Глава 6. Любовь между мужчиной и женщиной
Любовь между мужчиной и женщиной ‒ удивительный феномен, сильнейшая концентрация душевных сил и эмоций. Как понять природу этой любви, как объяснить, для чего она предназначена?
На первый взгляд, можно подумать, что в этом чувстве нет никакого особенного содержания. Просто Всевышний вложил в человека некое влечение, благодаря которому продолжается человеческий род. Точно так же как вложил Он в нас чувство голода, которое заставляет нас питать свое тело и поддерживать жизнь.
Совершенно очевидно, что такой подход не может объяснить отношения между мужчиной и женщиной. Ведь для того чтобы продолжать род, достаточно той страсти, которую представители противоположных полов испытывают по отношению друг к другу, и желания обзавестись детьми. Между тем, любовь между мужчиной и женщиной явно не исчерпывается этими двумя составляющими. В чем же секрет этой любви?
Некоторые утверждают, что причина любви – чувство благодарности, которое супруги испытывают по отношению друг к другу. Ведь только с помощью партнера человек может удовлетворить свои естественные потребности, такие как создание семьи, рождение детей и т.д. Но и это явная ошибка! Разве мало абсолютно неблагодарных по своей природе людей, которые, тем не менее, горячо любят своего мужа или жену!
Ответим на этот вопрос иначе: любовь между мужчиной и женщиной возникает потому, что они дополняют друг друга! Всевышний создал человека таким образом, что он не может быть вполне полноценным, не имея супруга. И так сказали нам мудрецы (Мидраш Берейшит Раба, 17:2; см. также Зоар Хадаш, 1, Хукат, 83б, Евамот, 62б-63а): «Тот, у кого нет жены, неполноценен».
Причина этого заключается в том, что одинокий человек не может полностью выполнить свою задачу в жизни. Поэтому, помогая друг другу восполнением недостающего, они любят друг друга. И это соответствует тому, что мы утверждали то сих пор: дающий любит того, кому дает. Поэтому самое большое желание мужа и жены – это сделать что-нибудь хорошее для супруга, порадовать его, доставить ему удовольствие. Ведь они любят друг друга!
Из того, что было сказано раньше, также становится ясно, почему эта любовь так часто оказывается кратковременным и нежизнеспособным увлечением.
Очевидно, что человек по природе своей склонен к тому, чтобы брать, а не давать.
Когда пара находилась под властью страсти, которая необходима для продолжения рода, то супруги были готовы все отдать друг за друга.
Но вот, очень быстро, страсть прошла, естественное влечение притупилось, и супруги вернулись к естественному для большинства людей предрасположению ‒ брать. Они даже не почувствовали, что с ними произошло кардинальное изменение.
Совсем недавно они направляли все силы на то, чтобы сделать лучше друг другу. Теперь они заняты только тем, что требуют у супруга выполнение обязанностей по отношению к себе.
Разве в этой ситуации возможна любовь?
Поэтому на свадьбах я (то есть рав Деслер – примечание редактора) всегда говорю молодой паре: «Дорогие мои, всегда стремитесь только к тому, чтобы радовать друг друга. Вспоминайте о том, как вы стояли под хупой! Знайте, что если начнете требовать друг у друга, у вас не будет шансов на счастливую семейную жизнь».
Существуют даже люди, которые вообще не хотят создавать семью. Причина этого заключается в том, что их эгоизм полностью властвует над ними. Естественные потребности, которые толкают многих на поиск партнера, даже временно не могут пересилить их нежелание и неспособность давать другим.
Есть такие люди, которые не хотят иметь слишком много детей (очень распространенная ситуация в наше время, более того – многие не желают иметь детей в принципе). Это – закоренелые эгоисты, которые не желают давать даже собственным детям.
А хорошие отношения между мужем и женой возникнут, когда каждый из них станет альтруистом хотя бы по отношению к супругу. Тогда их ожидает долгая любовь и счастье, до самой смерти.
Глава 7. Об амбициях
Многие стараются воспитать детей таким образом, чтобы у них обязательно были амбиции и энергия для их достижения. Один мыслитель уже написал, что стремление – это жизнь. Нам предстоит выяснить, так ли это на самом деле.
Амбиция – это голод. Как голодный стремится к еде, так же любой человек, которого одолевает сильное влечение к чему бы то ни было, голоден по отношению к объекту своих вожделений. Поэтому приведенный выше мыслитель коренным образом ошибался, говоря, что амбиция – это жизнь. Голод – это не жизнь. Просто любое живое существо испытывает чувство голода – пока не насытится. Всевышний одарил создания Свои голодом и подобными ему ощущениями для того, чтобы они не забывали заботиться о своем теле, удовлетворять его нужды.
