Истинное наслаждение — Исполнение Его Высшей воли

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Шауль Грайнеман

1735

Одно из чудес творения – сила дурного начала. Притом, что человек признает истину и знает ее, – поступки его чрезвычайно далеки от того, что он осознает разумом. В материальном мире почти невозможно столкнуться с такой картиной: разве кто-то будет есть смертельный яд, будь он даже сладок как мед? Человек со всеми своими познаниями, тем не менее, имеет свободу выбора, и подвергается испытаниям, и должен делать усилие, чтобы избрать добро и жизнь.

Основа величия человека в том, что он поднимается над своими естественными побуждениями. Разум его правит желаниями, поведение – в согласии с истиной, а все дела точно выверены. Все радости и печали – лишь по поводу исполнения долга в этом мире; жизненные обстоятельства не властвуют и не влияют, радостные они или нет. И верен Хозяин, на которого трудишься, в том, что вознаградит тебя за труды твои, ведь все, что делает Всевышний – к добру.

Кто настолько наивен, чтобы давать указания Хозяину мира: такой-то дом я хочу! Такое-то поле я прошу! Такое-то и такое счастье, такое-то и такое богатство! Да разве счастье и удовольствие зависят от материальных предметов? А если и от них – разве знает кто-нибудь из нас, о каких предметах здесь идет речь, и как они повлияют на нас? У этого построен дом – к несчастью для него, а у того корова сломала ногу – к добру. А тем более – когда речь идет о делах грядущих, до поры сокрытых, зависящих от мазаля[высшего предопределения] и заслуг! Нам остается лишь просить у Хозяина всех благ исполнить желаемое нами во благо. Благословен Он, знающий, что для нас – истинное добро, Который не будет лишать его живущих с цельной верой.

Истина в тайне этого мира состоит в том, что так же, как земля вращается вокруг своей оси, точно так все образы и формы поведения в мире (как с желанным и приятным в них, так и с отвратительным и вызывающим гнев) вращаются вокруг одной оси, а именно – побуждения, доброго или дурного. Нет желания, которое не имело бы своим источником побуждение, и нет отвращения, которое не имело бы своим источником побуждение. Бывает, что дурное побуждение причиняет чрезмерную радость человеку и тем самым надеется достичь своей цели. Бывает, что оно подавляет и разбивает человека, внушая отвращение к жизни, раздражение по любому поводу и отчаяние во всем, и таким образом достигает своей цели. Нужно знать, что одно и то же событие иногда бывает почти нестерпимым, а иногда – воспринимается как незначительное. Дело здесь не в событии, а в самом человеке – в том, в какой мере ему удалось справиться со своим дурным побуждением.

Замечателен удел человека, которого направляет свет истины, и он укрывается под сенью Царя над царями царей – Святого благословенного, и видит все происходящее вокруг, как посланное ему от Всевышнего. Все это – ему во благо, и душа его жаждет благодарить и славить Всевышнего, исполнять Его повеления, ведь лучше один час Торы и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь будущего мира. Ибо нет для человека более возвышенного наслаждения, чем исполнение Его Высшей воли, и в этом – весь человек! Цель всех происходящих в жизни событий одна: тщательно проверять все дела в целом, и каждое – в отдельности, что касается злоязычия, помощи ближнему и т. д. Тем самым человек обеспечит себе счастье – внутреннее и вечное – которому нет подобного в сотворенном мире. И это счастье – общее наслаждение для тела и души.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=17655