Игрот Цафун — 19 писем — Письмо третье

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Рафаэль Гирш

1804

В конце предыдущего письма я коснулся нескольких жизненно важных вопросов и умышленно отложил написание этого письма, чтобы ты успел освободить в своем сердце место для них. Возможно, ты успел также, думая над ними, взять в руки нашу Книгу жизни – ТаНаХ. Давай вместе заглянем в нее.

Наша цель – как мы говорили – познать благодаря ней Израиль, постичь значение и содержание этого имени, которым названы мы от рождения. Что мы, и в чем наша миссия?

Израиль – явление историческое наряду со многими другими историческими явлениями. И здесь уместен вопрос: в чем смысл истории?

История – каким бы ни был взгляд на нее – указывает путь исполнения человеком его предназначения в среде целого человечества. И, если так, снова возникает вопрос: что есть человек, и в чем его предназначение?

Человек – не единственный и не одинокий в своем мире. Он – создание среди других созданий, подверженный их влиянию и влияющий на них или с их помощью.

Однако невозможно постичь Израиль, историю, человечество и мир, не постигнув замысел Б-га. Невозможно постичь творение, не постигнув разум и волю его Творца и Создателя. И, с другой стороны, Всевышний открывается нам исключительно через Свое творение.

Этим путем ведет нас и Тора. Постигнув посредством нее Всевышнего и мир, предназначение человека и смысл истории, мы сможем постичь затем и Израиль и его роль. Двинемся этим путем.

Указывая на небо и на землю, говорит нам Тора: от неба до земли и от земли до неба, все, что дано восприятию твоих чувств и разума, все в начале своего бытия, – «Вначале создал Б-г». Вначале открылся Всевышний как Творец и Создатель всего.

Ты видишь небеса, навеки простертые в молчании, обитель света, тепла и все силы, движущие материей, на которых зиждется Вселенная со всем, что в ней, – с миллионами звезд, каждая – целый мир сама по себе. Ты видишь свет солнца, сияющего над нами во всем своем великолепии.

Ты видишь землю в ее непрерывном беге, бесконечный цикл существования и исчезновения, цветения и увядания, жизни и смерти. Ты видишь землю, где небытие, увядание и смерть вечно переплетаются с бытием, цветением и жизнью, землю, порождающую тысячи тысяч, неодушевленные растения и животных, питающую их и принимающую их снова в свое лоно.

Ты видишь свет – посланника небес земле – пробуждающий все к жизни, дающий нам возможность видеть, одевающий все в цветные одежды.

Перед тобой атмосфера, окружающая землю, воспринимающая солнечные лучи и проводящая их по мере потребности земли, несущая облака, поящие жаждущую землю, поля, животных и человека.

Ты видишь ручьи, реки и моря, все вместе сливающиеся в океан, обнимающий землю, бьющие из скал родники, дающие воду ручьям и рекам.

Ты радуешься земле, которая у тебя под ногами, по которой уверенно ступаешь ты и твои дети. Ты любуешься лугами и деревьями, зеленеющими на ней, зверями, рыбами и птицами, обитающими в небесах, в воде и на земле вместе с тобой. Ты видишь солнце и звезды, служащие тебе знаками времен года, дней и лет, которые-то и правят хороводом действ и движений, подъемов и падений, цветения и увядания на земле.

«Г-сподь Б-г – Творец всего, по слову которого возникло все!» – обращается к тебе Тора, указывая на все это.

Деяния Его – небо и земля, свет и воздух, море и суша, растения и рыбы, птицы небесные и все твари земные, солнце, луна и звезды. Он сказал – и стало.

Глядя на каждое из Его творений – от полевой травинки до Солнца, каждое со своим назначением, со своей, подходящей формой и материей – знай, что Б-г мудростью Своей создал их. Он поставил свет «править днем», а тьму – «править ночью», свет небосвода – быть «небом над землей», а скопление вод – быть «морями». Сушу – быть землей, растящей траву и плодовые деревья, а солнце, луну и звезды – разделять между днем и ночью. Б-г Своей мудростью установил каждому созданию его назначение, и, в соответствии с назначением, дал каждому его форму и материю, силу и могущество.

