Даат Твунот — 15 — Сущность человека и его миссия

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1515
ослабить всевышнего
  1. Сказал разум: Сущность человека построена в мудрости, бесконечной по глубине. Господь, благословен Он, создал множество великих созданий, одно выше другого, и каждое из них выполняет свою функцию, ничто не создано напрасно, и всё построено на одном фундаменте: то, чего хочет Господь, благословен Он, от человека – чтобы исправил он все недостатки создания и возвышал себя ступень за ступенью, пока не станет причастен к святости Его, благословен Он. И положил Он перед человеком все возможности удаления и их следствия, и все возможности приближения и их следствия[1], и всё это вещи глубокие и великие, и всему предстоит претерпеть великие превращения, достигнув в конце всеобщего совершенства.

И пожелала воля Всевышнего, чтобы рука человека касалась всего множества вещей, так чтобы все они приводилось в движение его движениями и делами. Это сложные механизмы, подобные шестерёнчатым[2], в которых зубчатые колёса связаны одно с другим и небольшое колёсико приводит к вращению множество больших колёс. Так Всевышний соединил всё созданное им общими связями, и всех их привязал к человеку, ***** сделав его двигателем, дела которого приводят в движение все остальные. И покрыл это всё кожей и мясом материи так, что глаз не видит ничего, кроме поверхности тела. Однако на самом деле внутри скрыты огромные возможности, созданные Всевышним для миссии и служения, способные возвысить и увеличить святость либо принизить и уменьшить святость, не дай Б-г, во всём многообразии ситуаций. И всё это осуществляется посредством души и всех её частей, которые находятся в теле[3]. Это то, о чём сказал царь Давид (Псалмы 40:6): «Многие чудеса сделал Ты, Господь, Всесильный наш, для нас чудеса Твои и замыслы»; и также сказал (Псалмы 139:14): «Вознесу Тебе благодарность за то,  что чудесно устроен я, чудесны деяния Твои, и душа моя это знает*». Потому что тело не постигает эти великие вещи так, как душа, ведь они проявляются в духовности, а не в телесности.

Одна из составляющих этого механизма – зло во всех его проявлениях, и всё это необходимо для первого состояния человека, когда он находится в этом мире. И связано это всё[4] с раскрытием единства Всевышнего, т.е. открытием света из тьмы, когда из первоначального сокрытия лица в конце откроется единство. И пойми, что Всевышний хотел, чтобы единство прояснилось на деле, и это происходит посредством всего круговорота, который Он, благословенный, вращает в мире, как написано (Йешаягу 43:10): «Ради того, чтобы знали и поверили Мне и поняли, что Я – это Б-г…», и также (Дварим 32:39): «Увидите тогда, что Я, Я это…». Поскольку вначале[5] хочет Он провозгласить это на деле, и движет всё вращение колеса к этой точке. А когда это будет достигнуто, ***** т. е. единство прояснится на деле, наступит время приближения и постижения, когда смогут создания приблизиться к Нему, благословен Он, и насладиться раскрытием совершенства единства Его[6], насладиться святостью и непрерывно постигать совершенство Его, глубже и глубже, безгранично и до бесконечности.

Таким образом, мы видим, что существуют два образа действий Всевышнего, благословен Он. Первый образ действий – это то, что будет, когда прояснится единство Его и люди поверят в него по-настоящему. Говоря в общем, это награда и воздаяние, детали которых недоступны нам сейчас, когда мы находимся в наших телах. Одно известно точно: что принцип награды – это наслаждение сиянием святости Его, как сказали мудрецы (Брахот 17:1): «Праведники сидят, увенчанные коронами, и наслаждаются присутствием Творца». И нет сомнений, что это будет включать множество разных наслаждений, ведь даже в нашем мире, который проносится тенью, есть несколько видов удовольствий, которыми наслаждается человек, хотя в основном все эти удовольствия чувственные. Тем более это будет так в мире, сама суть которого – добро. И несмотря на то, что добро будет одного вида – духовным, а именно осмыслением и приближением к Всевышнему, аспектов этого добра будет множество. Это то, что говорил я тебе о влиянии Его, которое создано только ради того, чтобы произвести на свет духовное и святое[7]. Второй образ действий – это то, что делает Всевышний в период, когда истина только раскрывается и её раскрытие ещё не завершено. Это период от начала творения до будущего освобождения, да будет оно скорым, о котором сказано (Захария 14:9): «И будет Всевышний царём на всей земле, в день этот будет Всевышний один и имя Его едино».

