Маалот а-Тора — 25 — Путь к Дереву Жизни

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

1363
путь к дереву жизни

30. Путь к Дереву Жизни

В сборнике мидрашей «Ялкут» (Бехукотай) также толкуют стих: «Если вы будете трудиться над Моими уставами (בְּחֻקֹּתַי – бе-хукотай)» (Ваикра, 26:3) – уставы (חוקים – хуким), на основе которых Я установил (חקקתי – хакакти) небо и землю, как сказано: «Если бы не Мой завет с днем и ночью, уставов (חֻקּוֹת – хукот) неба и земли Я бы не установил» (Ирмеяу, 33:25). Уставы, которыми Я создал солнце и луну, как написано: «Так сказал Г-сподь, Который дает солнце, чтобы светить днем, уставы луне и звездам, чтобы светить ночью» (там же, 31:34). Уставы, которыми Я создал море, как сказано: «Когда Он установил Свой устав для моря» (Мишлей, 8:29). Уставы, которыми Я создал бездну, как написано: «Когда Он установил очертания бездны» (там же, 8:27).

[Рав И.-А. Хавер поясняет, что «уставы» – это размеры и границы неба и земли, а также Солнца, Луны и всех прочих творений, которые созданы на основе уставов Торы. И об этом, в частности, сказано: «Мои уставы (חֻקֹּתַי – хукотай) храните» (Ваикра, 19:19) – храните и изучайте законы, по которым устроен сотворенный мир («Ор Тора», 69).]

Уставы, которые создают границы для злого начала, как написано: «Вот установлены уставы нечестия» (Йешаяу, 10:1). Святой, благословен Он, сказал: «Тора – камень, и злое начало – камень. Пусть камень и ограничит камень». Уставы, которыми Я создал человека для жизни Будущего мира, как сказано:

«И будет, кто останется в Сионе, и кто уцелеет в Иерусалиме, – …все, кто записан для жизни в Иерусалиме» (там же, 4:3) – это те, кто занимается Торой – Деревом Жизни.

[В рассказе о даровании Торы написано: «Я дам тебе каменные скрижали (לֻחֹת הָאֶבֶן – лухот а-эвен)» (Шмот, 24:12). А у пророка сказано: «И удалю из вашей плоти каменное сердце (לֵב הָאֶבֶן – лев а-эвен)» (Йехезкель, 36:26) – подразумевается устранение злого начала, которое «крепко, как камень» («Таргум»; см. также «Ваикра Раба», 35:5). Но «камень» Торы способен ограничить и разбить «камень» злого начала (см. р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 70).]

И еще там написано: с Небес спустились меч и Книга Торы, привязанные друг к другу. Всевышний сказал народу Израиля: «Если вы будете хранить то, что написано в Книге, то спасетесь от этого меча. А если нет, то он убьет вас, как сказано: «И изгнал Он человека, и поместил к востоку от Ган Эдена …пламя обращающегося меча, чтобы охранять путь к Дереву Жизни» (Берешит, 3:24).

«Путь» – это путь земли (дерех эрец). «Дерево Жизни» – это Тора.

[Рав И.-А. Хавер поясняет, что речь в приведенном мидраше идет о многовековом противостоянии потомков Яакова и Эсава, отношения между которыми «подобны двум чашам весов – когда одна поднимается, то другая опускается». Эта тесная взаимосвязь объясняется тем, что «на самом деле ни у Яакова, ни у Эсава нет никакого места в реальности этого мира». Ведь праотцы и праматери, от которых они произошли, были совершенно бесплодными. У Ицхака и Ривки «дети появились только чудесным образом, благодаря их молитвам», как написано: «И молился Ицхак напротив своей жены, так как она была бесплодной, и Б-г ответил ему, и зачала Ривка» (Берешит, 25:21). Поэтому у их детей, Яакова и Эсава, «не было никакого места в природном мире, который подчинен влиянию созвездий, – но они стали как бы совершенно новым творением».

Потомки Яакова получают свою жизненную силу лишь из изучения Торы, и если они прекращают заниматься Торой, то опускаются в прах.

А жизненное предназначение потомков Эсава заключается в том, чтобы быть карающим бичом, который возвращает евреев к выполнению их миссии.

