Даат Твунот — 28 — Путь награды и наказания и Путь судьбы

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2364
удостоиться вечности
  1. Сказала душа: Если так, не вынуждены ли мы сказать, что в этом мире нет награды и наказания и они есть только в мире будущем?
  2. Сказал разум: Это не так. Здесь, однако, тебе необходимо услышать важное введение. Сказали мудрецы (Берейшит Раба 25:3): ««И был голод в дни Давида» (Шмуэль II, 21:1) – пик[1] его (голода) ***** должен был выпасть не на дни Давида, а на дни правления Шауля, но поскольку Шауль был деревом бесплодным[2], изменил решение Святой, благословен Он, и привёл его (голод) в дни Давида»[3] (конец цитаты). И ещё сказано (Берейшит Раба 55:2): «Трепальщик льна, когда проверяет лён, проверяет его… »[4]. Как ты видишь, не всегда Господь, благословен Он, правит соответственно «мазалю», но именно тогда, когда, как известно Ему, это принесёт пользу. Ведь Он, Благословенный, приготовил очень глубокий порядок восполнения Творения, и установил для него два пути: путь награды и наказания и путь судьбы (мазаля), и Он выбирает иногда один путь, а иногда другой – тот, который в каждый момент лучше для мира. Когда Всевышний идёт по пути награды и наказания, то всё происходящее в мире соответствует порядку награды и наказания, а когда Он идёт по пути судьбы, то всё происходит соответственно судьбе и сущности Творения.

И это тоже увеличивает заслугу праведников. Если бы страдания всегда доставались только праведным, то это было бы испытанием, но не столь тяжёлым, поскольку тогда, по крайней мере, было бы для них утешение в осознании своей праведности, раз они страдают! И всякий разумный человек несомненно выбрал бы страдания, ведь это страдания праведных, а злодеи не страдают. Но Всевышний хочет дать более трудное испытание, так чтобы люди не могли понять, что делает Святой, благословен Он, с каждым из них. Так, чтобы казалось на первый взгляд: ***** «Всё как у всех, одно и тоже происходит с праведным и злодеем» (Коэлет 9:2). Это объяснили мудрецы в Мидраше: «Шломо просмотрел все поколения и увидел, что то, что происходит со злодеями, происходит и с праведными» (Ялкут Шимони, Коэлет, 989, и см. там предыдущий пункт). То есть Святой, благословен Он, следит за тем, чтобы то, что происходит со злодеем и является для него наказанием, соответствующим конкретному преступлению, происходило и с праведником, изо всех сил остерегавшимся именно этого преступления! Авраам и Нимрод, и другие, упомянутые в этом мидраше, и реальные события доказывают непреложность этой истины. Это происходит, чтобы дать большую награду праведникам, крепко держащимся за веру, как сказал пророк (Хавакук 2:4): «Праведник верой своей жить будет»[5]. Ни один человек не может до конца понять, что делает с ним Всевышний, поскольку Он, Благословенный, поступает с ним то согласно мере награды и наказания, то согласно судьбе, как мы уже объяснили. И когда какое-либо событие происходит с человеком, не найдётся того, кто мог бы определить: то ли это связано с наградой и наказанием за дела его, то ли это связано с судьбой и просто суждено ему. И касательно любого события есть основания рассуждать и в ту, и в другую сторону, да так, что голова кругом идёт от множества предположений. Но тот, кто верен Всевышнему, должен установить несгибаемый стержень веры, знать, что всё от Всевышнего, каким бы путём это не пришло, и путь этот прям и верен, и нет на нём обмана. И не быть похожим на злодеев, которые говорили (Йехезкель 18:29): «Не исправлены пути Всевышнего» (стих переведён согласно Раши). Однако должен человек твёрдо стоять, выполняя свою миссию, и служить Всевышнему независимо от того, какой мерой ему Всевышний отмеряет, и тогда он на самом деле назовётся цельным.

Итог: есть два пути, путь награды и наказания и путь судьбы, и Всевышний выбирает из них тот, который, как Он знает, принесёт добро миру.

 В Мидраше Рашби есть слова, которые, несмотря на всю их глубину, покажутся странными тому, ***** кто не знаком с введением, которое я тебе сообщил. Вот эти слова: «Во время, когда Всевышний покидает трон суда и трон милосердия, нет там ни награды, ни наказания»[6]. То есть происходящее выглядит так, будто нет награды и наказания, не дай Б-г. Однако смысл этого высказывания в том, что бывают времена, когда Всевышний правит миром не посредством награды и наказания, а посредством «судьбы», т.е. добро и зло приходят в соответствии с тем, что необходимо для общего исправления. Однако несомненно, что награда и наказание будут в будущем мире и каждый получит по делам своим. Это открыли нам, чтобы не было непонятным, почему в период перед приходом Машиаха праведники будут унижены необычайно и люди будут взывать о помощи безответно, и будет всякое другое зло, о котором сказали мудрецы (Сота 49:2): «В период перед приходом Машиаха наглость вознесётся». Всё это происходит потому, что даже заслуга праведных не может исправить эти недостатки, и этого требует время, чтобы родилось полное исправление через раскрытие единства Всевышнего, как мы уже объясняли[7].

