Маамар аль а-Агадот — 5 — Объясняющие высказывания

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1537

Подход к различным видам высказываний мудрецов (продолжение)

До сих пор мы обсуждали обучающие высказывания. Теперь же обсудим объясняющие высказывания.

Знай, что объясняющие высказывания делятся на три вида.

Первый направлен на объяснение прямого смысла Писания, и понимание написанного определяется мнением мудрецов, как они его высказывают.

Второй вид – это высказывания, которые не объясняют прямой смысл написанного. Ибо у мудрецов была традиция: Творец, благословен Он, когда диктовал Тору, а также книги Пророков и Писания, кроме переданного самими словами текста, хотел также указать на многие истинные идеи, связанные со словами текста или ведущимся повествованием. Не хотел Всевышний записывать эти идеи прямо, а хотел указать на них несколькими буквами или словами. А они <мудрецы> получили эти идеи <от предыдущих поколений>, а также <получили> находящиеся в тексте Писания намеки, указывающие на них. И, конечно, совершенно невозможно объяснить весь написанный текст как обсуждение данной идеи. Ибо не хотел Создатель, благословен Он, чтобы Писание высказывало эту идею, а хотел, чтобы Писание на нее намекало.

А третий вид – это традиция, полученная мудрецами <от предыдущих поколений>, по которой Творец, благословен Он, продиктовал святые книги таким образом, что каждое повествование включает многие истинные идеи. И в мудрости Своей <Творец> охватил все идеи, являющиеся истинными в отношении данной темы, хотя их истинность не следует общему принципу, а многим разнообразным принципам, как мы объясним ниже, с Б-жей помощью. Написал <Он> Тору таким образом и методом, что,если объяснить ее слова по всем возможным значениям, которые они могут принимать, по известным правилам и принципам толкования – то выяснятся все истинные идеи, которые <Всевышний> хотел вложить в данное повествование. И это все идеи, которые должны здесь находиться, так как они относятся к данной теме. Получается, что <Всевышний> продиктовал все Писание так, что все, что можно вывести из его слов, пользуясь вышеупомянутыми принципами и правилами – будет истинно в отношении обсуждаемой темы.

Комментарий

«Не хотел Создатель, благословен Он, чтобы Писание высказывало эту идею, а хотел, чтобы Писание на нее намекало». Вот некоторые методы интерпретации текста, входящие в категорию «намека»:

— сокращенные слова;

— аббревиатуры, состоящие из первых букв слов;

— аббревиатуры, состоящие из последних букв слов;

— изменение порядка букв в слове;

— замена букв в определенном порядке (אתבש – первая буква алфавита заменяется на последнюю, вторая – на предпоследнюю, и т. д.; אלבמ – первая буква первой половины алфавита заменяется на первую букву второй половины алфавита, вторая буква первой половины алфавита заменяется на вторую букву второй половины алфавита, и т. д);

— гематрия – расчет численного значения слова. Иногда используется комбинация этих методов.

«Мудрецы, благословенной памяти, получили эти идеи <от предыдущих поколений>, а также <получили> находящиеся в тексте Писания намеки, указывающие на них». И то, на что намекает текст Писаний, и метод, посредством которого намек выводится из текста, передаются по традиции. И никто не может самостоятельно искать намеки в тексте и интерпретировать его по своему усмотрению.

«И, конечно, совершенно невозможно объяснить весь написанный текст какобсуждение данной идеи». Не все Писание содержит намеки, а только определенные слова и буквы, известные мудрецам.

«Не хотел Создатель, благословен Он, чтобы Писание высказывало эту идею, а хотел, чтобы Писание на нее намекало». Это ответ тем, кто говорит, что намек не соответствует смыслу текста. Из-за того, что Создатель хотел передать нам данную идею именно в виде намека, она скрыта в тексте, простой смысл которого говорит о чем-то другом.

«Мудрецы получили <от предыдущих поколений> еще одну традицию, по которой Творец, благословен Он, продиктовал святые книги таким образом, что каждое повествование включает многие истинные идеи». И эти истинные идеи включены в сам текст, который объясняют мудрецы. Поэтому, когда применяется данный способ интерпретации текста, мудрецы используют слова דכתיב – «как написано», или же שנאמר – «как сказано». Этим метод друш [דרוש] отличается от метода ремез [רמז]. Само название друш означает, что данные идеи можно вывести из самого текста, используя специальные правила и инструменты. А метод ремез характеризуется тем, что он занимается идеями, которые не содержатся в самом тексте, а только связаны с ним, посредством намеков.

Маараль пишет («Беер а-Гола», 3) о методе друш: «И так все выводы [דרשות], которые приводятся в Талмуде и в книгах мидрашей: среди них нет ни одного, ни большого, ни маленького, который не следовал бы из глубокого и истинного понимания Писания. И тот, кто углубленно изучает смысл написанного, придет к этому выводу. И поэтому такая выкладка называется драша [דרשה], ибо она занимается толкованием Писания, с помощью чрезвычайно углубленного изучения и исследования его слов».

В последних поколениях мудрость, на которой основывается интерпретация текста Писания, была в некоторой степени систематизирована и благодаря этому стала более доступной для понимания. См, например, книгу рава Меира Лейбуша (Мальбима) «Айелет а-Шахар», в которой обсуждаются 613 правил Святого Языка.

«Истинность этих идей не следует общему принципу, а многим разнообразным принципам». Это ответ на одну из самых распространенных претензий, которая предъявляется этому методу интерпретации Писания, а именно: как разные мудрецы, изучая одни и те же слова, приходят к разным выводам? Маараль отвечает на эту претензию в своей книге («Беер а-гола», 3): «Хотя иногда один приходит к одному выводу, а другой – к другому, это не является опровержением верности данного метода. Ибо, несомненно, слова Писания имеют только одну форму, когда речь идет о простом понимании. Но идеи, которые выводятся из Писания посредством анализа, многочисленны. И так любая вещь в этом мире: то, что открыто и очевидно каждому – это что-то одно. Но когда эту вещь начинают изучать и анализировать, стараясь добраться до ее сути, в ней находится великое множество различных и разнообразных характеристик и фактов, каждый из которых явно правилен. И поэтому, анализируя истинный смысл Писания, мудрецы обнаружили многие понимания и разнообразные факты, – каждый по-своему. И все они истинны. И только тому, кто не понимает слов мудрецов, их высказывания кажутся в высшей степени странными».

«Объяснить ее слова по всем возможным значениям, которые они могут принимать, по известным правилам и принципам толкования». Речь идет, в частности, о тридцати двух методах толкования, которые перечисляет раби Элиэзер сын раби Йосе а-Глили.

«Написал <Он> Тору таким образом и методом, что, если объяснить ее слова по всем возможным значениям, которые они могут принимать, по известным правилам и принципам толкования – то выяснятся все истинные идеи, которые <Всевышний> хотел вложить в данное повествование». Толкования мудрецов являются полным и исчерпывающим развитием данной темы.

Подготовил рав Б. Набутовский по материалам книги рава А. Баума


http://www.beerot.ru/?p=26408