Народ Израиля, Тора и Изгнание

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

667
еврей

За что нас наказывают?

В последнее время, когда порабощение, которому мы подвергаемся в изгнании, и прочие бедствия Израиля очень усилились, находятся многие, которые задают вопросы: почему Всевышний излил свой гнев на сыновей Израиля? Почему их так преследуют и мучают? Почему Б-г никак не смилостивится над своим народом? И тому подобные…

Хотя те, кто вопрошает – верующие люди (иначе бы у них и не возникало никаких вопросов), однако, поскольку они не учат Тору, им кажется, что все происходящее – внезапная случайность, поэтому и спрашивают. А если бы они изучали нашу Святую Тору, они бы понимали, что все происходящее с нами ясно описано в Торе, в книгах пророков и наших мудрецов, благословенной памяти, и не было бы даже места никаким недоумениям и вопросам.

Наше время называется «пятой Машиаха», а в книгах пророков – «концом времен». Пророчествуя о нашем времени, они говорили, что случится с нами. Пророк Йехезкель пророчествовал почти три тысячи лет назад, и говорил со слов Всевышнего о нашем времени следующее (20:32): «И задуманному вами – не бывать этому, как вы сказали: “Будем, как (другие) народы, как племена (других) стран, служить дереву и камню”. Жив Я – слово Г-спода Б-га! Рукою крепкой, мышцею простертой и яростью изливающейся воцарюсь над вами».

Народ Израиля должен быть отделен и отдален от других народов, как сказано: «Отделю вас от народов» (Ваикра, 20:26), «и будете Мне народом избранным из всех народов» (Шмот, 19:5). Они должны отличаться от остальных народов образом жизни, одеждой – всем. Однако, к великой скорби нашей, известно, что наши братья – сыновья Израиля – в определенных странах решили уподобиться народам, среди которых они проживают, переняли их поведение и пожелали ассимилироваться среди них. Поэтому и пришло на нас это страшное наказание, что мы переживаем сейчас, потому что так свидетельствовал пророк, говоря: «Не бывать этому!» – ни за что они не смогут стать как другие народы, как бы ни желали этого. И также он описал и тяжелое наказание, которое, не дай Б-г, полагается за это греховное стремление – «быть как другие народы».

2. Почему сыновья Израиля стремятся стать похожими на другие народы?

Однако все еще мы должны понять, как мы дожили до этого? Откуда в нашем народе появилось такое стремление – быть как все народы, служить дереву и камню, как это происходит в определенных странах? Ведь нынешнее стремление уподобиться народам, которые пусть и не служат буквально дереву и камню, – оно еще хуже, чем само это служение, так как безверие и лжеучения по Закону еще хуже, чем идолопоклонство (ведь того, кто подбивает к этому людей, наказывают без предупреждения, есть и еще отличия) [хотя во всей Торе у нас есть правило – человека можно наказать в суде, только если свидетели его нарушения ясно предупредили его о наказании – прим. переводчика]. Поэтому нам следует понять – что привело их к столь страшному греху?

Ответ заключается в том, что они не изучают Тору, как сказано (и мы повторяем это дважды в день): «Остерегайтесь, как бы не соблазнилось ваше сердце, и не сбились бы вы <с пути>, и не принялись служить чужим богам…» (Дварим, 11:16). И Раши объясняет там, что «сбились» означает прекратили учить Тору, и вследствие этого «принялись служить чужим богам», потому что, оставив Тору, человек идет и прилепляется к идолам…

Но это само по себе требует объяснения – почему, оставляя Тору, человек идет и прилепляется к идолам? Ведь, склоняя человека к нарушению, дурное начало обычно действует постепенно: сегодня говорит ему – сделай так, а завтра говорит – сделай эдак, пока не призовет его: иди и служи идолам (см. Шаббат, 105б). Почему же, оставляя слова Торы, человек сразу идет и прилепляется к идолам?