Г-сподь сказал – и стало. Всякое творение – от малого до великого – создано Б-гом и помещено в мире по слову Его.

Все силы, видимые тобой в каждом из творений, все удивительные законы, в соответствии с которыми они существуют и которые ты стремишься открыть, начиная от законов, по которым брошенный камень падает вниз, а семя укореняется в земле и прорастает, и до законов движения звезд по их траекториям и развития твоего собственного духа, – все эти силы в руке Б-га, каждым законом властвует слово Его.

Приглядись к этому великому собранию творений, и ты увидишь, что все они, отличные друг от друга формой и назначением, дружно объединяются в единую огромную систему. В ней каждое из них действует в свой час, в свое время и в меру, определенную материей, заложенной в него. Ни одно из них не оттесняет другое, каждое полезно для всех и все полезны для каждого. Кому дано измерить противоположности, объединить их, сделав одним целым? «И разделил Б-г между светом и тьмой»! Тот самый единый Б-г устанавливает мир между светом и тьмой, между жизнью и смертью. В любви Своей Он дает силу и материю, чтобы действовать, и Он же рукой справедливости Своей устанавливает границу, предел и меру. «Устанавливающий мир» – имя Ему.

Создав все, «и благословил их Б-г» – благословением существования и развития. Все не только лишь возникло по слову Его, но и живет и существует по слову Его. Его благословение в каждом бутоне и цветке, в каждом семени и плоде, в каждом ребенке, который держится за руку отца, в каждом младенце, пьющем молоко матери.

И сам Он, создав все, утвердив в незыблемом порядке и благословив все – «и почил» (Означает также, что Он – душа всего; וינפש – от корня נפש – душа). Невидимый, как душа в человеке, Он как будто ограничил Себя и облачился творением, как душа облачается телом. Скрытый от всякого взгляда, Он поддерживает существование всего и постоянно обновляет творение.

Ты видишь деяния Его, поражаешься чудесам Его, стремишься открыть Его законы и радуешься исходящему от Него благу. Но Его самого – Творца мира, Владыку чудес, устанавливающего законы вселенной, чье благословение во всем, – Его не увидеть вовеки!

Поэтому, когда ты в восторге смотришь вокруг, когда исследуешь законы природы и наслаждаешься миром, склонись перед Б-гом и обратись к Нему с молитвой, к Нему, Единому и Единственному, Создателю всего. Почти Его, Всесильного, в Его совершенстве, мудрости, любви и справедливости.

«Воздайте Г-споду, сыны сильных, воздайте Г-споду славу и могущество. Воздайте Г-споду славу Имени Его, поклонитесь Г-споду в великолепии святости. Голос Г-спода над водами, Б-г славы вознес голос, Г-сподь над водами великими. Голос Г-спода в силе, голос Г-спода в великолепии. Голос Г-спода сокрушает кедры, и сокрушает Г-сподь кедры ливанские. И заставит плясать, как теленка, [горы] Ливана и Хермон [Раши на Хумаш], как дитя антилопы. Голос Г-спода высекает пламя огня. Голос Г-спода [приводит в] трепет пустыню, [приводит в] трепет пустыню Кадеш. Голос Г-спода [приводит в] трепет серн и обнажает землю лесов, и во дворце Его все говорит славу» (Теилим, 29). 

«Но вот о чем трепещет сердце мое и оставит место свое. Слушайте гнев голоса Его и звук, из уст Его исходящий. Все поднебесье наполнит им, и свет Его – до краев земли. За ним ревет голос, гремит голосом могущества Своего, не задержится, если слышен голос Его. Гремит Б-г голосом Своим, [делая] чудеса, великое делает – нам не постичь. Ибо снегу сказал Он: «будь землей», и дождю – орошающим, дождю – ливнями мощи Его. В руке каждого человека запечатает, чтобы знали все люди деяния Его. Притаится зверь в засаде своей, в логове своем обитает. Из сокрытия придет буря, а из созвездий – холод. От дыхания Б-га возникнет лед, и затвердеют просторы вод. И в ясный день пригонит тучу, рассеет облако свет свой. И с умыслом оно обращается, в замысле Его, движимо Им, во всем, как Он велит, над ликом земли. Коленом ли земле Своей, милосердием ли явит его» (Иов, 37).