Сила Эсава исходит от высшего ангела Самаэля (его также называют Сатан), возглавляющего лагерь «другой стороны» (ситра ахра) – лагерь духовной скверны. Когда евреи выполняют волю Творца, занимаясь Его Торой, тогда силы святости возрастают, а сила духовной скверны убывает, и она уподобляется собаке на привязи. Так, в период, когда евреи покидали Египет, чтобы получить Тору, силы святости чрезвычайно возросли, а силы нечистоты чрезвычайно уменьшились, как написано: «…и над всеми божками Египта Я совершу суд, Я – Б-г» (Шмот, 12:12). И наоборот, когда был разрушен Храм, силы духовной нечистоты до крайности возросли – и тогда сыновья Израиля были изгнаны со своей земли.

Преуспевание потомков Эсава обусловлено приниженным положением сынов Израиля. Но в будущем, когда Творец уничтожит силы духовной нечистоты, тогда, как предсказано у пророка, «не будет уцелевших в доме Эсава» (Овадья, 1:18). В те дни «взойдут избавители на гору Сион, чтобы судить гору Эсава» (там же, 1:21).

Об этом здесь и написано: «С Небес спустились меч и книга Торы, привязанные друг к другу». Меч – это оружие Эсава, а книга – это «голос Яакова» (см. Берешит, 27:22).

Два брата были спущены с Небес, как бы «привязанные друг к другу». Они оба – новые творения, у которых нет места в реальности этого мира. Они «привязаны друг к другу», как написано: «И вот – близнецы в утробе ее» (там же, 25:24). Они связаны, как две чаши весов, соединенные коромыслом, которое расположено между ними. Яаков находится на правой чаше – «чаше заслуг», которые обусловлены изучением Торы, как написано: «Справа от Него – пламя Учения» (Дварим, 33:2). Но если потомки Яакова, не дай Б-г, прекращают изучение Торы, тогда перевешивает левая чаша – «чаша вины», и тогда побеждает меч, как сказано в благословении, которое Эсав получил от отца: «…тогда сбросишь его ярмо (т. е. власть Яакова) со своей шеи» (Берешит, 27:40).

Об этом и написано: «Смерть и жизнь зависят от языка» (Мишлей, 18:21), и об этом же говорится в приведенном здесь мидраше: «Если вы будете хранить то, что написано в книге, то спасетесь от этого меча. А если нет, то он вас убьет» – ведь вся сила этого меча исходит лишь от пренебрежения изучением Торы. Ведь написано: «И отправились из Рефидима…» (Шмот, 19:2). Название «Рефидим» (רְפִידִים) можно истолковать как רפו ידים (рафу ядаим – «ослабли руки») – ослабевшие руки евреев оторвались от Торы. И тогда «пришел Амалек и стал воевать с народом Израиля в Рефидиме» (там же, 17:8).

Когда Первый Человек был изгнан из Ган Эдена, Творец «поместил к востоку от Ган Эдена …пламя обращающегося меча, чтобы охранять путь к Дереву Жизни» (Берешит, 3:24).

Дерево Жизни – это Тора, которая приводит человека к вечной жизни, как написано: «…как бы он не взял также от Дерева Жизни …и не стал жить вечно» (там же, 3:22). А «пламя меча» – это сар Самаэль, который противостоит Дереву Жизни.

И написано: «…чтобы охранять путь к Дереву Жизни». Самаэль и ситра ахра («другая сторона») – это лагерь Эсава, от которого он черпает свою силу. Это меч, который сотворен, «чтобы охранять путь к Дереву Жизни», ведь благодаря ему сыны Израиля будут вечно соблюдать и изучать Тору. Этот меч назван «обращающимся», потому что он не всегда находится в одном положении – иногда он поднят, а иногда опущен («Ор Тора», 71-72).]

Раби Шимон бен Йохай говорил: «С Небес спустились каравай хлеба и палка, привязанные друг к другу. Всевышний сказал народу Израиля: «Если вы будете хранить Тору, то этот хлеб будет вам в пищу. А если нет, то тогда палка будет бить вас, как сказано: «Если согласитесь и послушаетесь, будете вкушать блага этой земли. Но если откажитесь и восстанете, то вас пожрет меч» (Йешаяу, 1:19-20). «Вас пожрет меч» – будете питаться горькими травами. [См. «Ялкут Шимони», Бехукотай 26, 670; см. также «Ваикра Раба» 35:5-6. Согласно объяснению некоторых комментаторов, евреи окажутся в такой нищете, что станут питаться горькими травами, которые тяжелы для тела, как меч («Эц Йосеф», «Ваикра Раба», 35:6).]

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=47988