Различные стремления, на которые нас толкает инстинкт, ничем принципиально не отличаются от обыкновенного чувства голода.
Давайте понаблюдаем за животными. Большинство животных едят, пока не насытятся, и только после этого перестают. Единственное исключение – это свинья. Она ест постоянно и никогда не испытывает чувство насыщения. В этом аспекте, человек похож на свинью – любящий деньги всегда голоден, и не насытится никогда! Как написано в книге Коэлет (5:9): «Кто любит деньги, тот не насытится деньгами, а кто любит богатство, тому нет прибытка». Постоянное желание наживы ‒ это тяжелый духовный недуг! Не только стремление к деньгам имеет тенденцию управлять человеком. Любые другие желания, относящиеся к материальной сфере, держат его в своей власти. Любая материальная амбиция обладает таким свойством – чем большего человек достигает, тем больше ему хочется. Амбициозный человек находится в состоянии постоянного голода.
И так сказали мудрецы об одном из физических желаний (трактат Санедрин 107а): «Чем больше его кормят, тем сильнее его голод».
Давайте еще раз вспомним свинью. Всевышний пожалел ее. Он дал ей неуемный аппетит, и Он же сделал так, что подходящая для нее еда есть везде. То, что другие существа выбрасывают как непригодное в пищу, вполне удовлетворяет свинью. Если хотите, можете и в этом увидеть чудеса Творца. Он создал свинью для переработки отходов. Он же дал ей неистовый аппетит, для того чтобы она постоянно занималась очисткой местности и никогда не отдыхала от этого важного занятия. Поэтому свинья не страдает от постоянного голода. Наоборот, у нее есть возможность постоянно удовлетворять свои потребности, поэтому жизнь свиньи – это сплошное и непрерывное удовольствие.
Совсем иначе чувствует себя человек, стремящийся удовлетворить свои вожделения. Он несказанно далек от предмета своих мечтаний. И чтобы осуществить даже небольшую часть амбиций, он вынужден много и напряженно работать, изо всех сил бороться, чтобы ухватить желанный кусок. Прожив долгую жизнь, не добьется он и половины того, чего ему хотелось бы достичь, как сказали мудрецы (мидраш Коэлет Раба, 1:13): «Человек покидает этот мир, не добившись даже половины того, чего желал».
На самом же деле, амбициозный человек находится даже в худшей позиции, нежели нам могло показаться до сих пор. Ведь он жаждет не только того, чего ему не хватает в данный момент. Его постоянно мучает страх перед будущим. Мысль о том, что завтра ему не удастся удовлетворить все свои прихоти, постоянно гложет его и заставляет постоянно стремиться приобрести все больше и больше, вне всякой пропорции с его реальными нуждами. Он старается снабдить себя даже на те времена, когда его, скорее всего, уже не будет среди живых. Кроме того, он считает необходимым обеспечить своих детей, внуков и все последующие поколения. Постоянное беспокойство о своем будущем и о будущем своих потомков заставит его работать не покладая рук. Вечный страх даже перед возможностью убытка, потери, кражи не дает ему покоя. Он чувствует необходимость накапливать все больше и больше добра, чтобы застраховать себя от всех возможных происшествий и неудач. И чем больше ему удается накопить, тем больше его мучают мысли о возможных потерях, тем больше он ощущает, что его настоящее состояние – это недостаточно. Чем больше он «ест», тем больше его мучает «голод», пока он не доходит до состояния страшного переутомления.
Необходимость гарантировать себе беспечное будущее непрестанно преследует его. Она не оставляет ему ни одной свободной минуты вкусить от того, что у него уже есть. Поэтому даже если у него достаточно денег, чтобы удовлетворить все свои сегодняшние нужды, у него нет шансов отдохнуть и насладиться плодами своего труда. Ведь он должен думать о завтрашнем дне! Итак, всю свою жизнь он страдает от чувства крайней недостатка, и умирает усталый и измученный.
