Земля Израиля – в заслугу Торы

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

744

Мы писали о ситуации, сложившейся в Земле Израиля, не раз и не два в прошлогодних выпусках журнала. К сожалению, ситуация складывается так, что приходится возвращаться к этой печальной для нашего народа теме.

Суммируя все происходящее, можно с определенностью назвать наше время «заговором Ишмаэля и Эйсава». Ишмаэль – это все арабское окружение во главе с Ираном (единение Ишмаэля с Персией было предсказано Мааралем; рав Моше Шапиро назвал это почти пророчеством, так как на это событие нет прямых ссылок в наших источниках). Эйсава представляют европейское сообщество и Америка. При этом цель этого заговора – как можно быстрее и эффективнее согнать нас со Святой Земли, и это понятно каждому, кто следит за политическими новостями и имеет голову на плечах.

В слихот мы просим Всевышнего, чтобы «сгинули Сеир и Хотно» – Эйсав и его тесть, Ишмаэль, – и после этого придет геула, Избавление. Пока же мы не удостоились геулы, Эйсав и его тесть хотят изжить нас…

Всем известно, что арабские страны располагают огромными территориями пустой незаселенной земли, и нет совершенно никакой проблемы разместить на этих территориях всех беженцев и по-настоящему позаботиться о них – однако их продолжают держать в лагерях, чтобы противостоять нам.

Сказано в книге Зоар, что перед приходом Машиаха начнется массовое возвращение евреев в Святую Землю, а Ишмаэль будет нам в этом препятствовать. Говорится также в Зоаре о том, что в заслугу обрезания Ишмаэля на время Изгнания Всятая Земля отдана его потомкам на хранение. Но, продолжает Зоар, поскольку обрезание Ишмаэля было «пустым», так как он и его потомки не удостоились Торы, то и земля при нем будет пустынной. В Талмуде в трактате Санедрин говорится, что одним из признаков Освобождения станет то, что «горы Израиля дадут плоды своему народу». Как только евреи стали заселять Землю Израиля, земля в буквальном смысле расцвела, и вместе с евреями сюда стали стекаться также и арабы.

Когда мы говорим о нашем пребывании на Святой Земле, мы говорим о противостоянии двух заветов.

Наш завет – завет наших праотцов, завет, основанный на Торе. В биркат а-мазон во втором благословении мы упоминаем брит милу и Тору, потому что эта Земля была дана нашему народу именно в заслугу двух заповедей: обрезания и изучения и исполнения Торы.

Рав Элияу Рипс рассказал мне историю. В былые времена, когда Бен-Гурион пытался добиться в ООН создания независимого государства Израиль, он приезжал в Нью-Йорк и потрясал перед носом мирового сообщества Танахом: «нам полагается Всятая Земля!» После этого он приезжал в Израиль и размахивал «Капиталом» Маркса: «вот так нам надо строить новое еврейское общество!». Представитель Саудовской Аравии не выдержал и сказал Бен-Гуриону: «Не размахивай вырванной из Танаха страницей! Вы же не признаете Тору – к чему все это?»

История эта, на самом деле, страшная, потому что словами того араба говорил с небес ангел Ишмаэля: – «Какое право вы имеете на эту землю? Если в силу Завета –  так ведь вы этот Завет не исполняете! Я-то свой исполняю», – говорит ангел Ишмаэля,  – мы делаем брит мила, а большего от нас и не требуется».

В силу завета земля находится на «хранении» у потомков Ишмаэля, пока евреи не будут соблюдать заповеди на Земле Израиля.

В начале главы Шмот есть слова о том, что Всевышний поручает Моше передать фараону: «отпусти Мой народ, чтобы они Мне служили». Мы видим отсюда, что, несмотря на то, что нет еще у евреев заслуг, чтобы выйти из Египта, тот факт, что они потом получат Тору, уже дает им право быть освобожденными из рабства. Также в начале месяца Нисан мы читаем афтару, где есть слова: Нисан – это месяц, в котором нас буквально окружает спасение. Слово «окружает», макифойс, на Святом языке, на языке Мишны имеет еще и второе значение: акафа как «рассрочка», «продажа в долг». Один из адморов из Гур трактовал этот отрывок так: Нисан – время, когда нам посылается спасение «в рассрочку» – нас спасут, а потом мы будем рассчитываться. В этом и заключается смысл сказанного «Отпусти мой народ, чтобы они мне служили», т.е. наш народ был выведен из Египта в заслугу того, что в будущем мы примем на себя Тору на горе Синай.

