Оживление мертвых — 5 — Что называется «злом»?

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

2604
злом

Урок третий. Хлеб и деньги

1. Мы уже разъяснили, что оживление из мертвых обещано лишь тем, кто, живя в этом мире, в сущности уже связан с вечной жизнью.

Тем, кто воспринимает этот мир не как место полной реализации, но лишь как возможность внести в землю семена, которые прорастут в будущем. Но тот, кто никогда не был по-настоящему живым, разве сможет восстать из праха при грядущем оживлении мертвых?

2. Когда Творец поселил Первого Человека в Саду Наслаждений – в Ган Эдене, Он запретил ему вкушать плод от Дерева Познания, сказав: «Но от Дерева Познания добра и зла не ешь, потому что в день, когда поешь от него, смертью умрешь» (Берешит, 2:17).

Смысл запрета заключен в том, что человеку нельзя впускать «познание зла» в свою жизнь. В этом значение запрета есть плоды этого дерева.

Когда человек что-то съедает, он присоединяет это к себе. Эта пища становится частью его жизненной силы. Всевышний запретил присоединять к себе то, что названо «злом».

Эта «еда», в результате которой в Человеке соединились добро и зло, стала причиной его изгнания из Сада Эден. Он оказался на ином уровне существования. На том, на котором мы сейчас находимся.

3. Следует понять значение слова רע (ра) – «зло». На святом языке «ра» – это что-то отломанное, отрубленное, отсеченное от места, где оно должно находиться.

Ненадежную, готовую обрушиться крышу, лестницу или мебель называют «шаткой» – רעוע (рауа). В тот момент, когда эту шаткую вещь попытаются использовать по назначению, она развалится.

В стихе псалма написано про злодеев: «Сокрушишь их (תְּרֹעֵם – тероэм) железным жезлом, как глиняный сосуд разобьешь их» (Теилим, 2:9). Слово תְּרֹעֵם (тероэм), корень которого רע (ра), обозначает именно разрушение.

«Зло» – ра – это то, что не соответствует своему предназначению. Не способно выполнить свою миссию.

4. Иногда наши мудрецы раскрывают главное через то, что может показаться второстепенным. Через то, что, на первый взгляд, вообще не относится к обсуждаемой теме.

Мудрецы используют определенное слово в совершенно неожиданном значении, и благодаря этому обнажается глубинная суть явления. Например, в талмудическом трактате Бава Меция (105а) обсуждается закон, связанный с оливками, которые никогда не созревают, до конца оставаясь неспелыми. Такие оливки названы в Гемаре «злодейскими». Почему? Ведь невозможно предположить, будто оливки совершают какие-либо злые поступки! Но такое название указывает на определяющее качество злодеев и нечестивцев. Злодей навсегда остается «недозрелым». Его духовное созревание никогда не совершится. Определяющая особенность злодея в том, что ему кажется, будто он полностью завершен и совершенен. Он не воспринимает себя в качестве ростка, из которого прорастет что-то более совершенное и высокое. Он видит себя лишь таким, какой он здесь – и это всё!

И в этом смысл «злодейских» оливок, которые никогда не созреют.

5. В талмудическом трактате Санедрин (91б) приведен диалог между римским императором Антонинусом (Антонием) и главой мудрецов Израиля раби Йеудой а-Наси, которого почтительно называли просто «Раби» («Учитель»).

Римлянин спросил мудреца: «С какого момента дурное влечение (ецер а-ра) властвует в человеке – с момента зачатия или с момента его появления на свет?» Сущность вопроса заключалась в следующем: действует ли ецер а-ра в зародыше в период беременности, или в тот период в человеке еще нет «дурного влечения».

Раби ответил: «С момента зачатия». Но Антонинус ему возразил: «Если бы это было так, то зародыш взбунтовался бы в чреве матери и вышел раньше времени!» Если бы дурное влечение вселялось бы в зародыш еще в тот период, когда он лишен разума, он бы сразу же выбирался наружу. Ведь уже тогда он бы считал себя завершенным и совершенным. Это и есть восприятие «злодея»! И он бы не понимал, что на самом деле пробивается навстречу своей смерти.

Раби согласился, что римлянин прав. «Этому я научился у Антонинуса, – признавался он. – И его точка зрения подкрепляется словами Торы: «У входа грех лежит» (Берешит, 4:7)». «У входа» – т.е. при выходе младенца на свет. Но до этого дурное влечение в человеке не властвует.

6. Мы видим, что «злом» называется то, что отсекает дальнейшее развитие и препятствует росту.

Вместе с тем из приведенного фрагмента Талмуда следует, что младенец в утробе матери еще непричастен к этому «злу». Он весь еще «семя» и «корень». Он еще не воспринимает себя в качестве завершенного и законченного, как это свойственно «злу».

В Талмуде рассказывается, что в чреве матери младенца «обучают всей Торе. Над его головой сияет сокровенный свет, в котором он «видит всю Вселенную – от одного края до другого» (см. Нида, 30б). В этот период он, действительно, совершенен.

И с этим совершенством человек расстается при своем появлении на свет. Не случайно Иов вопрошал в молитве: «Как мне стать таким, как в давние месяцы, когда Б-г хранил меня, когда Его свет был над моей головой?!» (Иов, 29:2-3). Период беременности – это время, в котором есть только месяцы, но нет лет. Мудрецы Талмуда говорят об этом периоде нашей жизни, чтобы научить, что и после появления на свет человеку следует воспринимать себя лишь в качестве «семени» и «корня», из которого в будущем прорастет вечная жизнь.

Перевод — рав Александр Кац. Книга «Оживление из мертвых» издана под редакцией рава Цви Патласа издательством «Пардес».


http://www.beerot.ru/?p=40778