О наказании, страданиях и избавлении

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

1815

Бедствия приходят в мир только ради Израиля

Написано в трактате Йевамот (63б): «Бедствия приходят в мир только ради Израиля». И надо понять: разве потомки Ноаха не подлежат наказанию? Более того, в Писании сказано, что они получали наказание еще до того, как народ Израиля появился в мире, как, например, поколение Потопа или Сдом. Из объяснения в «Шаарей тшува» стиха «Мне <принадлежит> отмщение и взыскание» (Дварим, 32:35) следует, что существуют два вида наказаний: отмщение и взыскание долга. И так говорится в Талмуде (в начале первого раздела трактата Авода Зара, 4а): «Это подобно человеку, которому должны двое: с того, кого он любит, взыскивает понемногу, а с того, кого не любит – все сразу». Так и Всевышний: с какого-либо народа Он взыскивает только когда переполнится чаша его долгов, а об Израиле написано: «Как человек наказывает сына, так и Г-сподь Б-г твой наказывает тебя» (Дварим, 8:5) <…> Но сейчас мы видим, что и их наказывают понемногу, и это называется «взысканием», подобно взысканию долга, и происходит это из-за народа Израиля. Но в связи с этим требует дополнительного изучения сказанное в Мишне: «Тот, Кто взыскал с людей поколения Потопа, и т. д.» (Бава Мециа, 44а).

Избавление в поколении, где все — грешники

В главе Хелек (Санедрин, 98а) сказано: «Не придет сын Давида (Машиах), кроме как в поколении, в котором все праведники, или в поколении, в котором все грешники». Надо понять, чем предпочтительнее поколение, в котором все грешники, относительно «среднего» поколения? Там же в гемаре говорится о двух возможных сроках Избавления: вовремя и раньше времени. Избавление, которое придет вовремя, не зависит ни от каких условий, кроме самого времени. Но Избавление, которое придет раньше назначенного срока, требует объяснения. Здесь есть два варианта: либо это будет в поколении, в котором все праведники и заслуживают избавления, и тогда причина понятна. Либо же это будет в поколении, в котором все грешники, и им нельзя больше оставаться в изгнании, как было в Египте, когда народ Израиля погряз в 49 уровнях нечистоты, и если бы не был выведен из Египта немедленно, не вышел бы оттуда больше никогда, как это разъясняется в Пасхальной Агаде. Очевидно, так же будет и во время теперешнего изгнания с поколением, в котором все грешники.

Святой, благословен Он, высчитал срок окончания (изгнания)

Сказано в Агаде: «Святой, благословен Он, высчитал срок окончания (изгнания)». Рассмотрим сказанное в соответствии с тем, что говорится в конце 2-й главы трактата Арахин (16б): «Где <минимальная> граница страданий?», и там же объясняется, что даже если человек случайно достал две монеты вместо трех, или перепутал правую часть одежды с левой – это тоже называется страданиями.

А бывают страдания, которые горше смерти, как написано (Ктубот, 33б): «Если бы Хананью, Мишаэля и Азарью подвергли пыткам, <они бы не выдержали>…». Мы же говорим об исполнении предсказания «Ибо пришельцами будут твои потомки в чужой земле… четыреста лет» (Берейшит, 15:13). Слово Всевышнего обязано исполниться, и потомки Авраама должны были терпеть изгнание и скитания в течение 400 лет.

Однако есть разные виды изгнаний и скитаний, например, в трактате Макот (12б) рассказано о неумышленно убившем левите, для которого «убежать в город-убежище» означало лишь переместиться из одного района города в другой, и таким образом ему засчиталось изгнание, к которому он был приговорен. А есть изгнание и от одного края земли на другой.

И также есть различные степени страданий в изгнании. Так, когда народ Израиля спустился в Египет, он совершенно не был порабощен, потом начали порабощать его сперва мягкими методами (Сота 11б), а после – все хуже и хуже, пока не дошли до того, что «сделали горькой их жизнь» (Шмот, 1:14).

А с каких пор следует отсчитывать 400 лет изгнания, зависит от соответствующей степени страданий. Можно было бы начинать отсчет с момента переселения в Египет, или с начала «мягкого» порабощения, или же с начала тяжелого рабства. И точно так же со сказанным: «Ибо пришельцами будут твои потомки…» – какое количество людей можно назвать потомством? Шестьсот тысяч человек? Семьдесят душ? Или даже один человек может быть назван «твоим потомством»? Всевышний же «высчитал срок окончания (изгнания)» – имеется в виду, что Он отмерял наименьшей мерой: со дня рождения Ицхака, ибо даже младенец в первый день жизни испытывает определенные страдания оттого, что его родители вынуждены скитаться, и не могут обеспечить ему надлежащий уход, как если бы оставались на месте. И хотя это был всего один человек, по отношению к нему уже исполнилось «пришельцем будет твое потомство» и «где граница страданий», [таким образом, исход из Египта произошел в самый ранний срок из определенных Творцом – примечание редактора].

Перевод – М. Климовская


http://www.beerot.ru/?p=4882