Оживление мертвых — 7 — Мир без смерти

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

3205
мир без смерти

Урок четвертый. Мир без смерти

1. Точка зрения Рамбама на оживление мертвых отражена в особой книге, которую он посвятил этой теме. Комментаторы называют эту книгу «Свиток об оживлении мертвых».

В этом «свитке» Рамбам утверждает, что в Грядущем мире нет ничего материального и телесного. Там нет материальных тел и всего, что связано с ними. Ведь немыслимо, чтобы существовало что-то, не имеющее никакой функции.

Тело нам необходимо для условий земного мира. Но в Грядущем мире не нужны те действия, которые оно выполняет. А значит, там не нужно и само тело.

Но если так, то для чего же будет совершено оживление мертвых?

Рамбам поясняет это следующим образом. В завершение периода, называемого «днями Машиаха», Всевышний оживит умерших, и души вернутся в свои тела. Люди возродятся для совершенной и очень долгой жизни. Но и у этой жизни будет конец. А затем наступит Грядущий мир.

Так объяснено в его свитке, посвященном оживлению мертвых, а также в его «Законах раскаяния» и в комментариях к Мишне.

2. В «Свитке оживления мертвых» Рамбам, в частности, объясняет:

«Жизнь Грядущего мира – это жизнь, вслед за которой не будет смерти. Ведь там, как мы верим, нет тел, и это верно, согласно мнению всех мудрецов: в Грядущем мире обитают души без тел, подобные ангелам. И доказательством служит то, что тело состоит из органов, предназначенных для удовлетворения потребностей души, и существование тела было необходимо лишь для определенных целей – потребления пищи для поддержания сил тела и производства себе подобных для продолжения вида. Но в Грядущем мире эти функции упраздняются, потребность в них исчезает – как ясно сказали наши мудрецы, там «нет ни еды, ни питья, ни интимной близости» (Брахот, 17а) – а, значит, в нем нет и тела. Таково значение их слов – ведь Б-г, да будет Он благословен, не производит бесполезных вещей, но создает их только для определенной цели».

Рамбам даже высмеивает взгляды тех, «которые воображают, будто Всевышний сотворит органы, не придав им никаких функций». «Возможно, по представлению этих людей, – пишет он, – обитатели Грядущего мира лишены всех органов, но обладают только телами. Может быть, они круглые или подобны столбам или квадратам, поставленным ярусами друг на друга?! И взгляды этих профанов служат посмешищем для всех народов – если бы они промолчали, то это было бы засчитано им как мудрость» (Рамбам, «Игерет Тхият а-Метим»).

В другом месте Рамбам приводит дополнительные аргументы и разъяснения: «В Грядущем мире …не сидят и не стоят, не спят и не умирают, не печалятся и не видят. Ведь сказали мудрецы древности: «В Грядущем мире нет ни еды, ни питья, ни интимной близости…, а лишь праведники восседают с венцами на головах и наслаждаются сиянием Шехины». Ведь уже из того, что нет там «ни еды, ни питья», ясно, что там нет и тел. А слова «праведники восседают» – это иносказание: души праведников пребывают там, не испытывая усталости и страданий. И в словах «с венцами на головах» подразумевается мудрость, которую они приобрели и благодаря которой удостоились жизни в Грядущем мире, – она всегда с ними, и она их «венец». А что значит «наслаждаются сиянием Шехины»? Они познают и постигают подлинную сущность Творца так, как не могли познать, пребывая в темном и низменном теле» (см. Рамбам, Тшува, 8:2).

Следует не только глубже понять эту концепцию Рамбама, но и объяснить, почему, согласно его концепции, оживление мертвых является основой веры. Ведь если бы ожившее тело, вновь соединенное со своей душой, обретало вечную жизнь в Грядущем мире, было бы понятно, что отрицающий оживление мертвых, отрицает и саму вечность жизни! Но если это всего лишь переходная форма, завершающая период Машиаха, почему же сам Рамбам называет это «основой веры»?

3. Рамбам объясняет это так: если кто-нибудь утверждает, что душа никогда не вернется в тело, потому что такого не может быть по законам естественного развития, – это отрицание сверхъестественного и чудесного. А отрицание чудес – это полный отход от веры.

Таким образом, по Рамбаму, на вере в оживление мертвых основывается вера в чудеса, совершаемые Творцом.

Но другой великий комментатор Торы р. Моше бен Нахман (Рамбан), оспаривающий эту точку зрения Рамбама, считает, что воссоединение души и тела при оживлении мертвых будет постоянным и вечным. Поэтому тот, кто отрицает веру в оживление мертвых, действительно, отрицает саму вечность жизни. А поскольку он отрицает вечную жизнь Грядущего мира, то у него и не будет удела в Грядущем мире.

4. Точка зрения Рамбана подробно изложена в заключительной части его книги «Шаар а-Гмуль» («Врата воздаяния»).

Он считает, что Грядущий мир – это период жизни, наступающий сразу после оживления мертвых. Оживление мертвых –  это и есть вступление в Грядущий мир.

«Грядущий мир, – пишет он, – это не Мир Душ, но сотворенный, осязаемый мир, в котором будут пребывать оживленные люди – их тела и души» (Рамбан, «Шаар а-Гмуль», 100).

Рамбан также поясняет, что в то время «душа до такой степени возобладает над телом, что сделает ненужными телесные органы чувств – тогда существование тела сможет поддерживаться только силою его души, без еды и питья, как существование нашего наставника Моше в течение сорока дней на горе Синай» (там же, 101).

И, действительно, такой вывод следует из простого понимания слов Мишны и Талмуда.

