Маалот а-Тора — 12 — Тора защищает от бед

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

1245
защищает от бед

15. Изучение Торы защищает от бед

В святой книге «Зоар» утверждается, что стих Торы «Ослабели вы, ослабели» (Шмот, 5:17) относится к последнему изгнанию. Там объяснено так: «“Ослабели вы” в изучении Торы, поэтому-то “тяжестью ляжет труд на этих людей” (там же, 5:9) – их обложат налогами и платежами».

[Рав И.-А. Хавер поясняет: не только само изгнание, но и связанное с ним порабощение, а также особые налоги и платежи приходят из-за того, что евреи не изучают серьезно Тору. Поэтому-то, согласно талмудическому закону, знатоки Торы освобождаются от всех налогов и платежей (см. Бава Батра, 8а). Это всё и подразумевается в знаменитых словах мишны из трактата Авот (3:5): «Каждый, принимающий на себя ярмо Торы, освобождается от ярма царской службы и ярма мирских дел. А на каждого, кто сбрасывает с себя ярмо Торы, возлагают ярмо царской службы и ярмо мирских дел» («Ор Тора», 28).]

В мидраше («Эйха Рабати», птиха 2, «Ми а-иш э-хахам») говорится: «В период, когда слова Торы выбрасывают на землю, властям удается наложить на народ Израиля тяжкий гнет, как сказано: “И будет преступно отменена ежедневная жертва, и правда будет брошена наземь, и так будет сделано, и это удастся” (Даниэль, 8:12). [А “правда”] – это Тора, как написано: “Правду приобрети и не продавай…” (Мишлей, 23:23). И написано: “Народ Израиля отбросил добро, и враг будет его преследовать” (Ошеа, 8:3), а “добро” – это Тора».

[В мидраше объяснено, что под «ежедневной жертвой» подразумевается постоянное изучение Торы, ведь написано: «Да не отходит эта книга Торы с твоих уст – занимайся ею днями и ночами» (Йеошуа, 1:8). Исходя из этого, приведенный стих из Книги Даниэля толкуют так: из-за того, что евреи преступно прервали постоянное изучение Торы, иноземным властям удалось обрушить на них преследования и возложить тяжкий гнет.]

И написано: «И двинулась вся община сынов Израиля… и расположились станом в Рефидим» (Шмот, 17:1). А затем сказано: «И пришел Амалек, [и стал воевать с Израилем в Рефидим]» (там же, 17:9). Наши мудрецы толкуют: [Амалек напал потому, что сыны Израиля] «ослабели» в Торе (т.е. стали пренебрегать ею). [См. «Мехильта», Бешалах, Амалек. Мудрецы толкуют название места רְפִידִים (Рефидим) как сочетание двух слов: רפו ידים (рафу ядаим – «ослабели руки») – у сынов Израиля «ослабели руки», держащие Тору (т.е. они стали пренебрегать ее изучением), и поэтому на них напал Амалек (см. Бхорот 5б, Раши; см. также «Таргум Йонатан» и «Ор а-Хаим», Шмот 17:1).]

И еще наши мудрецы толковали стих «Из-за лени прохудится (יִמַּךְ – имах) крыша (הַמְּקָרֶה – а-мекарэ), [и если руки опускаются, то дом протекает]» (Коэлет, 10:18) – из-за лености, которую евреи проявляют по отношению к изучению Торы, «ненавистник Всевышнего» [здесь в Талмуде имеется в виду Сам Всевышний. Но негативный эпитет «прохудившийся» невозможно отнести к Самому Творцу, поэтому использован эвфемизм (слово-заменитель) «ненавистник Всевышнего»; такое деликатное словоупотребление называется лашон накия («чистый язык»)] становится מָךְ (мах – «прохудившимся», т.е. как будто неспособным спасти народ Израиля от беды). [В самом Талмуде это толкование относится к событиям Пурима, и имеется в виду следующее: поскольку евреи того поколения пренебрегали изучением Торы, они были отданы в руки злодея Амана, и казалось, что Всевышний не способен избавить их от грозящей беды (см. Раши, Мегила, 11а). Такое наказание, при котором людям кажется, будто Всевышний оставил их и неспособен спасти, называют эстер паним (сокрытием Лица).] Ведь слово мах имеет значение «дряхлый» и «нищий», как сказано: «Если он слишком беден (מָךְ – мах) для такой оценки…» (Ваикра, 27:8). А слово מְּקָרֶה (мекарэ), [переведенное выше как «крыша»], обозначает здесь Святого, благословен Он, ведь [о Нем] сказано: «Покрывший (הַמְקָרֶה – А-мекарэ) Свои высоты водой…» (Теилим, 104:3).

[В итоге, скрытый смысл стиха «Из-за лени прохудится крыша…» таков: если евреи будут пренебрегать изучением Торы, Творец покарает их сокрытием Своего Лица, и тогда им покажется, будто Всевышний оставил их и не в состоянии защитить их от бед, которые на самом деле являются составной частью обрушившегося на них кары.

