Игрот Цафун — 19 писем — Письмо седьмое

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Рафаэль Гирш

1800

Из стихов пророка Йешаяу, которые ты нашел в моем предыдущем письме, становится понятным место народа Израиля в развитии человечества. Ты не ошибся, дорогой Биньямин. Воспитание человечества происходило посредством попыток дать ему через собственную судьбу постичь Творца и себя самого. Однако чтобы обеспечить и ускорить процесс этого воспитания, из среды человечества была избрана особая группа людей. Люди изгнали Шехину из собственной жизни и из природы, надеясь найти смысл жизни в накоплении благ и реализации вожделений. Они видели свою жизнь как совокупность множества собственных желаний, а окружающую природу – как совокупность творений своих божеств. И поэтому взошел на подмостки истории народ, провозглашающий своей судьбой и жизнью единство Творца и то, что единственная цель жизни – исполнение Его воли. Выражение этой воли и есть смысл существования этого народа как такового.

Для этой цели был избран народ, лишенный всех тех достояний, на которых основывает свою жизнь и судьбу остальное человечество. Народ, которому, казалось бы, пришел конец; народ, о котором, казалось бы, не будет памяти среди народов; народ, опирающийся в своем существовании только на Б-га, – дабы раскрыть истину, что Он – Творец, Судья и Господин всего, властвующий над природой и историей. С другой стороны, этому народу предстояло заново получить из рук открывшегося им Б-га все необходимое для существования каждого из своих сыновей и всего народа в целом, и воспользоваться всем этим как средствами достижения единственной цели – исполнения воли Б-га. Эта воля открылась ему. Все народы увидят, что от ее исполнения зависит их жизнь – благосостояние или трагедия. Благодаря делам и величию этого народа станут известны в мире Тора Всевышнего и предназначение человека, которым учат косвенно и все события человеческой истории. Всевышний – Творец всех созданий, Законодатель, Судья и Правитель, питающий всех, Отец всему живому. Все создания – дети Его и рабы, и человек – сын и раб Его. Все принадлежащее человеку – дар Б-жий, данный, чтобы исполнять волю Его. В ее исполнении – цель жизни человека, все прочее – лишь средства, данные Творцом для осуществления цели. Народ, для которого лишь Г-сподь – Б-г Всесильный, народ, признающий Б-гом лишь Творца мира, призывает и учит все человечество в любви служить Творцу во все времена. Народ, для которого Б-г – начало и конец всех помыслов, чувств, речей и поступков, народ, получающий все от Б-га и стремящийся к Б-гу во всех своих проявлениях.

Этот народ послужил краеугольным камнем в здании нового человечества. В его среде нашло себе место осознание Всевышнего и предназначения человека, проявившись через его судьбу и жизнь знамением, предостерегающим и наставляющим все человечество.

И поэтому надлежит этому народу быть обособленным от других, не смешиваясь с ними и не учась их де-лам, чтобы не погряз и он в поклонении стяжательству и наслаждению. Пока не настанет день, когда все человечество, восприняв опыт поколений и знамение избранного народа, объединится, вознеся глаза к Всевышнему, и признает вместе с этим народом Б-га, единого и единственного, наделяющего жизнью все живое. В тот день будет Г-сподь – един, и Имя Его – едино, и тогда – «из Сиона выйдет Тора, и слово Г-спода – из Иерусалима».

«Г-сподь из Синая пришел и из Сеира воссиял ему, появился с горы Паран и пришел средь десятков тысяч святых. Из десницы Его – огонь закона для него. И любит [Он] Свой народ, Своих святых, что в руке Твоей. Все они – у Твоих ног, произносят Твои слова: Тору заповедал нам Моше – наследие общины Яакова» (Дварим, 33).
Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=7985