В ожидании избавления — Глава 3 — Сгулот законов жертвоприношений

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1921
золотой жертвенник

Глава 3

В предыдущих главах мы логически доказали, что человек должен ожидать избавления. Теперь же мы обсудим обязанность ждать его, основываясь на высказываниях мудрецов. Ведь сказали они в трактате Шаббат (31), что, когда человека судят [после смерти], его спрашивают: «Ожидал ли ты избавления?» (и это то, о чем мы молимся каждый день: «Да поднимется сила его [Машиаха] в избавлении Твоем».) А если человек не ожидает восстановления царства Б-жьего, Всевышний сердится на него, как приводится в мидраше «Псикта» («Гили»). Там написано, что Всевышний сказал праведникам: «Вы поступили нехорошо тем, что так полюбили Мою Тору, но не полюбили Моё Царство». Получается, что даже у праведников, которые любят Тору, требуют, чтобы они ожидали избавления. И это приближает спасение, как приводится в мидраше «Ялкут» («Эйха»): «Во время разрушения Храма, наш праотец Ицхак сказал перед Всевышним: “Властелин миров, неужели сыны Твои не вернутся?” Ответил ему Всевышний: “Не говори так! Когда появится поколение, ожидающее Моё царство, они сразу же спасутся, как сказано (Йермияу, 31:16): ”И есть надежда будущности твоей, — сказал Г-сподь, — возвратятся сыны в пределы свои””» [т. е. если есть надежда, возвратятся сыны].

Из всего этого видно, что желание Всевышнего — чтобы мы постоянно ждали царства Его. [И поэтому мудрецы написали это именно такими словами, צפית לישועה. Ведь слово צפיה (ожидание) — это однокоренное слово со словом צופה, которое означает «человек, который стоит на возвышенности и старается увидеть что-то новое». Так каждый еврей должен с нетерпением ожидать, что в ближайшее раскроется Царство Небесное.]

И известно, что Тора требует от нас отдалиться от всякой лжи, как сказано (Шмот, 23:7): «От кривды отдались». И это относится даже к таким вещам, которые не являются полной ложью, но есть в них лишь некая примесь неправды, об этом тоже предупредила нас Тора (см. Швуот, 31). И этот запрет относится даже к случаю, когда человек разговаривает с кем-либо равным ему. Тем более надо избегать лжи в разговоре с человеком, занимающим высокую позицию в обществе. И тем более это верно, когда мы ведем разговор с Самим Всевышним! Конечно, тут надо быть чрезвычайно осторожным, чтобы не лгать перед Ним, как сказано (Теилим, 101:7): «Изрекающий ложь не утвердится пред глазами Моими».

И это относится к случаю, когда он не упоминает Имя Всевышнего в связи с этой темой [о которой он говорит]. А когда он упоминает Имя Всевышнего в связи с какой-либо темой, тут требуется удвоенная осторожность!

И поэтому воистину удивительно, как мы три раза в день произносим молитву «Алейну», которая заканчивается отрывком «Поэтому мы надеемся» [весь этот отрывок говорит об окончательном избавлении. Вот его текст: «Поэтому мы надеемся на Тебя, Г-сподь, Б-г наш, надеемся увидеть вскоре великолепие силы Твоей, устранить истуканов с земли, и идолы окончательно истреблены будут. Чтобы исправить мир под царской властью Всемогущего, и все смертные будут взывать к Имени Твоему, чтобы обратить к Тебе всех преступных земли. Убедятся и осознают все обитатели мира, что пред Тобой должно преклониться всякое колено, принести клятву всякий язык. Пред Тобою, Г-сподь, Б-г наш, преклонятся и падут ниц, и славе Имени Твоего почет воздадут. И примут все бремя царства Твоего, и Ты воцаришься над ними вскоре, на веки вечные. Ибо царство принадлежит Тебе, и на вечные времена Ты будешь царствовать во славе. Как написано в Торе Твоей: “Г-сподь будет царствовать во веки веков”. И сказано: “И будет Г-сподь Царем над всей землей, в тот день будет Г-сподь Один и Имя Его едино”».]