Выдающийся кабалист рав И.-А. Хавер разъясняет, что «вода» символизирует воздействие Всевышнего на миры. Вода оживляет всё в земном мире, воздействие Всевышнего дает жизненную силу и энергию всем мирам. При этом существует два пути управления сотворенной вселенной – природный и надприродный. Воды, которые под небесным сводом, символизируют природное управления миром, а воды над сводом – надприродное управление. Слово מַּיִם (маим – вода) начинается с буквы מ (мем) и завершается конечной буквой ם (мем софит) – это намек на два вида «вод», «нижние» и «верхние» (напомним, что в Торе рассказывается, как Творец «отделил воду под сводом от воды над сводом»; Берешит, 1:7). Это намеком отражено также в структуре буквы א (алеф), которая составлена из двух букв י (йуд) и объединяющей их буквы ו (вав – под наклоном). В этой структуре две буквы йуд символизируют «верхние» и нижние» воды, а вав – сам небесный свод, пролегающий между ними. И поскольку числовое значение буквы вав – 6, то она намеком указывает также на шесть дней Творения.

Нижние воды, как уже упоминалось, соответствуют природному управлению мира, которое действует во вселенной с самого начала, с шести дней Творения. Это проявляется в так называемом «естественном порядке вещей», осуществляемом на основе вложенных в природу законов. А верхние воды связаны с надприродным способом управления, который передан в руки сынов Израиля и определяется тем, как они изучают Тору. Этот способ управления начал осуществляться со дня дарования Торы. В книге царя Шломо сказано: «Какая польза человеку от всех его трудов, что он трудится под солнцем?!» (Коэлет, 1:3). «Под солнцем» – нет пользы, но от того, что выше солнца (т.е. относится к высшему, духовному миру – к «верхним водам»), а это изучение Торы и выполнение ее заповедей, – есть польза.

Еще наши праотцы копали колодцы, чтобы добраться до живой воды Торы – ведь наш праотец Авраам выполнял заповеди Торы еще до того, как она была дана, и даже такие законы, которые затем установили мудрецы Торы. А после его смерти эти колодцы обновлял праотец Ицхак (см. Берешит 26:18-22), и написано, что он «провозглашал Имя Б-га» (там же, 26:25), а вся Тора – это святые имена Б-га. А наш праотец Яаков «отвалил камень с устья колодца» (там же, 29:10), открыв своим потомкам доступ к живой воде Торы.

И соответственно, народы мира подлежат природному управлению, а народ Израиля, который не подчинен влиянию созвездий, живет изучением Торы, которая сравнивается с источником живой воды. А злое начало стремится, в первую очередь, отвлечь еврея от Торы, и тогда его уже можно подтолкнуть ко всем грехам и преступлениям на свете.

Злое начало привлекает человека к Дереву Познания добра и зла, а это «внешняя мудрость», которая противостоит Торе, пытаясь объяснить всё естественными причинами и объявляя высшим мерилом человеческий разум, исследующий природу. Это приводит к «сокрытию лица» Б-га – эстер паним, и тогда народ Израиля – в великой опасности, потому что он не предназначен для природного способа управления. И когда сыны Израиля отвернулись от своего истинного предназначения, они были изгнаны из своей страны и рассеяны среди иных народов от одного края света и до другого.

Но даже в период «сокрытия лица» Всевышний непрерывно следил за Своим народом – Он «наблюдал сквозь окна и заглядывал в проемы» (ср. Шир а-ширим 2:9), постоянно совершая для сынов Израиля «скрытые чудеса» (подобно тому, как скрыты от людей «воды, которые над небесным сводом»). Поэтому-то мудрецы Талмуда и утверждают, что слово הַמְּקָרֶה (а-мекарэ) из стиха «Из-за лени прохудится крыша (а-мекарэ)» (Коэлет, 10:18) намеком указывает на Самого Всевышнего, о котором сказано: «Покрывший (הַמְקָרֶה – А-мекарэ) Свои высоты водой…» (Теилим 104:3). А «вода», которой Творец «покрывает свои высоты» – это «верхние воды» (маим а-эльйоним), находящиеся «над сводом». Именно с этих небесных высот опускался к сынам Израиля ман в пустыне, как написано: «Вот Я посылаю вам хлеб с неба» (Шмот, 16:4) – и это Тора, о которой написано: «Идите, ешьте мой хлеб (т.е. «хлеб» мудрости) …» (Мишлей, 9:5). И еще написано: «И Он …кормил тебя маном, …чтобы показать тебе, что не одним лишь хлебом жив человек, но всем, что исходит из уст Б-га, жив человек» (Дварим, 8:3) – а это Тора, исходящая из уст Б-га («Ор Тора», 29).]

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=44943