Кунтрес а-Хесед — Эссе о благодеянии. Главы 4-5

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Элиэзер Деслер

1584

Глава 4. Источник любви

Нет в мире человека, у которого бы не было хотя бы маленького желания давать. Это становится очевидным, когда человек радуется. Радость не может быть полной, если ее не разделить с другими. Стремление к общению с другими людьми очень глубоко заложено в человеческую природу. Вот доказательство этому: одиночное заключение считается тяжелейшим наказанием. Почему же человек нуждается в обществе? Потому что его душа постоянно стремится к тому, чтобы давать!

Кроме того, каждый человек хочет иметь детей. Желание это возникает по двум причинам:

1. Человек чувствует, что дети будут продолжением его самого после того, как он покинет этот мир.

2. Он испытывает необходимость в объекте бескорыстной любви и безвозмездной самоотдачи.

Поэтому, мы нередко наблюдаем, что бездетные семьи стремятся взять приемных детей на воспитание. И эти дети становятся полноценными членами семьи. Есть такие люди, которые заводят собаку или еще какое-нибудь животное. И заботятся и ухаживают за этим животным не меньше, чем в иной семье ухаживают за детьми. И это – еще один признак того, что необходимость отдавать заложена в самые глубины нашей души.

Тут необходимо задать важнейший вопрос: мы уже заметили, что самоотдача и любовь тесно связаны друг с другом. Что же является причиной, а что – следствием? Любовь вызывает желание одарять объекта любви, или наоборот – самоотдача вызывает любовь?

Мы привыкли думать, что желание одарять появляется в результате любви, что у каждого возникает естественное желание отдавать всего себя любимому человеку. На самом же деле все происходит совсем иначе. Человек больше всего любит результаты своей созидательной деятельности. В процессе создания человек вкладывает в работу часть себя. Поэтому результаты собственных трудов вызывают у него чувство необычайной сопричастности. Будь то ребенок, который родился, или ученик, которого он воспитал, или животное, которое приручил, или растение, которое посадил и взрастил; будь это даже неодушевленный предмет, например, дом, который он построил – к любому из них человек испытывает сильнейшую привязанность. Причина этого – мы неразрывно связаны с делами рук своих, потому что часть нашего существа вложена в них.

Наши мудрецы уже заметили и подчеркнули эту черту человеческого характера. Написано в трактате Дерех Эрец Зута (гл. 2): «Если хочешь всей душой возлюбить ближнего, прими в нем участие, активно добивайся его успеха».

Любовь, которая возникает в результате вложения сил в благополучие ближнего, и даже в создание неодушевленного предмета – неимоверно сильна. Об этом свидетельствует сама Тора. Тора Всевышнего является единственным исчерпывающим источником познаний, относящихся к человеческому духу. Всевышний создал человека, со всей его бесконечной сложностью и глубиной, поэтому только Он, Творец, до конца знает все тонкости работы его души.

В 20-й главе книги Дварим, в недельной главе Шофтим, перечисляются люди, которые не обязаны участвовать в войне. Коэн стоит перед войском и взывает к следующим категориям людей: «Кто построил новый дом и не обновил его… И кто посадил виноградник и не почал его… И кто обручился с женщиной и не женился на ней…»

Все они возвращаются домой, не приняв участие в военных действиях. И все люди, относящиеся к этим категориям, имеют одинаковое право вернуться. Тора уравнивает их. Получается, что любовь к построенному дому и посаженному винограднику равна любви к невесте. Причина этого заключается в том, что человек испытывает любовь по отношению к результатам своей деятельности до такой степени, что ее можно сравнить с любовью между женихом и невестой!

Эта любовь, несомненно, возникает в результате самоотдачи!

Расскажу интересную историю, свидетелем которой стал я сам (рав Деслер – примечание переводчика).