Однако механизм, о котором мы говорили, связан именно со вторым образом действий, раскрытием единства Его, происходящим посредством ***** первоначального сокрытия лица. И часть этой системы – зло, как мы уже говорили. И хотя зло само по себе – это недостатки, разрушение и смерть, однако в сочетании с остальными составляющими системы зло несёт благо человеку[8], поскольку именно со злом связана заслуга и возможность служения человека, ибо оно создано быть побеждённым, а не победить. То есть оно подобно камню из притчи, который лежал на перекрёстке дорог, чтобы быть сточенным людьми, как мы говорили выше[9].

 Обрати внимание: поскольку зло создано, чтобы быть уничтоженным, необходимо различать в нём два аспекта – с точки зрения его бытия и с точки зрения его уничтожения, т.е. его начала и его конца. И если с точки зрения начала оно – несомненное зло, то с точки зрения конца оно тоже ведёт к  добру[10]. Ведь даже в период, когда зло ещё имеет силу и побеждает, из него тоже следует добро, поскольку это та самая тьма, из которой откроется свет высшего совершенства в будущие времена. И ещё, как мы уже объясняли выше, это максимальное прояснение истинности единства Творца[11], чем больше усиливается зло, тем ярче будет истинность Его единства, когда зло будет уничтожено. Кроме того, зло становится причиной возвышения человека, победившего его, как в притче о блуднице и царском сыне (Зоар, Трума 163:1). И, наконец, благодаря злу существуют по-настоящему служение и плоды труда человека, который исправляет всё созданное своими руками, исправляет недостатки и как будто становится соавтором Творца в мире.

Есть ещё и испытание, которому зло подвергает праведников. Речь идёт не о совращении их на путь преступления, а об испытании сокрытием лица. ***** Ведь Всевышний сказал через всех пророков, что Он непрерывно управляет всеми созданиями и следит за каждым человеком, чтобы воздать ему по делам его. «Милосердный верен, и нет обмана». Но открыв эту истину, Он тем не менее управляет миром посредством глубоких причинно-следственных связей и далеко идущих замыслов, да так, что на первый взгляд создаётся противоположное впечатление, и иногда кажется, что всё происходит по воле случая, «всё как у всех»[12], и как будто вознаграждается злодейство, а служащие Всевышнему не получают должного за труды свои[13], взывают и не слышат ответа, и ещё многое, чему Всевышний позволяет происходить, дабы испытать этим сердца человеческие. Это то, что сказал царь Давид, мир ему (Псалмы 73:2-3): «Почти подкосились ноги мои… из-за ревности к грешникам». Именно в этом испытание – проверить, устоит ли человек в вере своей и хватит ли у него в сердце твёрдости, чтобы сказать: Милосердный верен, и нет в Нём обмана, хоть мы и не понимаем путей Его. Об этом сказал Хавакук (2:4): «Праведник верой будет жить»[14]. Очень далеко пришлось отстраниться высшему совершенству, чтобы дать злу возможность окутать мир тьмой и испытывать праведных. И теперь представь себе, насколько любимы будут Всевышним праведники, которые выдержат это испытание, как велика будет их награда в грядущем мире, плод их трудов. И в этом тоже слава Всевышнего – что даже густая тьма, скрывшая лицо доброты Его, приносит Ему славу и служит причиной многократного увеличения награды праведников[15]. *****

 Однако то, что зло впоследствии принесёт только добро, обусловлено только тем механизмом, приготовленным Творцом, о котором мы уже говорили. Это и есть те колёса, которые, вращаясь, приводят всё к добру[16]. И хотя сущность зла без этого механизма – горечь, уничтожение и смерть, в рамках действия этого механизма оно становится тем, что необходимо человеку для достижения исправления. Поскольку, хотя в собственной природе зла только причинять зло, но в сочетании с механизмом, приготовленным Всевышним для  исправления, зло существует только для того, чтобы быть побеждённым, как мы уже говорили. И человеку необходимы злое начало и дурные вожделения не для того, чтобы следовать им, а для того, чтобы подчинить их себе и уничтожить. При всём том само зло не меняет свою природу, но хорошо то, что оно является частью человеческой природы и неспособно разрушить и уничтожить человека благодаря наличию в природе человека упомянутого механизма. Однако в конце концов, когда родится истинный плод всех этих приготовлений, этот плод будет избавлением от всякого зла и восполнением недостатков.

