответственно образу правления, – также и польза будет не частной (воздаянием за их дела), а общей, пользой для всего закона правления, и в их заслугу раскроется высшее единство, и зло будет исключено из образа правления миром.

 И обрати внимание на дополнительное преимущество, которое здесь есть – даже раскрытие Высшей власти произойдёт благодаря заслугам, а не просто как подарок. И несмотря на то, что по отношению к другим людям это будет подарком, для праведных это заслуга, и их добро прольётся на весь мир, и тогда получится, что есть заслуга у всей общины Израиля[11].*****

  1. Сказала душа: Согласно этому, всем праведникам следовало бы страдать, но не такова реальность.
  2. Сказал разум: У этого есть очень глубокая причина. Господь, благословен Он, создал зло с такими свойствами и ограничениями, с какими пожелал. И Он направляет события к тому, чтобы полностью уничтожить зло в Творении, как мы уже объяснили. Однако Он должен управлять этим процессом в соответствии с природой зла и порядками его действия. Это очевидно. Поскольку Благословенный создал Творение несовершенным, Он вращает колёса, чтобы восполнить его, удалив недостатки. И Он единственный, кто знает корень всего, что Он пожелал сделать, и скрытые от созданных причины своих установлений. Ведь созданные знают только сами установления Высшей воли, а то, что выше их, т.е. причины установлений, на самом деле не передано созданным вообще, и это запрещённые нам исследования, поскольку корень их – в высотах воли Всевышнего, непостижимых для нас[12]. Он, благословенно имя Его, знает, что для восполнения Творения необходимо усиление света, т.е. усиление влияния и его увеличение, с одной стороны, и его сокрытие и уменьшение, с другой стороны. Поскольку есть аспекты, которые исправляются увеличением света и волеизъявления, а есть аспекты, которые исправляются их отстранением и уменьшением, когда злу позволено побеждать, как мы объяснили.

 Принцип этот ясно увидит тот, кто внимательно проанализирует происходящее в мире. Он обнаружит, что не происходит события, доброго или злого, которое не принесло бы миру пользу. И уже сказали мудрецы (Брахот 60:2): «Всё, что делают Небеса – к добру». Однако много путей у Всевышнего, ***** одни справа (благословение), другие слева (испытание), и это зависит не от дел человеческих и заслуг, а от свойств Творения и его сущности. И Он, Благословенный, единственный, кто на самом деле знает сущность создания, знает и то, что необходимо ему. Одно нам известно – сущность Творения такова, что для его восполнения необходимы как увеличение (усиление света лица Всевышнего), так и уменьшение (сокрытие). Это смысл двадцати восьми времён[13], упомянутых в книге Коэлет (глава 3), и свидетель, соответствующий им – луна, которая сама восполняется и уменьшается, являясь примером этого явления. И есть в этом глубокое знание, которым обладают мудрецы, понимающие траекторию и пути движения луны и все варианты её отношения к солнцу в различных состояниях. Ибо они в общем виде соответствуют всем основным аспектам правления, которое приводит в движение Творение и восполняет его согласно его (Творения) природе. Как мы уже объяснили, для этого восполнения необходимо усиление и уменьшение[14]. Поэтому община Израиля уподобляется луне: «Они в будущем обновятся, как она (луна)» (Сангедрин 42:1). Частностей здесь много, и они глубоки. Однако общее правило таково: оборот колеса, влекущего общину Израиля и всё Творение к восполнению (в соответствии с их природой, а не по делам их), подобен тому, что на наших глазах происходит с луной, во всех деталях этого явления.

 Вместе с тем Господь, благословен Он, распределил общее исправление Творения между всеми душами, созданными для служения, соответственно тому, что, как Он знал, подходит каждой из них по её сущности. Вещь эта скрыта очень глубоко и не была постигнута ни одним пророком и провидцем[15], поскольку относится к упомянутым нами выше причинам установлений, которые скрыты от созданных[16] ***** и которые мы можем познать только через их следствия. Выходит, что одному человеку в соответствии с его корнем суждено изобилие влияния Всевышнего, которое является одним из путей восполнения Творения. Есть же такой человек, которому в соответствии с его корнем суждено довольствоваться малым влиянием, и это – второй путь восполнения Творения. И у этого различия нет причин, которые были бы связаны с поступками человека; всё связано только с тем, как Всевышний распределил между людьми исправление Творения: одно исправление – одному, другое – другому, и каждый идёт своим путём.