Я был знаком с одной молодой парой. Их ребенок был самым дорогим, из всего, что у них было. Он был источником их самой большой радости, объектом самой пламенной любви. И вот настал страшный день, всем пришлось бежать, чтобы не оказаться в зоне военных действий. Получилось так, что война разделила семью: отец и ребенок оказались по одну сторону фронта, а мать – по другую. И так продолжалось несколько лет. И только после окончания войны и заключения мирных договоров им удалось воссоединиться. Конечно, вновь обрести близких после столь тяжелой и продолжительной разлуки было величайшей радостью для всех.

Тем не менее, скоро стало очевидно, что восполнить то время, которое члены семьи провели отдельно друг от друга, невозможно; шрамы, оставленные долгой разлукой неизлечимы. Это выражалось в том, что любовь между отцом и сыном была намного сильнее, и связь между ними – намного крепче, чем связь между сыном и матерью. Она оставила его маленьким ребенком, а теперь он такой большой! Ей было очень трудно представить себе, что это – тот самый малыш, по которому она так сильно, так горько скучала все эти годы. Этот был совсем не такой. Матери казалось, что это вовсе не ее маленький сынок, а какой-то другой человек. Конечно, она прекрасно понимала, что это всего лишь эмоции, игра воображения. Но все же…

Почему так получилось? Это объясняется просто. Все эти годы отец растил своего ребенка и ухаживал за ним. На него легли все обязанности по воспитанию. Он вынужден был не только исполнять роль отца, но также освоить ремесло матери. А мать, в силу обстоятельств, невольно осталась не у дел.

Поэтому вся та сила любви, которая обычно возникает у матери за годы самоотверженного ухаживания за ребенком, перешла к отцу. В течение всего периода разлуки отец как бы забирал у матери ее порцию любви по отношению к сыну. Это произошло в результате того, что ему пришлось вложить удвоенные усилия в заботу о ребенке.

(Интересно заметить, что подобная история произошла с самим рав Деслером. Все годы войны он был отрезан от своей жены и детей. Рав Деслер жил в Англии, в то время как его семья застряла в военной Литве, и позже была депортирована в Австралию и спасена от поголовного уничтожения евреев Литвы местными нацистами. К счастью, по крайней мере часть того времени, что они были разлучены, у семьи Деслер была возможность переписываться. Рав Деслер принимал активнейшее участие в воспитании своих детей с помощью писем. Некоторые из этих писем вошли в сборник «Сефер Зикарон» Михтав ми-Элияу. примечание переводчика).

[Следующий отрывок требует небольшого предисловия. Написано в книге Шмот (23:5): «Если увидишь осла твоего ненавистника лежащим под ношей своей, разве откажешься помочь ему? Помоги (развьючить) с ним»! И написано в книге Дварим (22:4): «Не должен ты, видя осла твоего брата или его быка, упавших в пути, устраниться от них; поднять должен ты вместе с ним». То есть Тора заповедала нам две похожие заповеди: первая относится к человеку, который увидел, что животное, принадлежащее другому, упало под тяжестью ноши. В этом случае есть особенная заповедь помочь хозяину развьючить скотину. Вторая – к человеку, который увидел, что ноша упала с животного на землю. В этом случае, есть заповедь помочь хозяину поднять груз и снова навьючить животное.

Талмуд в трактате Бава Мециа (32а, б) обсуждает эти заповеди. Там также рассматривается гипотетическая ситуация, при которой человек столкнулся с обеими заповедями одновременно: у одного осел упал под тяжестью груза, а у другого груз упал с осла. Талмуд говорит, что при таких обстоятельствах нужно, в первую очередь, помочь освободить упавшего осла от навалившегося на него непосильного бремени. Ведь животное страдает под тяжестью придавившего его веса! И, только освободив животное первого, нужно начать помогать второму. Но и из этого правила есть исключение. Если та скотина, которая упала под тяжестью груза, принадлежит твоему другу, а вторая, с которой груз упал, – твоему ненавистнику, то надо в первую очередь помочь ненавистнику. Почему? Что бы побороть свое злое начало, говорит Талмуд! Отсюда мы должны выучить, что борьба с дурными наклонностями важнее, чем помощь страдающему животному. Рав Деслер замечает, что из этого отрывка можно извлечь еще один важный урок…]