Много лет назад, когда я был вынужден скитаться по северным краям, я стал свидетелем следующего происшествия. Стая голодных волков блуждала по равнине в поисках съестного. Вдруг они увидели труп какого-то маленького животного, лежащий на пути. Вся стая жадно накинулась на находку. Но ни один из них не мог откусить желанный кусочек, потому что вся стая одновременно набросилась на добычу, все отталкивали друг друга, и ни у кого не было возможности подобраться к мясу. Они дрались и кусали друг друга; ни одному из них не удалось избежать серьезных ранений. Волчья кровь обильно стекала в снег. Потасовка продолжалась до тех пор, пока большинство волков не остались лежать в снегу, изнуренное борьбой. И только самым сильным из них удалось вонзить клыки в труп. И вот, через секунду, и эти начали драться между собой, и опять посыпались взаимные укусы. В конце концов, одному из них, хоть и был он искусан и изранен не меньше других, удалось схватить добычу и убежать.
Эта грустная сцена заставила меня задуматься. Вот победитель убегает с добычей в зубах! За ним тянется отчетливая кровавая дорожка – это от ран, которые нанесли ему его товарищи. Я сказал себе: «Вот он весь изранен, но ему хотя бы удастся заглушить голод». Про таких сказано (в молитве, которую говорят в Дни Трепета, в стихе Человек создан из праха): «За счет своей жизни добывает себе хлеб».
А потом я посмотрел на побежденных. Они ранены еще тяжелее, чем победитель. Они потеряли много крови и лишились последних сил. Какой выгоды добились они в борьбе? Их удел – это стыд побежденного перед победителем. Их товарищ утолил голод, разжирел. А они? Голодные и избитые, поджав хвосты, они убежали, оставшись ни с чем! Добыча, за которую они проливали кровь, так и осталась недосягаемой.
И теперь, когда думаю о людях, которые постоянно стремятся к накоплению, я всегда вспоминаю этот эпизод с волками. Пусть он станет назиданием для людей! Даже победитель в борьбе за материальные блага – израненный, больной, измученный конкуренцией человек. А одержанная им победа ничего не стоит, ведь его продолжает мучить голод! Этот голод только усугубляется, увеличивается. И если доля победителя столь плачевна, что можно сказать о побежденных!
А большая часть людей – это побежденные.
Отсюда сделаем вывод, что человек стремится к чему бы то ни было потому, что он голоден. А голодающий – это самый несчастный из людей.
Я уже предвижу следующий вопрос: «А что Вы скажете про человека, который стремится к хорошему?»
На это я отвечу, что мы уже касались этой темы, когда говорили о разнице между дающими и берущими, между эгоизмом и альтруизмом, между желанием отдать другим и стремлением забрать себе. Подробнее об этом – в следующей главе (с Б-жей помощью).
Дополнение к главе 7
А если спросишь, дорогой читатель: почему амбициозный человек никогда не удовлетворен своими достижениями?
Амбиции, относящиеся к материальной области – это стремление притянуть к себе и забрать все, что находится вне сферы влияния данного индивидуума. Это стремление не похоже на физический голод, который возникает только из чисто физиологической необходимости заполнить желудок. У физического голода есть более или менее определенный предел. А у того, кто попал в сети материальных амбиций, у того, кто стремится к благополучию и богатству, желания не имеют никаких границ.
Он находится во власти новой, искусственной страсти. Это — страсть расширить свои владения. Он хочет захватить все, что ему не принадлежит только потому, что оно ему еще не принадлежит. Получается, что он стремится к предмету своих желаний не потому, что этот предмет ему нужен, и не потому, что у объекта его амбиций есть самостоятельная ценность. Единственный источник страстного желания заполучить данный объект – это тот факт, что этот объект пока не его.
Получается, что как только он получает то, к чему безудержно стремился, вожделенный предмет теряет всякую ценность в его глазах. Его голод, его страсть не уменьшились. Увидев, что он чувствует себя ничуть не лучше чем раньше, амбициозный человек надеется утихомирить зуд своих страстей следующей труднодосягаемой целью. Теперь у него есть новая мечта, за которой будет гнаться, пока и она его не разочарует. Заметьте, что большинство «богатых» испытывает сильнейшее тяготение к деньгам. Они готовы многим пожертвовать, для того чтобы раздобыть деньги. Жажда денег, свойственная богачам, гораздо сильнее той жажды, которую испытывают люди бедные. И так сказали наши мудрецы (мидраш Коэлет Раба, 1:34): «Когда у него есть сто, он хочет двести; когда у него есть двести, он хочет четыреста».
Сказанное относится не только к жажде наживы. Многие другие материальные желания обладают подобными свойствами.
