Оживление мертвых — 10 — Мир над Солнцем

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

1537
мир над солнцем

Урок седьмой. Мир над Солнцем

1. В книге Коэлет сказано: «Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и нет ничего нового под Солнцем» (ср. Коэлет 1:9). Всему тому, что называется «новым», нет места под Солнцем. Во всем, что находится внутри упорядоченной системы планет, вращающихся вокруг Солнца, нет ничего нового. Можно обнаружить нечто скрытое, но нового – нет! Никакого новшества в этой системе не существует и не может существовать. Ведь всё в ней развивается от корней, которые уже есть.

Если человек посеет семена в землю, и они прорастут – это не новое. Новое – это когда появляется что-то совершенно непредвиденное. А «под Солнцем» ничего непредвиденного быть не может. «Под Солнцем» не бывает чудес. Ничего не происходит спонтанно. Каждое событие является только продолжением цепи причинно-следственных связей.

Возможно, что для какого-то человека это событие выглядит спонтанным и непредвиденным. Но только потому, что он еще не понял его причину. Однако после того, как событие уже совершилось, можно шаг за шагом дойти до его корней, и тогда откроется вся цепочка причин и следствий. Но ничего абсолютно нового «под Солнцем» нет.

2. Под Солнцем ничего нового, действительно, нет. Но во всем Творении, безусловно, есть новое – только это новое не «под Солнцем». Существует система, которая не подчиняется законам мира «под Солнцем», и там есть новое. Всевышний создал систему последовательного развития и систему постоянного обновления. Систему последовательного развития Он поместил в мире «под Солнцем», а систему постоянного обновления – «над Солнцем».

3. Понятие «обновление» является точным синонимом слова «жизнь». Смысл жизни – постоянное обновление. Если человек действительно жив, не объясняется лишь тем, что он был жив и в предыдущее мгновение.

Если жизнь является только продолжением и развитием предыдущего состояния, то она не называется «жизнью» в настоящем смысле этого слова. На языке мудрецов Талмуда подобное существование называется пиркус – «предсмертные судороги». Так содрогается животное, которому сделали шхиту – произвели предусмотренный законом Торы забой. В такой ситуации жизнь не обновляется. Эти судороги – лишь продолжение существования, лишь последние проявления пребывавшей в этом животном жизненной силы.

Приток жизненной энергии пресекается. И хотя отброшенный ящерицей хвост продолжает в течение некоторого времени конвульсивно дергаться, никто не станет спорить о том, жив он или нет.

Подлинная жизнь – это непрерывное обновление. Жизнь не может быть продолжением. В этом ее суть. Сейчас я жив только потому, что я сейчас жив. А если я сейчас жив потому, что я был жив в предыдущее мгновение, – это значит, что я мертв. «Жизнь», подобная электрической батарейке, которая постепенно разряжается, не является жизнью. И если человек, живущий в мире под Солнцем, целиком подчинен законам этого мира, его существование лишь условно называется словом «жизнь», – подобно тому, как бьющую из родника воду образно называют «живой водой».

Если его жизнь – лишь последовательное растрачивание вложенной в него жизненной силы, то, как только «батарейка» закончится, эта жизнь оборвется. Для такой жизни существует предел.

Изначально в человека вкладывается определенный запас жизненной энергии, и он продолжает «жить», пока этот запас не закончится. А затем наступает «смерть».

Но и то, что было до этого, – это лишь иллюзия жизни. В мире «под Солнцем» не бывает настоящего обновления и подлинной жизни. Настоящее обновление и подлинная жизнь существуют лишь для того, кто связан с миром «над Солнцем». Оттуда приходит та жизненная энергия, которая поступает вечно. Подлинная жизнь не прерывается никогда.

Каждое мгновение жизненная энергия полностью обновляется. Именно поэтому наши мудрецы говорят: «Нечестивцы даже при жизни называются мертвецами, а праведники даже после смерти называются живыми» (см. Брахот, 18а-б).

Слово «нечестивцы» подразумевает людей, воспринимающих свою жизнь так, будто она началась и закончится здесь, в мире «под Солнцем». Но то, что начинается и завершается в этом мире, не является жизнью. Это, если можно так сказать, «неживая жизнь».

4. Когда Творца называют «Б-гом жизни» (Элоким хаим) и «Оживляющим миры» (Хей а-оламим), имеется в виду то Его качество, о котором говорится в словах молитвы: «По Своему милосердию Он постоянно и ежедневно обновляет Сотворенный мир». Сотворенный мир всегда обновляется. Он – не просто продолжение когда-то сотворенной Вселенной. Всё, что соединено с Источником жизни, всегда обновляется.

Про стодвадцатилетнего нашего наставника Моше в Торе сказано: «Не ослабело его зрение и не истощилась его сила» (Дварим, 34:7). У него не было никаких примет старости. Он был абсолютно свеж и «умер» (его душа оставила тело) только потому, что так решил Б-г. Творец взял его из этого мира. Но его жизнь не прервалась, потому что в настоящей жизни не может быть перерыва. Только тело перестает функционировать, когда жизненная сила перестает его оживлять.

Сама жизнь не находится в этом мире. И если человек полагает, что живет только в этом мире, то еще при жизни он «называется мертвецом». А те, кто «даже после смерти называются живыми», не связывают свою жизнь с системой, функционирующей «под Солнцем». В этой системе нет обновления и нет жизни. Это только иллюзия и подделка, отдаленно напоминающая настоящую жизнь.  Это просто закрученная, заведенная пружина. И пока пружина раскручивается, продолжается эта «жизнь».


http://www.beerot.ru/?p=48168