Безусловно, Всевышний давал нам возможность приехать на Святую Землю еще до того, как мы это заслужили. Когда я приехал в Израиль 40 лет тому назад, я увидел на Святой Земле много такого, чему здесь быть не полагается. Однако Всевышний, наш Любящий Отец, который хочет нам только добра, дает нам авансом право быть здесь. Почему?  Он хочет, чтобы мы пришли здесь к изучению Торы, основали здесь святую общину, строили семьи по Торе, растили по Торе своих детей. Я знаю от очевидцев и вижу своими глазами, что все, происходящее на Святой Земле за последние 100 лет – это дар. Этот дар дан нам не за имеющиеся заслуги, но в заслугу будущего. Видится из этого, что Всевышний ожидает от нас, что мы прочувствуем  и поймем всю святость этого места. Сделать это, находясь на Святой Земле, буквально дыша этим воздухом, легче, чем живя за границей. Я ехал в Израиль без малейшего намека на религиозность, однако здесь, в Святой Земле, я удостоился задуматься и «постфактум» организовал настоящую еврейскую жизнь.

Жизнь в Святой Земле, истинный удел в ней приобретается в заслугу брит мила и изучения Торы.

Нашему народу, святому изначально, противостоят не просто окружающие народы, нам противостоят силы зла! Внизу, в нашем мире – это агрессивно настроенное окружение, стремящееся уничтожить нас физически, выжить нас с нашей Земли. Наверху – это ангелы Эйсава и Ишмаэля, которые спускают в наш мир огромное количество тумы. Брит мила, завет наших праотцов – это не только процедура обрезания. Это еще и жизнь в святости, святость наших семейных отношений. Эти элементы нашей жизни настолько возвышенны, что именно по ним бьет йецер а-ра.

Еще до образования государства Израиль Всевышний подготовил почву для восстановления истинной еврейской жизни народа на Святой Земле. В первую очередь – это образование святых общин в старом городе Иерусалима, в Цфате, Тверии и  Хевроне, – так называемый ишув а-яшан (старый ишув).

Это было совершенно уникальное по величию в Торе собрание всех общин Израиля – ученики Виленского Гаона, Баал Шем Това и Хатам Сойфера, замечательные праведники и каббалисты общин Востока. Между мировыми войнами Творец дал возможность приехать в Святую Землю величайшим мудрецам Торы. Саба из Слободки приехал сюда  с группой учеников и основал ешиву в Хевроне. Хазон Иш и рав из Бриска поселились в Эрец Исраэль и по крупицам собрали святую общину Израиля – так называемый ишув хадаш (новый ишув) в новых поселениях. Рав Йосеф Шломо Каанеман, рав из Поневежа, рав Элиэзер Йеуда Финкель приехали сюда, спасаясь от Катастрофы, и восстановили знаменитые ешивы – Поневеж и Мир. Буквально несколько человек с горсткой учеников восстановили дом Торы в Земле Израиля.

В Бней Браке жил большой мудрец Торы – рав Моше Мордехай а-Леви Шульзингер. В течение многих лет он вел ежедневный урок «даф а-йоми беиюн» – глубокое  изучение Талмуда по 1 листу в день. Рав Шульзингер был близок к таким мудрецам Торы, как рав Шах и Стайплер. Как-то он приехал к нам в ешиву «а-Ран» дать урок и рассказал историю. Перед началом Синайской кампании, когда против крошечного государства Израиль с немногочисленной армией ополчились арабские страны, и люди жили в страхе за будущее, спросили у рава из Бриска, что он об этом думает.

Рав из Бриска рассказал притчу – реальный случай, который произошел в его семье. Один из его братьев, сын рава Хаима Соловейчика, обручился с девушкой из хорошей семьи и с большим приданым. Как это случается с многими женихами, он ходил с очень важным видом. Его папе, раву Хаиму Брискеру, такое проявление самодовольства очень не понравилось, и он решил вернуть сына на землю: – «Ты думаешь, что шидух состоялся потому, что ты обладаешь исключительными достоинствами? Отнюдь! Это стало возможным ради меня! Это со мной хотели породниться, а не с тобой! » Сын, однако, нашелся и ответил: – «Папа, но ведь если бы это все было только ради тебя, то приданое было бы в десять раз больше! А поскольку приданое не настолько большое, то это все же ради меня».  Рав Хаим парировал и это: – «Ты знаешь, сын, – сказал он, – ты прав. Если бы породнились только со мной, то приданое, действительно, было бы во много раз больше. Но поскольку им придется терпеть еще и тебя, то и сумма приданого все-таки меньше».

Рав из Бриска привел эту притчу в связи с Синайской кампанией. Есть в Земле Израиля несколько человек, которые самоотверженно учат Тору в бедности и стеснении, и ради этих людей Всевышний сделал бы нам большие чудеса. Но как быть, когда вокруг есть «придаток», который очень сильно мешает? Именно из-за этого «придатка» мы удостоимся спасения «аль пи дерех а-тева», не выходящего за рамки законов природы.