Но ведь если бы каждый действительно надеялся, что в ближайшее время раскроется слава Всевышнего, то должен был подготовиться к этому, изучив вопросы, связанные со служением в Храме, все законы, относящиеся к жертвоприношениям и к Святыне. (Пример тому, если ожидают, что царь приедет в город, украшают все улицы города, даже если их тысячи, на случай, что царь решит проехать именно по этой улице.) Ведь [когда наступит избавление] все эти законы будут иметь для нас самое что ни на есть практическое значение. И если мудрецы Торы не будут их знать, разве это не будет для них позором? Но в действительности мы лишь устами своими произносим перед Всевышним то, что на самом деле не так [на самом деле мы не надеемся на избавление и не думаем о нем.] И особенно [страшно] то, что мы каждый раз дважды произносим Имя Всевышнего [в этой молитве]. Тот, кто вдумается в это, сможет посчитать, что он более сорока раз в неделю [ложно] упоминает Имя Всевышнего (два Имени три раза каждый день). А если посчитать, сколько раз он упоминает Имя каждый год, получается больше двух тысяч бесцельных упоминаний святого Имени. Ведь он каждый раз говорит перед Всевышним, что надеется, что в ближайшее время раскроется слава Его, а на самом деле он вовсе на это не надеется.

Можно оправдать еврейский народ тем, что они полагаются на коэнов, на которых возложены вопросы Святыни и служения в ней (т. е., законы, связанные со Святилищем и с Храмом, а также законы жертвоприношений, и всего, что с ними сопряжено). Но совершенно непонятно, почему Коэны отчаиваются от изучения законов Храмового служения. Разве не избрал их Всевышний, чтобы служили Ему? Ведь каждый день может прийти праведный Машиах, как приводится в трактате Эрувин (43): «Тому, кто говорит: “буду назиром в день прихода сына Давида”, каждый день запрещено пить вино — вдруг он придет сегодня!» И так установлен закон (см. Рамбам, «Яд а-Хазака», законы назиров, гл. 4, пункт 11). И известно, что во время второго избавления [то есть, во время окончания Вавилонского изгнания и построения Второго Храма], что Всевышний сказал пророку Хагаю (2:11): «Спроси и коэнов Тору, и т. д.». И несомненно то же самое будет при последнем избавлении. Как велик будет позор их, если не будут знать, что ответить!

И в самом деле, каждый мудрец Торы в народе Израиля обязан выделить постоянное время на изучение законов, связанных с Храмом и святостью. Ведь известно, что сказали мудрецы («Мидраш Раба», Ваикра, 2:1): «Тысяча человек начинают изучать Писание, из них.. сто переходят к изучению Мишны, из них.. десять переходят к изучению Талмуда…». Получается, что только один из ста по-настоящему изучает Талмуд. И если так обстоит дело с народом Израиля в целом, несомненно то же самое относится и к коэнам. Один из ста — это человек ученый, а остальные 99 — совсем простые люди. Поэтому, без всяких сомнений, следует изучать с ними законы жертвоприношений. И поэтому, каждый знаток Торы изначально обязан знать законы служения в Храме. И так было во времена Храма. В Иерусалимском Талмуде (Шкалим, гл. 4) приводится от имени рава Йеуды, который сказал от имени Шмуэля, что мудрецы Торы вместе с коэнами изучали законы шхиты (забоя животных), принятия крови и прысканья её на жертвенник. [В этих действиях и в перенесении крови от места забоя к жертвеннику, заключается самая важная часть служения Коэнов в Храме. — прим. переводчика] И также во время избавления, когда пересекут море, и придется каждому из них принести благодарственную жертву; или из-за больного, который выздоровел, что может быть у каждого человека; или же им придется принести жертву хатат — ведь тысячи людей ненамеренно нарушили Шаббат, и т. п. И все они побегут к коэнам, чтобы те принесли для них жертвы. А коэны побегут к знатокам Торы, чтобы объяснили им, как правильно и по закону принести эти жертвы. Каков же будет стыд и позор, который постигнет знатоков Торы, которые не смогут ответить на вопросы! Изучение законов служения в Храме во всех его деталях и подробностях, требует нескольких недель или месяцев.