Ещё одно введение необходимо, чтобы разрешить многие сомнения. Знай: даже в то время, когда Всевышний управляет миром посредством «судьбы», Он так поворачивает происходящее, что даже то, что происходит по закону судьбы, приходит изнутри пути правления награды и наказания. Таким образом пришли страдания рабби Йегуды А-Наси, как сказали мудрецы: «С поступком пришли, с поступком ушли»[8] (Баба Меция 85:1). *****  Хотя на самом деле эти страдания были страданиями праведника, но такова мера – Святой, благословен Он, соединяет два пути вместе, и даже то, что предопределено судьбой, приходит посредством того, что относится к награде и наказанию, так, чтобы всему можно было найти объяснение,  ведь именно вместе с наградой и наказанием приходит всё, что должно прийти[57], даже если сами по себе награда и наказание незначительны[58] (т.е. послужили поводом).

Обобщение[9]: истинная основа управления – это всеобщее исправление всего сотворённого, вращающееся на осях свойств самих созданий, таких, какими создал их Создатель, благословен Он[10]. ***** И все повороты правления –не что иное как движение к цели всеобщего исправления, к удалению всех недостатков. И есть у этого порядок и законы, непостижимые совершенно. В основе же вращения этих колёс действует правление награды и наказания,  открытое правление, от которого зависят все законы неба и земли[11]. Однако внутренний смысл всех порядков и законов связан с упомянутым общим исправлением, поскольку это не два противоречащих образа правления, напротив, правление всеобщего исправления является основой. Просто Господь, благословен Он, знал в своей непостижимой мудрости, как установить законы награды и наказания, необходимые всё время движения, так, чтобы их действие соответствовало и подводило к тому, чего требует правление всеобщего исправления. Поэтому образ правления награды и наказания не выходит за рамки образа правления всеобщего исправления, а напротив, соответствует ему и соединяется с ним, т.е. само влияние образа исправления приходит путями награды и наказания, как мы уже объяснили.

 И знай, что не дал Всевышний созданиям возможность постичь высший порядок правления – ни порядок, ни его аспекты, и не открыл соотношение между этим образом правления и образом правления награды и наказания. Этого не понимали ни пророки, ни провидцы. Они видели то, что видели, но не постигали с полной ясностью, и всегда оставались со многими сомнениями, в ключе того, как объяснили мудрецы стих Торы (Шмот 33:19): «И проявлю милость к тому, к кому будет милость Моя» (см. Брахот 7:1)[12]. *****

 И знай, что плод добрых дел, совершаемых праведниками – это то наслаждение, которые они получат в мире награды, мире вечности. Однако есть в их добрых делах и то исправление, которое они уже сейчас приносят Творению, согласно его строению, и, соответственно, есть награда, которая положена им за совершённое исправление[13]. Поэтому Всевышний должен рассматривать дела человеческие такими, какие они есть, и судить их по тем следствиям, к которым они фактически приводят, соответственно тому, что Он оставил человеку для исправления во всём Творении. И это должно устанавливаться в соответствии с той сущностью Творения, которую дал ей Всевышний, и согласно всем аспектам, которые можно выделить в природе Творения.

 И также знай, что ничто не забыто перед троном славы Его, и ничто не скроется от Его глаз в час суда. Иными словами, не подумай, что если нечто было испорчено, а затем исправлено, то запомнится исправление, а порча будет забыта, или наоборот – если что-либо было исправлено и испортилось, то исправление будет забыто. Это не так! Нет забвения перед троном славы Его. Исправление, пришедшее после разрушения – не то же самое, что исправление после другого исправления или исправление после двух разрушений, и так до бесконечности, всего не передать словами. Каждое действие судится в контексте движения всего сущего, в соответствии с прошлым, настоящим и будущим[14], поскольку всеобщее исправление Творения происходит как результат всего, что произойдёт за шесть тысяч лет – всё время существования этого мира.

Господь, благословен Он, будет судить каждую вещь на основании трёх упомянутых времён, поскольку следствие каждого действия зависит от того, что предшествовало ему, от того, как оно происходило, и от того, что пришло за ним. И после всего этого суда будет установлена ***** награда будущего мира, награда, соответствующая делам, и это очевидно. В день великого суда Господь, благословен Он, на глазах всех созданий развернёт простыню[15], на которой – всё, что свершилось со дня создания человека и до этого дня. И каждый увидит прямоту Его правосудия во всех Его деяниях, малых и больших, и узнает, что присуждено ему истинным судом на время получения награды в будущем мире[59]. А затем выйдут праведные для получения награды, каждый по делам его.