Един и Единственен Творец! Все другое – все, что видят твои глаза, всякое творение – есть проявление Единого и Единственного Творца. Все создано Им, и все послушно Ему. Он сотворил все, Он поддерживает существование всего, и Он движет всем.

Что же такое вся Вселенная? На священной земле стоим мы, дорогой мой Биньямин, в мире Всевышнего, благословен Он, обитаем мы. Все же, что окружает нас – творения Б-га и слуги Его.

Всякая сила – посланник Б-га. Всякой материи – мера отпущена ей Б-гом, чтобы действовать по законам Его. Все – рабы Б-га. Каждый – на своем месте и в свое время, в меру сил, данных ему – исполняет слово Б-га. Каждый вносит свою лепту в общее здание. Все – рабы Б-га.

«Окутывается светом как платьем, простирает небо полотном. Покрывает водами своды Свои, делает облака колесницей Своей. Идущий на краях ветра, делает ангелов Своих духами, слуг Своих – полыхающим огнем» (Теилим, 104:2-4).

Рабы Б-га – ураганный ветер и молнии, дождь и снег. Рабы Б-га – земля у тебя под ногами, травы, склоняющиеся на твоем пути, гром, звучащий в мощи своей, и прохладный ветерок, дующий тебе в лицо – все они – рабы Б-га.

«Ибо, как низойдет дождь и снег с небес и туда не вернется, а напоит землю, и родит она, и взрастит и даст семя сеятелю и хлеб едоку. Таково слово Мое, которое изойдет из уст Моих – не вернется ко Мне впустую, а только сделает то, что желал Я, и преуспеет в том, для чего послал его» (Йешаяу, 55).

Все – рабы вокруг престола Творца. И так сказали мудрецы наши (Авот, 5:1): «Десятью речениями создан мир». Не одним речением создал Б-г все. Отдельно каждое создание и всех – вместе. Если бы не это, каждое создание было бы непосредственно привязано словом Творца к своей сущности, жизни и функциям. И тогда создания не смогли бы поддерживать друг друга и взаимодействовать между собой. Поэтому создал Всевышний Свой мир десятью речениями, десятью ступенями развития нисходит в мир изобилие Его. Объединиться в одно целое и действовать по слову Его повелел им Творец, разделив Свои создания так, чтобы один нуждался в другом. Ни одно из творений не несет в себе все средства своей жизни и функционирования – затем, чтобы, получив их от другого творения, распространять далее. Так, чтобы каждое из творений, в меру своих сил – малых или великих – вносило бы свой вклад в существование всего. И если какое-либо создание не даст требуемого от него, оно подрубит тем самым ветвь древа жизни, от которой питается само.

Оросив землю и дав ей плодородие, вода собирается облаками в небе и морями на земле. Озарив землю и дав жизнь растениям, свет вернется к солнцу, луне и звездам. Семена, подаренные плодам землей, вернутся и будут приняты лоном ее, дабы земля снова могла дать плоды. Бесконечный цикл любви объединяет все создания, все получают и отдают. Ни одно из них не существует только для себя самого. Все действуют сообща, каждое – среди всех и ради всех. И все – ради каждого.

Нет создания в мире, которое берегло бы свои силы и возможности для себя самого. Каждый получает и дает, воспринимает и делится с другими во исполнение своей миссии.

Б-г есть любовь, как сказано мудрецами (Берешит Раба, 12). Любовь лежит в основе всего творения. «Любовь», – шепчет тебе все сущее.

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=6927