Выходит, что когда Господь, благословен Он, готовил мир, Он приготовил всё необходимое для первого периода существования человека, т.е. для времени служения. В частности, сначала Творец создал само зло со всей его природой и возможностями[17], так что в зле есть все силы и детали, ***** необходимые для служения и исправления, возложенных на человека[18]. Затем Творец завершил подготовку созданием того самого механизма, направленного на уничтожение зла и возвышение человека и всего остального, необходимого для достижения совершенства. С тех пор зло лишено возможности реализоваться полностью, и удел его – подвергаться воздействию сил, приводящих к его исчезновению[19]. И это основа, на которой затем был создан наш низший мир и человек, живущий в нём[20]. Следовательно, с тех пор и добро (включая высший механизм, приготовленный Всевышним), и зло вместе включены в строение человека, с тем чтобы принести ему добро. Однако работа завершится только тогда, когда произрастёт плод всего этого процесса – всеобщее исправление[21]. А до тех пор, пока вся работа не завершена, хоть зло и предназначено для пользы человека, чтобы быть побеждённым им, оно может нести и вред, если не побеждать его, поскольку тогда зло усиливается, а исправление – нет. Однако после завершения работы, когда зло исчезнет, покой всего Творения будет вечным, т.е. никогда и ни каким образом не прекратится.

  1. Сказала душа: До сих пор мы говорили про зло в общем, теперь необходимо рассмотреть его подробнее, узнать его конкретные формы.
  2. Сказал разум: Сущность зла укладывается в две формы: а) низменность и приземлённость; б) подверженность созданий уничтожению (прекращению бытия). Займёмся ими по очереди[22]. Первая форма, ***** как мы сказали, – низменность и приземлённость. Даже ангелы делятся на ранги в порядке понижения, но, несмотря на это, все они ясны, важны и достойны. По-настоящему низменность проявляется только на уровне человеческого тела и далее вниз по лестнице телесности и материальности, вплоть до «праха земного». Вместе с тем пойми, что если бы человек был достоин именно этого уровня, то нахождение на нём не было бы для человека позором. Ведь всякий, занимающий положенную ему ступень, находится на своём месте, и место это не может быть позорным, даже если ступень очень низка. Понятие низменность по-настоящему относится к тому, кто мог бы занять более высокий уровень, и следует ему это сделать, а он – низок.[23]

До сих пор я всё ещё говорил в общем. Теперь перейдём к частностям и попытаемся проанализировать сущность человека в его достоинстве и в его низменности, на всех ступенях, где он может стоять. И ты увидишь, какая глубокая мудрость заложена в этом. Всевышний создал человека, способного существовать в самых разных состояниях, так чтобы мог он получить всё необходимое для работы и для награды, во все периоды. Теперь объясним всё это подробнее[24].

[1] Параллель с книгой «Путь праведных» (часть 1): «И вот поместил Всевышний человека там, где есть множество того, что отдаляет его от Всевышнего, а именно вожделения и материальность… и выходит, что он на самом деле помещён в гущу жестокой войны, поскольку всё, происходящее в мире, как к добру, так и к злу, есть испытание для человека».

[2] Т.е. сложные часовые механизмы, см. следующее примечание. *****

[3] Душа связана великими связями со всеми частями Творения, поскольку всё создано ради неё и для её обеспечения. Она (душа) приводит в действие весь механизм; в своём возвышении – возвышает всё Творение, и так же наоборот, не дай Б-г. Глубоким духовным взглядом мы можем выделить этот механизм и его действие, однако для поверхностного материального взгляда он не заметен, как объяснено далее.

* Перевод окончания стиха согласно Ибн Эзре.

[4] Работа механизма, превращающего зло в средство для достижения добра. И посредством действия этого механизма зло постепенно исчезает.

[5] В мире служения, в качестве подготовки к миру награды в будущем. *****

[6] Как объяснено выше (см. прим [8]), наградой будущего мира будет наслаждение постижением абсолютности единства Всевышнего, и постижение это углубляется бесконечно.

[7] См. п.116. *****

[8] Мы поймем это с помощью часового механизма, упомянутого выше. В часах есть деталь, приводящая их в движение – пружина, а есть деталь, которая, напротив, периодически останавливает движение колёс (анкер). Точное движение часов зависит от совместной поочерёдной работы двух этих деталей – двигателя и тормоза. Аналогично этому в служении человека необходимо сочетание двух сторон – добра и зла. Ведь цель зла, когда оно находится в нужном месте, – создать возможность испытания ради его преодоления в конце. Однако само по себе зло, вне отведённых ему рамок – вред и уничтожение.