  1. Сказала душа: Безусловно, я выучила очень много. Теперь, по крайней мере, у меня есть некое рациональное объяснение Б-жественного провидения, которое устраивает разум. Кроме того, я увидела великое значение служения человека, узнала, что такое служение и какая от него польза. Я увидела также, какие есть источники событий, происходящих в разные времена: качество суда Его, благословен Он, и качество милосердия, и судьба, и главное – намерение, заложенное во всём этом. Я поняла сущность человека в это время и его возвышения тогда, когда придёт время возвыситься. Поняла смысл прихода Машиаха и воскрешения мёртвых. А главное – усилилась моя вера в то, что всё происходит от Него, благословен Он, от Его глубокого замысла, и что нет ничего случайного или бесполезного, ни в малом, ни в большом. Всё это части одного колеса, вращающееся в мире, цель движения которого – дать полное исправление всем созданным, и общее исправление будет концом вращения. И я буду считать, что до сих пор были изложены общие основы мудрости[16]. Дальше же последуют объяснения, помогающие понять все тонкости существования этого мира, ***** а это каждый человек понимает в зависимости от своей природы. Мне же достаточно того, что у меня в руках – основы, дающие, по крайней мере, ясное понимание моей вере[17].

[1]Комментарий «Матанот Кэуна» от имени Раши и «Арух» объясняет употребляемое в оригинале слово как «сила и власть». *****

[2] Здесь употреблено слово «шикма», которое объясняются как «дерево, не приносящее плоды».

[3] В продолжении мидраша сказано: «Это похоже на то, как Шило согрешил, а Юхна был наказан – удивительно! (т.е. мудрецы удивляются, как одни могут быть наказаны за поступки других; Шило и Юхна – просто имена). Сказал рабби Хия бар Аба (это ответ): «Это подобно стекольщику, у которого была корзина, полная посуды. Когда он захотел её повесить, то прежде принёс крепкий кол и вбил его (т.е. не довольствовался обычным крюком, которым пользовался для обычных вещей), и только после этого подвесил корзину. Поэтому не пришёл (голод) во время слабых людей, а пришёл во время сильных, способных его выдержать». Голод должен был прийти в дни Шауля как наказание, как сказано: «За (грех) Шауля, и за дом крови (т.е. уничтоженный Шаулем город коэнов), за то, что убил гивъоним». Однако поскольку Шауль не мог выстоять в этом наказании, голод пришёл в дни Давида, как «мазаль», как доля Давида в исправлении Творения и см. далее, о том, что «мазаль» не приходит совсем без суда и в нём тоже присутствует правосудие.

[4] Так говорит мидраш: «Трепальшик льна, когда лён слабый, не бьёт его слишком сильно, а когда лён хороший, он бьёт его сильно. Почему? От этого он (лён) становится ещё лучше. Так и Всевышний не испытывает злодеев. Почему? Они не могут выстоять… Кого же Он испытывает? Праведных, как сказано: «Всевышний проверит праведника»». *****

[5] См.п.124, прим.239. *****

[6] В период, когда Всевышний уходит как с трона правосудия, так и с трона милосердия, нет ни награды, ни наказания.

[7] Так сказано в «Клалим Ришоним»: «Всевышний не пользуется постоянно одним образом правления; иногда Он пользуется «наградой и наказанием», иногда упомянутым нами правлением, называемым «мазаль» – это путь установления, а не суда по делам. Это происходит, когда известно, что люди сильны и могут выстоять в этом, и таков смысл сказанного: «Всевышний праведника проверит». А в конце изгнания Всевышний пользуется в основном этим путём (мазалем), поскольку в это время он намеревается дать общее исправление миру и поэтому должен пользоваться правлением единства, чтобы из великого сокрытия родилось великое открытие». Эти слова – важнейшая основа в понимании правления Всевышнего. Они дают возможность понять тяжёлые испытания, пришедшие на наше поколение – поколение перед приходом Машиаха.

[8] Несчастья пришли к Раби не потому, что он не пожалел телёнка, ведомого на бойню, сказав: «Иди, для этого ты создан»; ***** это были несчастья, посланные ему из любви. Однако описанное событие послужило причиной (толчком) для появления несчастий. Поэтому сказали: «посредством» поступка пришли, и не сказали: «из-за» или «за» поступок пришли.

