Игрот Цафун — 19 писем — Письмо семнадцатое

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Рафаэль Гирш

1615

Ты прав, дорогой мой Биньямин: весь вопрос эмансипации затрагивает лишь внешнюю сторону нашей судьбы и не является поэтому сколь-нибудь значимым для собственно иудаизма.

Раньше или позже народы сделают выбор между справедливостью и насилием, между человечностью и дикостью. И когда пробудится в них осознание предназначения более возвышенного, чем стяжательство и погоня за наслаждениями, когда восторжествует в них осознание того, что Всевышний – Отец и Господин всех созданий, что земля дана Им людям как земля священная – чтобы исполнить на ней свое предназначение, – это, несомненно, проявится в освобождении всех угнетенных и также в эмансипации евреев.

Но, как всякое внешнее обстоятельство нашей судьбы, эмансипация – лишь данный нам дар, даже при том, что от нас самих требуется приложить усилия к ее достижению. Она сама по себе не возносит и не возвышает, но и не принижает нас. Перед нами стоит другая цель, и ее достижение только в наших руках: возвысить самих себя и осуществить собственной жизнью свое еврейство. И здесь перед нами стоит вопрос, который ты назвал «вопросом реформы» – вопрос «исправления» религии.

По правде говоря, дорогой мой Биньямин, мы весьма далеки от того, чем Тора велит нам быть. Если ты сравнишь картину жизни, которую представляет и к которой обязывает нас Тора, даже в тех бледных линиях, которыми она начертана в моих письмах, с картиной нашей жизни, в частностях и в общем, то увидишь, сколь много еще предстоит сделать, сколь далека еще от нас вершина, к которой мы стремимся.

И поэтому нам действительно надлежит внести исправления в нашу жизнь! Реформа! Всеми силами нашими, всем добрым и возвышенным в нас нам следует стремиться достичь вершины. Реформа! Но лишь с тем, чтобы следовать иудаизму и в нашем поколении, осуществляя все тот же вечный идеал в обстоятельствах и посредством возможностей нашего времени. Лишь с тем, чтобы путем самовоспитания возвысить нашу эпоху, приближая ее к Торе, но не низвести Тору с ее высоты, приспосабливая к обстоятельствам эпохи, не низвергнуть горние высоты до низменности собственной жизни!

Нам следует преобразовать нашу жизнь заново и, глубоко познав иудаизм, восприняв его самим нашим духом, реализовать его всеми нашими силами и во всех делах. Мы ни за что не согласимся, однако, преобразовывать и изменять нашу вечную Тору, данную нам навсегда Творцом, согласно воле наших современников, стремящихся облегчить свою жизнь. Тора дана, чтобы поднять нас ввысь, а мы низведем ее до собственной ступени?!

Обрати внимание, дорогой мой Биньямин, на заблуждения нашего времени. Везде незнание и фальсификация иудаизма. И вдобавок к этому проникло извне и в наш стан стремление видеть в наслаждениях мира цель жизни!

Незнание! Где ныне еврей, знающий и осознающий самого себя? Знающий смысл своей судьбы, содержание и значение своего предназначения?

Где те сыны Израиля, в сердцах которых поют звуки арфы Давидовой и слова провидцев Б-га, чьи души хотя бы немного освещены светом широты собственного еврейского предназначения, даже если не полны духом его?

И более всего – фальсификации! То немногое из иудаизма, что известно им [представителям поколения, желающего реформ] во внешних формах, остается непонятым многими по сути. С одной стороны, зачастую в заповедях, относящихся к категории «свидетельств», призванных воспитать нас, они видят действия, совершаемые бездумно, подобно камеям и заклинаниям, отводящим беды и болезни. А с другой стороны, заповеди, основанные на законах справедливости и любви, они рассматривают как нечто сопутствующее иудаизму, а не как одну из главных частей его.

В недоступных их пониманию заповедях они видят лишь требования самоограничения, противостоящие требованиям чувств и естественным наклонностям человека, требованиям удобства и жизненных благ.

Как не проиграть им войну? Ведь победить в ней можно лишь духом. Духом, которого они лишены. Они не понимают иудаизм, его удел и его учение. Поэтому нет в их сердцах никакого чувства любви к нему, единственного чувства, способного перевесить вожделения, приходящие и изнутри, и извне.