[9] См. п.96.

[10] В будущем, апостериори (ретроактивною) выяснится, что зло тоже служило добру.

[11] См. п.40: когда тьма служит доброй цели, это указывает на единство Всевышнего. *****

[12] Как сказано в писании (Коэлет 9:2-3): «Всё как у всех, одно и тоже происходит с праведным и злодеем… это зло во всём, что делается под солнцем, поскольку одно и тоже всем». Т.е. мы не видим разницы в том, что происходит с праведным и злодеем, как будто нет суда, и кажется, что всем управляет случай. Такой образ правления, приносящий тяжёлые испытания  праведным, возникает из-за глубокого сокрытия, см. далее п. 146.

[13] Иногда кажется, что именно злодею сопутствует удача, а праведный унижен, как сказано в писании (Малахи 3:14-15): «Сказали вы: «напрасна служба Всесильному, и какая нам польза от того, что несли Его службу, если ушли сломлёнными от Господа Воинств? И теперь мы восхваляем преступников и поддерживаем творящих зло»».

[14]Смысл стиха в том, что главное испытание для праведного – это испытание его веры в справедливость Всевышнего во время сокрытия.

[15]Здесь перечислены пять способов, которыми зло служит добру: 1) Тьма и зло подчёркивают свет совершенства; 2) Чем сильнее зло, тем яснее власть единства Всевышнего при его уничтожении; 3) Зло ставит человека перед испытанием и таким образом служит причиной награды для победившего его; 4) Более того, человек, побеждающий зло, исправляет не только себя, но и всё Творение, ***** и становится партнёром Всевышнего в уничтожении зла и исправлении Творения; 5) Успех злодеев является экзаменом для веры праведных, и пройдя его, праведник возвышается и укрепляется в вере.

[16] Это следствие и цель – привести всё к добру – зло не может сделать само по себе.

[17] Сначала зло появилось «само по себе», т.е. с необузданной разрушительной силой. Затем оно было обуздано и упорядочено посредством того, что стало частью «механизма», как объясняется далее. Отсюда мы учим, что когда человек стремится к злу и превращает его в самостоятельную ценность, то этим он выводит зло из отведённого ему  места в «механизме» и возвращает ему первоначальную разрушительную силу. *****

[18] Потому что «одно напротив другого создал Всевышний» — создал силы зла параллельно всем силам добра.

[19] Когда зло становится частью человека, оно уже ограничено силами добра, которые у человека есть, и добрые дела человека воздействуют на зло, ослабляя и «стачивая» его, см. выше.

[20] В соответствии с нуждами «механизма» создано всё, что есть в нижнем мире – мире материальном. Ведь всё из присутствующего в Творении, что связано с удалением от служения Всевышнему и с приближением к Нему, обслуживает этот механизм, приводящий человека к совершенству.

[21] Когда все части Творения будут исправлены, откроется глубина деяний Всевышнего – а именно что всё время сокрытия и усиления зла работал механизм, готовящий всё к добру. Что такое всеобщее исправление, см. в конце п.170.

[22] Вторая часть – подверженность уничтожению – объясняется далее, в конце этого пункта. *****

[23] Ангел, образовавшийся для выполнения своей задачи на низшей по сравнению с другим ангелом ступени, не терпит никакого унижения, поскольку он совершенен соответственно цели, которая перед ним стоит. Человек же изначально создан для высших ступеней и был опущен на низкую ступень для служения, связанного с выбором, как объясняется далее. Поэтому по отношению к совершенству, для которого он предназначен, его положение низменно. Однако только после того, как Адам согрешил и опустился до уровня телесности и материальности, в нём появился настоящий ущерб – подверженность уничтожению, как будет объяснено далее, в конце пункта.

[24] Далее будут объяснены состояния добра и совершенства, зла и ущерба на разных этапах – в состоянии Адама до греха и в состоянии его падения после греха. Здесь же Рабейну оговаривает, что последствия поступков человека зависят от условий их совершения, от сущности того, кто совершает, что качества самих действий («свойства субъекта и объекта…») изменяют результат самого действия, см. далее. Состояние Адама до греха было гораздо предпочтительнее, чем после, поскольку его действия имели очень высокое качество и широчайший спектр следствий.


http://www.beerot.ru/?p=71747