[57] Эту основу объясняет также Маараль в книге «Гвурот А-Шем», комментируя слова мудрецов, сказавших, что египетское изгнание было предопределено потомкам Авраама из-за того, что он спросил: «Как узнаю?..» И так говорит Маараль: «И пусть не покажется тебе затруднительным понять, что так много весил грех Авраама, что принёс такое тяжёлое наказание его потомкам. Несомненно, само по себе должно было произойти так, чтобы существование Всевышнего стало известно в мире. Нужен был грех, чтобы это действие (изгнание) реализовалось. Ведь в конце концов была зависимость и страдания, и это не могло произойти совсем без греха. Однако для этого был нужен только небольшой грех, чтобы перевесить чашу весов.» На основании этого мы можем понять многие главы в Торе и высказывания мудрецов.

[58] В предыдущем абзаце сказано, что «есть время, когда Всевышний не правит миром посредством награды и наказания, а правит посредством «мазаля»». А здесь сказано, что и мазаль связан с наградой и наказанием. Объяснение таково: когда Всевышний правит миром посредством мазаля, то события устанавливаются в соответствии с тем, что необходимо для этого правления, а с наградой и наказанием у них есть только отдалённая связь. Другими словами, в рамках обычного правления правосудия эти события не должны были бы произойти, т.к. только по самой строгой мере закона они имеют отношение к правосудию. Ведь даже за очень лёгкий грех следовало бы тяжелейшее наказание, потому что это – нарушение воли Всевышнего, как говорит рабейну Йона в книге «Шаарей Тшува»: «Безгранично зло нарушающего волю Всевышнего», но обычно правосудие не действует со всей тяжестью меры суда, поскольку качество доброты участвует в вынесении приговора. Однако если с точки зрения правления судьбы (мазаля) событие обязано произойти, то качество правосудия соглашается с этим с точки зрения максимальной строгости закона, даже если грех очень мал. Однако это – не обычный путь для правления награды и наказания. *****

[9] Здесь Рабейну возвращается к общему объяснению правления Всевышнего, к тому, что награда и наказание и мазаль действуют вместе.

[10] Всевышний создал всякое создание в соответствии с его ролью во всеобщем исправлении, как сказано выше: «Вместе с тем, ***** Господь, благословен Он, распределил общее исправление Творения между всеми душами, созданными для служения». И дал каждому качества и инструменты, необходимые для выполнения его роли. Как сказали мудрецы: перед рождением человека ангел объявляет, быть ему бедным или богатым, умным или глупым, сильным или слабым; однако ангел не объявляет, быть ему праведным или злодеем (Нида 16:2).

[11] Все законы неба и земли сформированы на законах правосудия. Однако их глубинное, внутреннее обоснование связано со всеобщим исправлением, в которое вплетается правление правосудия, как объясняется далее.

[12] Всевышний милостив к тому, к кому хочет, даже если тот не достоин этого, т.е. не по делам его, а ради необходимой цели Творения в соответствии с высшим образом правления. Пути и законы этого образа правления не были ясны и понятны пророкам, включая Моше (см. п.8, прим.3). Поэтому им не было ясно отношение этого образа правления к правлению награды и наказания, т.е. какова доля каждого из образов правления в конкретных событиях и когда один или другой образ является главным. Всевышний скрыл это знание от пророков, чтобы появились испытания веры. *****

[13] Прежде всего необходимо установить, какое исправление совершило это действие в Творении в качестве звена в цепи исправлений, необходимых для приведения Творения к цели. Затем устанавливается награда, соответствующая сути и силе совершенного исправления.

[14] Так говорит Рабейну в «Маамар Хохма»: «Закон вершится с учётом всего – прошлого, настоящего и будущего, и это смысл слов: «Ты помнишь совершённое в мире» — это прошлое… «Ты помнишь всё, что делается» – настоящее… «Всё открыто и предвидится Тобой…» – будущее». *****

[15] Как сказано в писании (Дварим 22:17): «И развернут простыню», а Раши объясняет: «Доказательства, ясные как простыня».

[59] См. Таргум в конце «Коэлет» на стихи «В конце концов всё будет услышано»: «Потому, что все дела Милосердный приведёт к правосудию, всё скрытое». Так говорит Таргум: всё, даже скрытое, в будущем откроется на глазах у всех, поскольку любое действие имеет отношение к всеобщему исправлению Творения и поэтому касается всех. Именно под этим углом зрения будут судиться и оцениваться все дела, малые и большие, и будет понятна прямота правосудия и доброта Всевышнего. См. выше, п.54, и в конце п.146 (прим.346): там сказано, что понимание глубины справедливости правления Всевышнего – т.е. пути, которым Он приводит всё к исправлению Творения и в котором открывается Его единство – это и есть награда праведных в будущем мире. *****

[16] Объяснения важнейших положений истинной мудрости (каббалы) приведены в этой книге, а множество других сведений – это частности этих положений. *****

[17] В начале книги сказано, что мы обязаны знать и прояснять единство, чтобы укоренить в сердце основы веры, – и здесь мы достигли этой цели.


http://www.beerot.ru/?p=71774