И вот, из-за того, что у нас остаётся так мало времени в этом мире, ибо уже сбылись почти все предсказания, связанные с приближением избавления (см. конец трактата Сота и трактат Санедрин, 97 и 98), несомненно мы должны надеяться на спасение и как можно быстрее начать подготовку к выполнению служения в Храме по всем законам.

Пойди и посмотри, что сказали мудрецы (Санедрин, 98а) о Машиахе. Написано, что все бедняки, страдающие от ран, развязывали все раны, и потом перевязывали их. Только Машиах развязывал одну рану, потом её перевязывал, и только после этого развязывал следующую рану. Почему он так делал? Он ожидал, что Всевышний может в любой момент вызвать его на спасение Своих сынов, и не хотел задерживаться. Если народ Израиля не должен задерживаться даже одно мгновение, что мы сможем сказать, когда придет праведный Машиах и повелит нам от имени Всевышнего приносить постоянные жертвоприношения [которые требуется приносить каждый день] от имени всего народа Израиля, и жертвоприношения, о которых пишет пророк Йехезкель, а нам придется задержаться на ещё на несколько недель или месяцев, пока изучим эти законы.

[Прим автора. И пусть не говорит человек: «Разве не придут Машиах и пророк Элияу? Ведь именно они в будущем разрешат все наши сомнения в вопросах закона. В Талмуде много раз приводится слово תיקו, и комментаторы объяснили, что это аббревиатура фразы «[Элияу] Тишби разрешит противоречия и ответит на вопросы (תשבי יתרץ קושיות ואבעיות)». На это мы ответим, что это действительно так, действительно, Элияу разрешит все наши сомнения. Но простые вещи, написанные в стихах Писания и в книгах Устной Торы, которая передана и истолкована для нас в мидраше «Торат Коаним» и в Талмуде, — разве не должны мы сами это знать, в соответствии со своими способностями? Ведь Элияу не придет для того, чтобы с каждым учить то, что он может выучить сам. Только сомнительные вопросы, которые невозможно нам решить самостоятельно, разъяснит он нам. А о простых вещах, разве он не скажет нам: «Это вы должны были выучить и повторить сами, перед тем как я приду сообщить о наступлении избавления!» Ведь сказано об этом (Малахи, 3:22): «Помните Тору Моше, раба Моего, которую Я заповедал ему в Хореве для всего Израиля, уставы и законы». И после этого написано (23): «Вот Я посылаю к вам Элияу-пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного».]

Иди, посмотри, что написано в трактате Бехорот (54), что мудрецы отменили отделения десятины от скота, хоть это и заповедь из Торы, из-за того, что это приводило к нарушениям. (Так как у нас нет жертвенника, на котором мы могли бы принести десятину скота в жертву, мы должны ухаживать за этими животными, в ожидании, что у них появятся изъяны, и их можно будет зарезать. Существует опасность, что в период ожидания, животное могут использовать для работы или постричь ему шерсть, что запрещено.) Но Талмуд предлагает решение проблемы: «ведь можно создать изъян [небольшую ранку, которая не сделает его нездоровым или трефным, но сделает его непригодным для жертвоприношений] во всех животных, прежде чем отделять от них десятину!» (Так как до отделения десятины ни одно из животных не обладает особым статусом, им разрешено причинять изъяны.) На что Талмуд отвечает: «Вскоре построят Храм, и нужны будут животные для жертвоприношений, а их не будет». То есть, из-за этой возможности перестали выполнять заповедь Торы! Почему же мы не говорим: «Вскоре будет построен Храм, и нужны будут Коэны для жертвоприношений, а их нет?!»