Исходя из всего этого и надлежит судить о современных тенденциях реформы. Не гневайся на ее приверженцев. Лучше присмотрись к ним. Все они ощущают, что чего-то им не хватает. Все они, по собственному разумению, стремятся к доброму и возвышенному и делают все для блага своих братьев. И если не поняли они, что является добрым и возвышенным в жизни, если заблуждаются в восприятии истины, то, в большинстве случаев, не только их в том вина. Причиной этому целый период в прошлом. Поэтому не пренебрегай их намерениями. Разве что, стараясь оценить их стремления, почувствуй страдания еврейства и поплачь о нем.

Неужели исправления, которые мы должны внести в свою жизнь, состоят в том, чтобы воспринять чуждое для иудаизма мировоззрение? Выработать на основании чуждых источников некое представление о предназначении человека и эмансипации и урезать или сократить в силу этого цельный иудаизм?

Неужели необходимая нам реформа состоит в том, чтобы, стоя на почве иудаизма и не понимая его, выхватить внешнюю сторону одной из его частей (также без достаточного понимания) – законов и обычаев синагоги – и изменить ее, подгоняя под поспешные требования времени? Убрать из нее непонятное, оставив при этом немало непонятого в остальном? Сколь же мало и бедно постижение тех, кто так поступает!

А теперь школы. На них ли возлагать нам наши надежды касательно будущего? Школы во всех аспектах отражают наше время. В них юноши получают подготовку, необходимую для того, чтобы однажды заработать на хлеб ремеслом  или торговлей, в искусстве или науке. В школе стараются развить разум подростка, хотя более мышления развивают память. Но при этом, как небо от земли, далека в наше время школа от того, чтобы формировать сердце воспитанников, преподавать им учение иудаизма. Весьма далека она от того, чтобы быть пропитанной духом иудаизма в той мере, которая позволяла бы наполнить им жизнь. Она не воспитывает людей, осознающих себя частью мира Творца, знающих, что все силы их даны им Б-гом с тем, чтобы исполнить волю Его. Она не воспитывает людей, счастливых своим предназначением в жизни, преданных имени Израиля, которым названы. Предназначением, призывающим к определенному образу жизни, к тому, чтобы сделать Тору своим знаменем, невзирая на трудности времени, страдания и лишения.

Школа не растит людей, знакомых с миром и осознающих собственное значение, способных сделать выводы из истории, понимающих настоящее и видящих в себе камни здания будущего.

Возьми в руки один из современных учебников религии. Ты найдешь в них жизненные принципы, основанные на понятиях, находящихся вне иудаизма. Ты найдешь там тринадцать принципов веры, на которых иудаизм, возможно, и основывается, но к которым ни в коем случае не сводится. Ты найдешь там некоторые моральные правила, следующие из Десяти Речений. По большей части в этих книгах нет и упоминания о «законах» и «свидетельствах», а если и есть, то весьма расплывчатое. Или же они представлены как незначительные детали обрядовых действий – во всяком случае, более или менее, как отголоски некоей чужой веры, появившейся некогда на другой почве и с совершенно другими целями.

С другой стороны, Тора изучается лишь в буквальном понимании (что неплохо само по себе), заповеди же – вкратце и обрывочно, без понимания их глубины и духа или в таком духе, который не выдерживает испытания жизни.

Во имя Всевышнего! Как можно так воспитывать евреев? Как можно воспитать евреев, в которых будет жить дух знания Творца и своего предназначения на земле, евреев, наделенных силой, чтобы противостоять вожделениям злого начала и любым ошибкам, трудностям и заблуждениям своего времени? Погляди и сам увидишь. К чему описывать тебе всю эту печальную картину?

Лучше порадуемся тому что, несмотря ни на что, еврейская молодежь, хотя и далека от требований иудаизма, не уступает молодежи других народов своим духом и моралью. Порадуемся в сердце нашем за восторженный подъем в строении здания иудаизма, хотя иногда и кажется нам, что он угрожает разрушить ветхие части здания. Ведь этот подъем все же – залог лучшего будущего.

Попробуем обрисовать здесь причины этих явлений и пути, могущие привести нас к требуемым преобразованиям.

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=16336