Хафец Хаим объяснял это с помощью притчи: когда два человека (или народа) воюют друг с другом, и один одолел другого и победил – это еще не называется победой, потому что побежденный через некоторое время, возможно, соберется с силами и одолеет своего противника, так же, как сначала неприятель победил его. Однако когда один одолевает другого, и при этом отнимает у него все оружие, с помощью которого тот мог бы впоследствии, собравшись с силами, еще воевать с ним, – тогда его победа настоящая, так как в результате его неприятель не сможет более восстать на него, ибо нет у него оружия. Так же и на войне человека со своим дурным началом: даже если тому удалось склонить человека к греху и одолеть его, победа его неполна. Так как если человек вернется <на верный путь> и в дальнейшем воздержится от нарушений, и будет выполнять заповеди и перестанет отныне слушать советы дурного начала – тогда человек одолеет его и окажется победителем. Однако когда дурное начало подбивает человека к тому, чтобы оставить изучение Торы, тем самым оно забирает у него «оружие», с помощью которого человек мог бы воевать с ним, как сказали мудрецы, благословенной памяти, что Всевышний, сотворив дурное начало, свидетельствовал, что нет для него иной целительной приправы, кроме Торы: «Сотворил Я дурное начало – сотворил и Тору в качестве целебной приправы» (Кидушин, 30б). Поэтому, когда человек оставляет изучение Торы, не дай Б-г, дурное начало забирает у него оружие, чтобы воевать с ним, и человек тут же идет и прилепляется к идолам, чего не происходит с остальными нарушениями, когда дурное начало «сегодня говорит ему – сделай так… пока не призовет его: иди и служи идолам».

3. Почему пренебрежение Торой хуже, чем три самых страшных греха?

Благодаря этому объяснению становится понятным, почему пренебрежению изучением Торы придается настолько большое значение, что мудрецы говорят: «Всевышний уступил [воздержался от наказания] за запретные связи, убийство и служение идолам, но не уступил в случае пренебрежения Торой» (Иерусалимский Талмуд, Хагига 1, 7). А ведь эти три греха – самые страшные, и по закону следует отдать жизнь, но не нарушить их (Псахим, 25б, Санедрин, 74а). (Здесь кстати стоит упомянуть и о чистоте семейной жизни, которая включается в понятие запрещенных связей, и ее тоже следует соблюдать даже ценой жизни.) И если так, почему же Всевышний уступчив в случае совершения этих, самых страшных, грехов, и не уступает, когда речь идет об изучении Торы, равноценном всем заповедям Торы, за которые закон не требует отдавать жизнь?

Однако объяснение этому аналогично вышеприведенному: даже если дурное начало сумело одолеть человека, не дай Б-г, склонив его к греху (и даже к одному из трех самых тяжких), все еще оно не полностью одолело человека – тот еще может собраться с силами позже, и одолеть свое дурное начало. Но тот, кто пренебрегает словами Торы и не учит ее, уже полностью побежден своим дурным началом, ведь оно отняло у него оружие, с помощью которого человек мог бы когда-нибудь его победить. Потому что если человек не учится, он не знает, что запрещено, а что разрешено, и идет и прилепляется к идолам, поэтому в этом вопросе Всевышний не уступает, ведь Израиль должен быть обособлен от остальных народов.

Наказание же за грех «и смешались с народами» (Теилим, 106:35) зависит от степени ассимиляции среди них, как говорил рав Хаим из Бриска, благословенной памяти, что Всевышний отделил Израиль от народов подобно тому, как отделен свет от тьмы, и как между днем и ночью есть определенный промежуток, а именно – сумерки, так должно быть определенное расстояние между Израилем и остальными народами. И если они немного приближаются, то их слегка отдаляют, если же приближаются сильнее, то и отталкивают их тогда с большей силой, а если, не дай Б-г, совсем ассимилируются, то и удар получается особенно болезненным. Так исполняются слова пророка: «Рукою крепкой, мышцею простертой и яростью изливающейся…», не дай Б-г, – все в соответствии со степенью ассимиляции.

В определенных странах евреи слишком приблизились к народам и полностью забыли о своем еврействе, поэтому и бьют их особенно сильно. Нам следует вернуться к Торе, изучать ее и выполнять, да смилостивится Всевышний над нами вскоре, в наши дни, амен, и придет Избавитель в Цион!

Перевод – рав О. Климовский


http://www.beerot.ru/?p=51938