Поэтому, когда мы произносим «Поэтому мы надеемся на Тебя, Г-сподь, Б-г наш, надеемся увидеть вскоре великолепие силы Твоей», мы должны приложить усилия, чтобы были среди нас коэны, способные приносить жертвоприношения. То есть, каждый изучающий Тору, и особенно если он сам Коэн, должен выделить время у себя в расписании для изучения законов Храма и жертвоприношений. И так станет видно, что мы действительно с нетерпением ждем раскрытия славы Его в мире, и готовы служить Ему так, как Он повелел нам.

[Прим автора. И даже тот, у кого на это нет времени или способностей, пусть создаст условия для того, чтобы другие, изучающие Тору, рассматривали вопросы жертвоприношений и Храма — и это будет ему в заслугу. И как хорошо будет, если найдутся Б-гачи, которые пожертвуют часть своего достояния на то, чтобы установить там, где они живут, или в других местах, как им захочется, группы больших знатоков Торы, которые будут изучать тот седер [то есть, часть Талмуда, относящуюся к жертвоприношениям, седер Кодшим] и будут знать все эти законы. (И так я сделал у себя в городе, посадил десять Б-гобоязненных знатоков Торы, для изучения этих вопросов. Я также слышал, что Иерусалиме скоро соберется такая группа, и счастлив тот, кто будет участвовать в помощи им.) Пусть они посветят этому половину своего времени, а другую половину — изучению других тем, каждый по своему желанию, в разделе [книги «Шулхан Арух»] «Йорэ Деа», или в разделе «Хошен Мишпат». Они должны изучать эти законы, так, чтобы достигнуть в них полной ясности; так как Всевышний в прямом смысле слова рассматривает это изучение как выполнение данных заповедей, очень важно знать их законы так, как знают то, что делают на практике. Каждую вещь требуется изучить во всех деталях, как пишет р. Йешая Горовиц в книге «Йеш Нохалим». И от этого будет двойная польза: мало того, что будут в Народе Израиля выдающиеся мудрецы, знающие законы, необходимые во время существования Храма (да построится он вскорости), кроме этого, тем мудрецам, которые занимаются изучением законов жертвоприношений, засчитывается как будто они практически принесли жертвы. Кроме всего этого, [у тех, кто организует эти группы] будет великая заслуга поддержки Торы. Вполне возможно, что если будет такая святая кучка людей, которые будут прилежно и с постоянством изучать законы жертвоприношений, то человек, который непреднамеренно нарушил Шаббат, сможет прийти к ним и попросить у них, чтобы они изучали за него законы жертвы хатат [жертвы, которую должен приносить тот, кто непреднамеренно нарушил Шаббат]. Ведь известно высказывание мудрецов (Менахот, 110а), что тот, кто изучает законы приношения хатат, как будто принес хатат. Или те, кто относится к одной из четырех категорий людей, которые должны выразить благодарность, например, тяжело больные, которые выздоровели, или те, кто вышел из тюрьмы и т.п., во времена Храма должны были принести благодарственную жертву. Сегодня же, они должны изучить законы этой жертвы. И см. в конце «Шулхан Арух», раздел «Орах Хаим», там мы объяснили, как следует поступать в таких случаях. И дай Б-г, чтобы все думали об этом высказывании («тот, кто изучает законы приношения хатат, как будто принес хатат»). Тогда бы прекратились все несчастья и изгнания. ]