И действительно, если мы проанализируем все войны, которые когда-либо велись на Святой Земле, мы увидим, что они велись не по законам военного искусства. Если взять войны последних ста лет, то баланс сил в них очевидно не на нашей стороне: весь огромный арабский мир против горстки евреев! Сами генералы израильской армии признавались, что, например, Шестидневная война была великим чудом, – все шло не просто по плану, а совершенно идеально, чего, как известно, на войне не бывает! Все эти чудеса, которые делает для нас Всевышний – во имя и благодаря Его плану – жизни евреев  на Святой Земле в святости!

Все чудеса – в заслугу тех немногих, которые точно исполняют волю Творца.

Один из примеров – самоотверженная учеба рава Эльяшива, который учился под обстрелом Иорданского легиона в Иерусалиме перед Шестидневной войной. У моего учителя рава Хаима Камиля была книга «Хохмат Бецалель» со сгоревшей обложкой – обложка сгорела именно во время тех обстрелов! Рав Цви Песах Франк непрерывно учился во время войны за независимость – в то время как в Иерусалиме погибло огромное множество людей, и не было даже еды. И Хазон Иш, и рав из Бриска самоотверженно учились и обучали Торе других, несмотря на обстоятельства места и времени, стремясь полноценно исполнить заповеданное Творцом. И об этом сказал рав из Бриска: те чудеса, которые мы видим на Святой Земле – все они лишь ради и в силу Торы, которая есть здесь.

Еще одна заслуга нашего народа, которую Творец предуготовил– огромное движение тшувы, возвращения к Торе, которое происходит во всем нашем народе. Евреи возвращаются к Торе, приходят в ешивы и колели, создают настоящие еврейские семьи – ради этого наш Отец ограждал и ограждает нас от наших врагов.

Враги наши сильны сейчас как никогда. Символом союза Эйсава и Ишмаэля можно считать американского президента – облеченного властью потомка отца-мусульманина и матери-христианки. В Танахе есть история о войне царя Шауля с филистимлянами, плиштим. Один из воинов филистимлян нам хорошо известен – это Голиат. Написано про него: «утром и вечером он выходил порочить и обижать воинов Израиля». Имеется в виду время утреннего и вечернего крият Шма – задевая таким образом наших воинов, он не давал им возможности сосредоточиться и прочитать Шма должным образом. Есть также история в Гмаре в трактате Шаббат о том, что царю Давиду предрекли, что он умрет в Шаббат. Зная, что Тора – это «Торат хаим», Тора жизни, Давид стал учиться – каждый Шаббат, весь день, не отвлекаясь ни на секунду. Когда пришло время ангелу смерти забрать царя Давида, он не мог этого сделать, поскольку тот непрерывно учился. Ангелу смерти пришлось пойти на уловки и создать шум, на который царь Давид на мгновение отвлекся – и только в это мгновение ангел смог забрать его душу.

Когда я приехал в Израиль, будучи 19-летним юношей и ничего не зная о положении вещей (хотя мне-то казалось, что я умнее всех!), я попал в киббуцный ульпан. Первое, что я впитал буквально из воздуха: «ешиботники не служат в армии!». Однажды в ульпан зашел мой земляк, одессит, который служил в армии. Мы с ним разговорились, и я решил прояснить вопрос «из первых уст»: так почему же ешиботники не служат в армии?! Он даже удивился: как? А кто же тогда будет сохранять наши традиции?

Недавно умер бывший премьер-министр Ариэль Шарон. При всех претензиях к нему следует отдать ему должное – известно, что он говорил: без ешив нет Израиля.

В последнее время те духовные силы нечистоты, которые во все поколения мешали нашему святому народу исполнять в полноте волю Творца, стали действовать «изнутри», активно сея семена вражды и непонимания. В нашей стране все громче звучит вопиющая клевета: учащиеся ешив «не исполняют свой гражданский долг, уклоняются от бремени!» Эта волна  заглушает  понимание, которое было и у нерелигиозных евреев – «без ешив нет Израиля». Яд клеветы проникает и внутрь религиозной общины, подтачивая  и разрушая ее.

Я прекрасно знаю, как непросто человеку, который всего себя посвятил Торе, нести бремя, которое возложил на нас Всевышний, истинное бремя сохранения нашего народа. Наша главная задача здесь, на Святой Земле – вырастить в святости новое поколение детей. Детей, которые будут жить здесь, будут продолжать наше дело и дело своих дедов, прадедов и предков – от дарования Торы на горе Синай, во всех поколениях. Сохранение и преумножение нашего наследия, наследия народа, заключившего Завет со Всевышним – вот наше бремя! Нести слова Торы нашим детям, нашим ученикам и нашим заблудшим братьям – это колоссальное бремя! Это 14-часовой рабочий день. Это исполнение нашего Завета со Всевышним, Завета, который лишает силы союз Эйсава и Ишмаэля.