Сказано в Талмуде (в конце трактата Недарим): «Был случай, который произошел с человеком, который подозревался в прелюбодеянии. Он спрятался в доме замужней женщины. Ее муж вернулся домой, и хотел съесть блюдо, от которого поела змея, впустив в него свой смертельный яд. Увидев это, подозреваемый начал кричать, и спас мужа от верной смерти».
После этого Талмуд говорит, что по мнению одного из мудрецов (Ровы), мы можем быть уверены, что женщина осталась верна мужу – подозреваемый не дотронулся до нее. Ведь если бы тот, кто прятался в доме, был ее любовником, он бы ни за что не стал спасать ее мужа. На это Талмуд задает вопрос: «Ведь то, что сказал Рова, совершенно очевидно, зачем ему было говорить элементарные вещи?» На что Талмуд отвечает, что мы могли бы подумать, что этот человек на самом деле являлся любовником замужней женщины.
Зачем же ему было спасать мужа? Для того чтобы она оставалась запрещенной для него! Ведь написано (Мишлей 9:17): «Вода краденая сладка, и утаенный хлеб приятен!» Поэтому Рове было необходимо сообщить нам, что в данном случае можно положиться на то, что любовник никогда не стал бы спасать мужа своей любовницы от смерти.
Но это непонятно. Почему Рова настолько уверен, что наше предположение неверно? Почему он не подозревает, что любовник действительно предпочитал, чтобы его любовница осталась замужем? Ведь написано в книге Мишлей (в приведенном выше стихе), что человек испытывает особенное удовольствие от того, что овладевает чужим!
Тосафот объясняют, что любовник не знает о том, что источником его наслаждения был именно тот факт, что женщина была ему запрещена по закону. Но этот ответ тоже не совсем ясен. Давайте попытаемся осмыслить его более глубоко.
В свете того, что было сказано выше, можно хорошо понять, что имели в виду Тосафот. В погоне за желаниями мужчина не понимает, что его страсть так сильна именно потому, что предмет его вожделений ему временно недоступен. Если бы он мог овладеть им без запретов, препятствий и преград, то этот предмет потерял бы львиную долю своей заманчивости, а возможно и вообще перестал бы его интересовать.
Сейчас ему кажется, что все его счастье зависит только от обладания объектом его страстей. Ему кажется, что стань он его хозяином, ему гарантировано вечное наслаждение. Если бы он только знал, что это всего лишь плод его воображения, он, несомненно, сразу же отказался бы от своего фанатичного преследования.
Теперь мы поняли, почему стяжатель никогда не испытывает удовлетворение. Ведь он гонится за пустотой, пытается ухватиться за воздух!
Этот феномен вызывал изумление у мудрецов: почему человек не учится на собственном опыте?! Всю жизнь человек гонится за благами этого мира, но достигнув того, чего так страстно желал, не получает от этого никакого удовольствия. Почему человек не может понять, что нужно просто прекратить это бессмысленное преследование? Ведь когда ему удалось схватить свою первую добычу, он уже почувствовал, понял, что это – вздор. Почему он не может сообразить, что и следующая цель не лучше предыдущей? Где разум, которым так гордится человеческий род?!
Про это сказал мудрейший из людей (царь Шломо в книге Коэлет, 1:2 и 12:8): «Суета сует, все суета» (в буквальном переводе: дуновение ветра или дыхание дыханий)». Все стремления к материальным ценностям – это просто бессмысленная суета. Зачем ему то, чего у него нет? Ведь он уже знает, что все, что у него есть – это всего лишь суета! Он уже знает, что то, что он приобрел до сих пор, не успокоило его страсти, не удовлетворило его желания. Поэтому он может быть уверен, что со всеми его будущими приобретениями произойдет то же самое. Поэтому и написал царь Шломо, что все суета.
Очень важно заметить, что то, что мы называем приобретением, это всего лишь фантазия. Человек не может приобрести физический объект таким образом, чтобы с этим объектом объединиться, чтобы он стал частью его, как часть тела. Тем более, физический объект не может стать частью его души. Владение означает лишь то, что определенные объекты легко доступны для использования определенным человеком, и у других нет права забрать их у хозяина.
Горе тому, кто пытается обрести вещи, которые невозможно обрести! Его тяга никогда не достигнет удовлетворения. Единственное, что он может извлечь из всех своих трудов – это страдание.
Счастлив тот, кто пытается обрести вещи духовные! Никто не сможет сдержать его. И никто и ничто не может забрать у него то, что он уже приобрел. Он счастлив и спокоен как в этом мире, так и в будущем.
Перевод – рав Б. Набутовский