На самом деле, кроме упомянутой выше причины, по которой каждый знаток Торы должен знать законы жертвоприношений, чтобы обучать и инструктировать коэнов, есть ещё одно очень важное соображение. То, что является уникальной функцией коэна, — это принятие крови жертвы в сосуд, подношение и прысканье этой крови на жертвенник и т. п. Все остальные действия, которые производились в Храме, в принципе, могут быть выполнены не только коэном, но также и Израилем. Как же велико и значительно это обучение! Ведь приводится в трактате Мегила (31б): «Авраам сказал Всевышнему: “Властелин миров! Неужели народ Израиля согрешит, не дай Б-г, а Ты поступишь с ними как с поколением потопа, или как с поколением раздора?” (т. е., размоешь их водой и разбросаешь по всей земле) Ответил ему [Всевышний]: “Нет”. Тогда тот сказал: “Властелин мира, как я могу быть уверенным в этом?” [Всевышний ответил]: “Возьми Мне трех телок” (это означает, что жертвоприношения будут искупать их грехи). [Тогда Авраам сказал]: “Властелин мира, я понимаю, что это может помочь им в ту эпоху, что есть Храм. Но что же с ними будет в эпоху, когда нет Храма?” [Всевышний ответил ему]: “Я уже установил для них чтение порядка жертвоприношений. Когда они читают его, Я засчитываю это им, как будто они принесли жертвы, и прощаю им все их грехи”». Подразумевается, что следует изучать, как приносились жертвы. Так написал Рабейну Бехае, что «читать» не означает просто проговаривать слова Торы, не задумываясь об их значении.

Приводится в мидрашах: «Пусть не говорит народ Израиля “в прошлом мы приносили жертвоприношения и занимались ими (т. е., занимались изучением связанных с ними законов), а сейчас, когда мы их не приносим, зачем нам заниматься этим?” Сказал им Всевышний: “Так как вы занимаетесь их изучением, это как будто вы их приносите”».

И ещё приводится в мидраше «Йеламдейну»: «Сказал Всевышний: “Хотя в будущем Храм будет разрушен, и прекратится принесение жертв, не забывайте порядок жертвоприношений, и обязательно читайте их и повторяйте их (т. е., повторяйте их законы). И если будете заниматься их изучением, Я засчитываю вам это как будто вы их принесли”». И см. там более подробно.

Знаю я, что мне ответят на это. «В наше время у людей столько забот! Поэтому в первую очередь надо изучать законы, которые нам нужны на практике в наше время».

Но я задам такой вопрос: «Разве нет нескольких трактатов, в которых большая часть материала не имеет отношения к выполнению практических законов в наше время, как, например, большая часть трактатов Санедрин и Макот (где речь идёт о телесных наказаниях), или большая часть трактата Йевамот? И есть ещё множество материалов, которые не имеют прямого отношения к выполнению практического закона в наше время. И тем не менее, их изучают подобающим образом, глубоко и серьёзно. Почему же «Святыни», часть Торы, обсуждающая жертвы в Доме Б-жьем, не заслуживает такого же удела, как эти трактаты?! Кроме того, из некоторых высказываний Талмуда можно сделать вывод, что амораим [мудрецы периода составления Талмуда] относились к изучению этих тем как к изучению практического закона, наравне с другими частями Устной Торы. И всё это по той причине, что мы написали выше: поскольку Всевышний принимает изучение законов жертвоприношения также как во времена Храма, мы не можем освободиться от изучения этих законов, подобно тому, как нельзя было освободиться от обязанности приносить жертвоприношения во времена существования Храма.