Однако «ложь, повторенная сто раз, становится правдой», а ложью этой наш народ кормят уже много десятков лет.

Призыв учеников ешив в армию – это не что иное, как ловушка, расставленная силами зла. Ведь если изучение Торы – это та заслуга, в силу которой Всевышний оберегает нас на этой земле, то прекращение, не дай Б-г, этой учебы может означать наше изгнание из Святой Земли!

В ситуации, когда у всего народа Израиля есть доля в Торе, которую учат в Святой Земле, Всевышний спасает весь народ.  Безусловно, не все евреи живут полностью по Торе, не все евреи, которые живут по Торе, занимаются Торой постоянно. Однако свой удел в Торе может быть у каждого, и тогда Тора хранит каждого еврея.

Еще недавно таким уделом всего клаль Исраэль была та незначительная часть общегосударственных налогов, которая шла на финансирование ешив. Я немного знаю порядок сумм, которые идут на университеты и светские школы, – какими же грошами по сравнению с этими суммами выглядит то, что государство выделяет ешивам! И все-таки при всей отдаленности государства от религии где-то все же было понимание того, что учащиеся ешив – это великая сила и великая важность. И хотя большинство светского общества считает, что всеобщий армейский призыв необходим, все же есть у каждого налогоплательщика своя маленькая доля в заслуге изучения Торы – соразмерно той маленькой части уплаченных ими налогов, которая шла на поддержание ешив.

Еще одно поле деятельности для дурного начала – заставить общество поверить, что учащиеся ешив и колелей – причина всех бед,  тунеядцы, жирующие на «народные деньги».

А тогда  можно либо прекратить финансирование полностью, либо заставить людей возненавидеть то, на что идут их деньги – и тогда они лишатся даже этой минимальной заслуги, ведь невозможно иметь заслугу тому, кто ее иметь не желает!

Миллионы евреев живут на Святой Земле в силу Торы. Если же большая часть этих людей «рубит сук, на котором сидит», отсекая Тору от себя, – может случиться страшное, и это уже начинает происходить. Те, кто немного следит за израильской политикой, могли заметить странный союз религиозной партии с партией, написавшей на своем знамени лозунг борьбы с еврейством Торы. Эта партия, собственно, и начала проводить кампанию по призыву религиозных юношей в армию и требует полного прекращения финансирования ешив. В Рош а-Шана этого года глава нашего поколения рав Аарон Йеуда Лейб Штейнман, выйдя к Торе, благословил весь народ Израиля на добрый год. Но он специально вывел из брахи тех, кто участвует в кампаниях против изучающих Тору! И даже далеким от политики станет понятным наше отношение к союзу с такой партией.

В начале мидраша Эйха есть страшные слова о том, почему погибла страна – «потому что оставили Тору». Приводится история о том, как наш великий учитель раби Йеуда а-Наси послал своих учеников раби Ами и раби Аси по поселениям Святой Земли. Раби Ами и раби Аси ходили по поселениям и спрашивали – где охрана города? Им показывали стражей, но они говорили – это охрана?! Это разрушители! – Кто же охранники? – Те, кто занимаются Письменной и Устной Торой днем и ночью.

Мы уже видели и пережили боль наших братьев из поселений в Гуш Катифе, которых силой оторвали и изгнали из своих домов. Давайте вдумаемся, что происходит сейчас. 40 лет назад нынешний президент Шимон Перес ратовал за аннексию всего Западного берега Иордана. Ни у кого не было в мыслях разделять Иерусалим! Сегодня правое вроде бы правительство ведет переговоры, как разделить Иерусалим – отдать Храмовую Гору и Стену Плача или нет. Надо быть слепым, чтобы не видеть – происходит секуляризация Святой Земли, большинство народа лишают удела в Торе, и даже сам голос Торы стремятся подавить на Святой Земле.

Усиливается страшный союз Эйсава и Ишмаэля, к которому присоединяются ненавистники еврейства Торы – как в кипе, так и без нее.

Как трагически слепы люди, ратующие за Святую Землю и в то же время помогающие силам зла оторвать нас от этой Земли!

Однако крайне важно понимать, что в этой ситуации мы не должны, не дай Б-г, пробуждать ненависть к нашим братьям, к тем, которые заблудились и «потеряли карту». Мы должны молиться о том, чтобы они вернулись к Торе! Тем же, кто понимает важность Торы, надо обратиться к Всевышнему с просьбой, чтобы Он спас мир Торы ради всего еврейского народа, и каждый из нас должен укреплять Тору всеми своими силами и даже сверх того!

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=53368