Сказали мудрецы Талмуда (Бава Меция, 32б): «Увидел, что осла друга надо разгрузить, а осла ненавистника – навьючить, начни с осла ненавистника! И это – для того, чтобы побороть свое дурное начало, так как это важнее». Хотя разгружая упавшего осла, мы избавляем его от страданий, что тоже является заповедью из Торы, в первую очередь Талмуд обязал нас бороться со своими отрицательными качествами. Но здесь есть еще одна важная деталь! Когда человек старается помочь своему врагу, то ненависть уходит из сердца помогающего. На ее место приходит любовь. Причина этой любви заключается именно в том, что он безвозмездно отдал другому часть своего времени, часть своих сил, часть себя. Тот, кто привык замечать то, что происходит вокруг него, обязательно увидит множество подобных случаев возникновение теплых, дружеских отношений в результате бескорыстной помощи попавшему в беду человеку.

Из всего, что было сказано выше, можно сделать такой вывод: человек не лишается того, что отдал своему ближнему. Наоборот – тот, кому он дает, в определенном смысле, становится частью его самого. Ведь он вложил в ближнего долю своего существа! Когда люди готовы постоянно и бескорыстно одарять друг друга, между ними возникает тесная связь, глубокие чувства. Именно это чувство мы называем любовью!

Глава 5. Возлюби ближнего своего как самого себя

Как мы уже объяснили в предыдущей главе, у каждого есть хотя бы маленькая искорка альтруизма, желания отдавать. Человеческая природа такова, что даже самый алчный стяжатель и эгоист не может полностью затушить эту искорку. Ведь если бы человек мог полностью избавиться от желания отдавать, мир прекратил бы существование! Люди не создавали бы семьи и не рожали детей. Поэтому Всевышний создал этот мир таким образом, что искорка альтруизма никогда не гаснет полностью.

Тем не менее, есть эгоисты, у которых желание давать развито очень и очень плохо. Поэтому, даже когда они ищут объект для своих благих деяний, то выбирают только тех, кто им больше нравится. Только своим любимцам они готовы давать и помогать, только по отношению к ним испытывают теплые чувства. Вокруг эгоистов образуется определенный круг приближенных. Тот, кто принадлежит к этому кругу (члены семьи, родственники, друзья и приятели) считаются «своими». Все остальные – посторонние, чужие. А с посторонними можно конкурировать. У них можно брать, отнимать, их можно обманывать и грабить. По отношению к чужим, стяжатель в полной мере проявляет свою неимоверную алчность, неудержимое стремление забрать, и не гнушается никакими методами, чтобы заработать за их счет.

Уважаемый читатель, пожалуйста, задумайся, обрати внимание: человек любит того, кому отдает! Тот, в кого он вкладывает душевные и физические силы, становится частью его самого! Именно к нему он испытывает чувство близости.

Тот, кто хоть раз испытал чувство симпатии, любви, поймет, что чужой человек – это человек, которому он пока не сделал ничего хорошего, ничего не дал, никак не поддержал. А если начнет помогать, одарять всех, кто повстречался ему на жизненном пути, то почувствует, что эти люди – его близкие, и все – его добрые друзья. Ведь он принял участие во всех, поэтому теперь у него есть доля в жизни каждого из них; все они в той или иной степени стали частью его самого.

Человеку, который удостоился достичь столь высокого уровня самоотдачи, не нужно объяснять, что означает «возлюби ближнего своего как самого себя» (Ваикра, 19:18). Для него это очевидно. Он действительно способен любить другого как самого себя в прямом смысле этого слова. Он перестает ощущать разницу между собой и другим (см. книгу рава Моше-Хаима Луцатто «Путь праведных», гл. 11). Граница между ним и ближним стирается. Вместо нее появляется ясное чувство, что, на самом деле, он и ближний его – это один человек; это он сам.

Перевод – рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=10310