Сказано в Мишне: «У всех евреев есть доля в Грядущем мире». А далее среди исключений из этого общего правила назван «тот, кто утверждает, будто об оживлении мертвых не сказано в Торе». Комментируя эти слова Мишны, мудрецы Талмуда поясняют: «Этот человек отрицал оживление мертвых, и поэтому он не имеет отношения к оживлению мертвых» (Санедрин, 90а).

Иными словами, у того, кто не будет оживлен из мертвых, нет удела в Грядущем мире. Из этого объяснения следует, что жизнь после оживления мертвых – это и есть Грядущий мир.

5. Оживление мертвых – это отрицание самой «смерти», как написано у пророка: «Уничтожит Он смерть навеки» (Йешаяу, 25:8). И в словах о том, что после оживления мертвых снова наступит смерть, заключено внутреннее противоречие.

Всевышний приговорил к смерти Первого Человека после того, как тот согрешил. Оживление мертвых – это полное исправление этого греха. Это возвращение к состоянию мира, в котором нет смерти.

А значит, и в рамках концепции Рамбама переход от жизни после оживления мертвых к Грядущему миру – от жизни в теле к жизни без тела – не может быть осуществлен через обычную «смерть». Ведь после полного исправления греха Первого Человека и оживления мертвых смерти быть не может! Очевидно, это будет «переход» иного типа, подобный переходу пророка Элияу – не через смерть. Переход от одной формы жизни – к другой. Оживление мертвых – это состояние мира, в котором нет смерти.

[В Танахе и в Талмуде рассказывается о том, как произошел «переход» Элияу. Однажды вместе со своим ближайшим учеником Элишей он пришел на берег Иордана, напротив города Иерихона. Элияу спросил своего ученика: «Что сделать мне для тебя прежде, чем я буду от тебя взят?» В ответ на просьбу ученика он разъяснил ему величайшие тайны, связанные с Сотворением мира и Б-жественным управлением Вселенной. И пока они еще разговаривали, с неба спустился некий светящийся объект, подобный «огненной колеснице, запряженной огненными конями». Эта «колесница» отделила Элияу от его ученика. А затем он был вихрем унесен в Небо (Млахим 2, 2:8-11, Радак и Мальбим; Иерусалимский Талмуд, Брахот 5:1; «Седер а-Дорот»). В каббалистической книге «Зоар» объяснено, что при вознесении в духовный мир душа Элияу облачилась в «тело из света», в котором она предстала перед ангелами-служителями («Зоар», 2, 197а; 3, 88б). А его земное тело осталось жить на земле – в нижнем Ган Эдене, где при Сотворении мира Творец поселил Адама («Дерех Эрец Зута», 1; Хатам Софер, «Тшувот», 6, 98).

В мидраше указывается, что, поскольку Элияу не совершил в своем последнем воплощении ни одного греха, он удостоился вечной жизни, ведь и Адам, если бы не совершил своего единственного греха, жил бы вечно («Ваикра Раба», 27:4). С тех пор Элияу внимательно следит за происходящим на земле – по образному выражению мидраша, он «облетает весь мир, как птица» («Шохер Тов», 8). И он пишет хронику всех последующих поколений («Седер Олам Раба», 17).

При этом Элияу постоянно возвращается в населенный мир и вступает в общение с людьми (Рамбан, Бава Батра, 121б). Иногда он приходит на помощь праведникам, а порой является мудрецам Израиля, чтобы научить их законам (Брахот, 3а) или открыть им тайны Торы. Его «уроки», данные мудрецу из Вавилона раву Анану, собраны в книгах «Тана де-вей Элияу Раба» и «Тана де-вей Элияу Зута» (Ктубот, 106а).

Таким образом, Элияу стал единственным человеком, одновременно существующим в двух мирах – высшем мире ангелов и в земном мире («Зоар», 2, 197а; 3, 88б).]

6. В Мишне, завершающей трактат Сота (9:15), названы ступени духовного совершенства, по которым поднимаются в своей жизни праведники.

Раби Пинхас бен Яир говорит: «Расторопность приводит к чистоте, чистота приводит к непорочности и т.д.» А самые высшие ступени такие: «Благочестие приводит к духу пророчества (руах а-кодеш), а дух пророчества приводит к оживлению мертвых, которое осуществится с помощью Элияу, да будет он упомянут к добру».

[Согласно сокровенной традиции, пророк Элияу должен открыться всему народу Израиля перед приходом Машиаха, чтобы возвестить о наступлении новой эпохи («Сифрей», «Браха», 342). Его задачей будет подготовить сердца евреев к испытаниям, связанным с приходом Машиаха (Рамбам, «Мелахим», 12:2). В книге пророка Малахи переданы слова Творца, относящиеся к дням Геулыокончательного избавления: «Вот, Я посылаю к вам пророка Элияу перед наступлением дня Б-га, великого и страшного, – и возвратит он сердца отцов к сыновьям и сердца сыновей к отцам, чтобы Я не пришел и не поразил землю истреблением» (Малахи, 3:23-24).

Комментаторы поясняют, что пророк Элияу возвратит к Творцу сердца «сыновей» – т.е. младшего поколения сынов Израиля. А за сыновьями потянутся «отцы» – и тогда сердца поколений объединятся (Раши и «Мецудат Давид», Малахи 3:24). Это станет преддверием эпохи Машиаха и оживления мертвых.

Но о том, как именно произойдут эти предсказанные события, станет известно только тогда, когда эти предсказания осуществятся (Рамбам, «Мелахим», 12:2).]

Элияу – единственный человек в этом мире, над которым не свершился приговор смерти. Приговор, который был вынесен Адаму и всем его потомкам, в отношении Элияу не был приведен в исполнение. Только он обрел жизнь, после которой нет смерти.

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес»


http://www.beerot.ru/?p=41112