Вот же написано в трактате Бава Мециа (114б), что один раз Раба бар Авау встретился с пророком Элияу. Элияу спросил его, «Почему ты не изучаешь седер Таарот (часть Торы, связанная с законами духовной нечистоты)?» Тот ответил пророку: «Мне не удаётся как следует освоить даже четыре раздела Мишны, как же я освою все шесть разделов?» Комментарий Раши объясняет: «Он изучал четыре раздела, а именно, Моэд, Нашим и Незикин три раздела, связанные с законами, которые имеют такое же практическое значение в наше время, как и во время существования Храма. И он также изучал Кодашим, как сказано (Малахи, 1:11): “В каждом месте воскурено, и принесена жертва имени Моему”, и написано об этом (в трактате Менахот, 110а): “Это мудрецы Торы; где бы они не занимались изучением храмового служения, Тора рассматривает их как будто бы они приносят эти жертвы в Храме”». И далее Раши пишет: «Разве могу я освоить Зраим, законы, неприменимые за пределами Земли Израиля, и также Таарот».

[Моэд — законы Субботы, праздников и т. д.; Нашим — законы, связанные с браками, разводами и т. д.; Незикин — законы правонарушений и денежных отношений; Зраим — законы, связанные с обработкой земли и урожаями; Таарот — законы духовной нечистоты.]

Получается, что амораим изучали раздел Кодашим так же, как другие разделы, [имеющие практическое применение в то время]. И поэтому Рав Аши и Равина, относящиеся к более позднему поколению, включили в Талмуд трактаты всего раздела Кодашим; а трактаты разделов Зраим и Таарот не включили, хоть и обладали они Б-гатыми знаниями в этих областях; в одном только трактате Укцин у них было тринадцать интерпретаций, как приводится в трактате Брахот (20а). А всё объясняется тем, что мы написали выше: изучение Кодашим рассматривается как будто народ Израиля всё ещё приносит жертвоприношения. И так пишет Рамбам в комментарии к Мишне, в конце трактата Менахот: «Сказали мудрецы, что знатоки Торы, которые занимаются изучением законов служения в Храме, рассматриваются как те, в чьи дни отстроили Храм. Следовательно, надлежит человеку заняться изучением законов жертвоприношений и обсуждать их; и пусть не говорит: “это вещи, в которых нет необходимости в наше время”, как говорит большинство людей».

Знай также, что изучение этих вопросов помогает человеку тем, что не находится против него обвинителей Свыше, как приводится с Святой книге «Зоар» («Мидраш а-Неэлам», гл. Ваера): «Сказал раби Круспадай: “Тот, кто в синагоге и в доме учения вслух произносит аспекты жертвоприношений (то есть, в каком случае приносится какое жертвоприношение, и каким образом проводится служение, связанное каждым видом жертв) и сосредотачивается на этом (то есть, думает, что эта жертва искупит его конкретные грехи, за которые он обязан принести ее), ему гарантировано, что те ангелы, которые [обычно] упоминают его грехи ему во вред, смогут сделать ему только хорошее». И там дальше приводится, что пророк Элияу раскрыл эту тайну раби Пинхасу.

Только из этого мы сможем понять, насколько важно изучать это. Ведь каждый знает недостатки своего сердца, каждый знает, что у него множество грехов. Из этого следует, что у него есть несколько обвинителей — ведь из каждого греха создаётся один обвинитель, как приводится в трактате Авот (4:11). И если у нас есть какой-нибудь способ заставить их замолчать, чтобы не обвиняли нас, а наоборот, чтобы говорили о нас хорошее перед Всевышним, как серьёзно мы должны задуматься об этом, и не лениться! Кроме того, когда стоял Храм, если бы даже правитель народа Израиля захотел сам принести жертву, ему было запрещено это делать (а царь Узияу из-за этого получил цараат), только коэны могут служить в Храме.

В наше же время, каждому еврею разрешается изучать законы жертвоприношений, и Всевышний рассматривает это как будто он сам эти жертвы принес!

И есть ещё немало высказываний мудрецов, которые в величайшей степени превозносят изучение этих тем. Некоторые из них я привожу в своей книге «Тора Ор».

Слова младшего из коэнов, надеющегося, что Всевышний избавит его, Исраэля Меира сына Арье Зеева а-Коэна, из Радуни, автора книг «Хофец Хаим» и «Мишна Брура».

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=88391