Но поскольку правосудие в руках Всесильного, впоследствии праведники должны получить награду – и тот праведник, которому были суждены страдания в этом мире, получит награду и за свои добрые дела, и за страдания, которые он терпел. Именно этот образ правления, который не связан с наградой и наказанием (в этом мире), а связан с тем, что необходимо миру в соответствии с его сущностью, мудрецы назвали «мазаль»[17] (судьба). Смысл этого – установление (судьба), не зависящее от выбора человека и его поступков. Однако, как я уже сказал, это происходит только в этом мире, в будущем же мире нет ничего, кроме награды по делам, мера за меру, и даже доброе слово оценивается наградой.

[1] Это правление единства, о нём уже много сказано выше как о пути правления Всевышнего. Далее оно будет объяснено с точки зрения созданий, принимающих – что оно определяет в сущности и в судьбе людей и в их предназначении. *****

[2] Как сказано в стихе: «Лучше открытое наказание, чем скрытая любовь» (Мишлей 27:5). *****

[3] В то время как согласно правлению награды и наказания возможно такое, что зло всегда будет существовать в мире служения, как объяснялось в п. 44 и ниже.

[4] Не только создания и всё Творение очистится в будущем, но и сам образ правления будет исправлен и очищен. Поскольку именно то правление, которое дало место злу, в конце концов приведёт к его уничтожению вследствие событий и перемен в самом правлении.

[5] Всевышний уничтожит зло в будущем не заменой первоначального образа правления, в соответствии с которым Он создал зло, как будто человек, пожалевший о своих действиях. Причина, по которой появилось зло – раскрытие единства – послужит причиной и для уничтожения зла, как объясняется в п.58.

[6] В п.40. *****

[7] Зло не может усилиться, когда Всевышний правит силой правосудия, даёт награду праведному и наказывает злодея.

[8] Унижение истины и передача власти в руки наглости и испорченности – это часть приготовлений к приходу Машиаха, чтобы увеличить его свет. *****

[9] Посредством того, что зло используется как средство для познания единства.

[10] За то, что ради исправления мира примут свои несчастья с любовью и не пошатнутся в вере в то, что Всевышний действует совершенно (т.е. в любом случае справедливо).

[11] Выходит, что заслуживают раскрытия единства не просто как подарка даже те, кто не праведен, поскольку они представляют собой единое целое с праведниками, входя в народ Израиля. *****

[12] В книге «Клах Питхей Хохма» объясняется, что мы не можем понять причины бытия и сущность Творения, т.е. почему Всевышний создал Творение именно в такой форме и именно с таким количеством уровней и аспектов, а не любым другим способом. Однако из того, что Творение создано именно таким, мы можем понять, каково назначение каждой из частей Творения и каким образом они приводят к открытой нам цели. *****

[13] Времена увеличения и ограничения, установленные изначально, в соответствии с тем, что определил Всевышний как рамки для служения, согласно конечной цели Творения.

[14] Движение луны происходит от состояния недостатка света к его увеличению. Так же и народ Израиля придёт к совершенству с помощью всех метаморфоз уменьшения и увеличения влияния, ограничения и усиления света, которые необходимы для достижения цели Творения.

[15]Невозможно понять, почему доля этого праведника – быть «праведником, которому плохо», а доля другого – быть «праведником, которому хорошо», если оба они совершенные праведники! Поэтому ответил Всевышний Моше: «И проявлю милость к тому, к кому проявлю». Так же, как невозможно понять причины Творения – почему оно сотворено так, а не иначе – так же невозможно понять, почему доля этого праведника такая, а доля другого – другая (см. выше,п.78 и прим.).

[16]Если бы мы знали причины установлений Всевышнего, ***** а также причины и источники образа правления – то не было бы испытания и не было бы свободы выбора. Так сказано в книге «Клах Питхей Хохма»: «Всё служение человека зависит от того, что высшее знание скрыто от него. Если бы люди знали, то не было бы выбора, награды и наказания…».

[17]Мазаль – от слова «нозель» — течёт, т.е. то, что приходит сверху, установлено человеку небом как его доля в служении Всевышнему.


http://www.beerot.ru/?p=71773