Орхот хаим – Пути жизни — Второй день — Часть 3

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

610

Второй день

Примечание. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца.

33. Постарайтесь стать друзьями тех, кто трепещет перед Б-гом. Присоединитесь к их обществу, а от общения с нечестивцами отдалитесь. И любите наставляющих вас.

34. Верный путь – не придавать большого значения своим хорошим поступкам, а к своим грехам относиться с повышенной серьезностью. Прославляйте добро Творца, создавшего вас в утробе и постоянно дающего вам пропитание. Выполняйте заповеди не ради того, чтобы получить за это награду.

35. Ни днём, ни ночью не переставайте упоминать о Нём. Ложитесь спать, томясь от любви к Нему, и когда встанете и пойдете – и обретёте Его. Пробуждаясь, радуйтесь Ему – и Он направит вас по праведному пути.

36. Молитесь сосредоточенно, ведь молитва – это служение сердцем.

В Торе заповедано: «И любите Б-га, Всесильного вашего, и служите Ему всем вашим сердцем…» (Дварим 11:13). Что это за служение, которое совершают «сердцем»? Это молитва (ВТ, Таанит 2а).

Знай, что конечная цель заповеди чтения Торы, молитвы, а также других заповедей, заключается в том, чтобы мы научились исполнять повеления Творца, освобождаясь от этого мира. Для выполняющего Его волю всё остальное лишается своей значимости. Но если ты молишься лишь устами – лицо обращено к стене, а мысли заняты своими делами и сделками, и если читаешь Тору лишь губами, не вдумываясь в прочитанное, а твои мысли заняты устройством дома, и если выполняешь другие заповеди механически, как роют яму или рубят дрова, не вдумываясь ни в само действие, ни в его смысл, – не думай, будто цель заповеди достигнута (Рамбам, «Путеводитель заблудших» 3:51).

Главное в молитве – душевный настрой, когда пробуждается сердце. Но если человек молится без необходимого душевного настроя – хотя и в таком случае он обязан молиться, чтобы эта заповедь не забылась, – тем не менее, удостоиться ответа с помощью такой молитвы очень трудно. И счастлив тот, кто молится осмысленно, ведь благодаря этому его молитва будет принята, и от этого зависит получаемая им помощь Небес (р. Э. Деслер, Михтав ми-Элияу 2 с. 193).

То душевное намерение, о котором говорит здесь Рош, подразумевает концентрацию на смысле слов, когда человек освобождается от всех посторонних, отвлекающих мыслей.  Кроме того, в молитве человек должен осознавать, что в этот момент предстоит перед Шехиной (р. Б.-Й. Зильбер, Мекор а-хаим).

Представьте себе, если бы ваш сын говорил с вами неискренне, это бы вас, несомненно, огорчило. Как же смеет человек из плоти и крови так вести себя перед Царём Вселенной?!

В делах этого мира человек старается выполнять свои обещания, чтобы не прослыть лжецом и обманщиком. Но в нашем служении Творцу мы не чувствуем, что выглядим перед Ним лжецами. На это есть несколько причин. Во-первых, мы с юности привыкли автоматически произносить перед Ним слова, в которые не верим. А поскольку мы к этому привыкли, это стало нашей второй натурой, и мы уже не чувствуем, что лжем. И еще, мы по заблуждению считаем, что от нас требуется просто произносить некие слова, даже если сердце несогласно с тем, что мы говорим, – просто сказать, что мы принимаем «ярмо власти Небес», даже если наше сердце – не с нами. Еще одна причина нашей лжи – отсутствие веры.  Мы не верим, что в час, когда мы стоим в молитве, мы, действительно, предстоим перед Творцом и обращаемся к Нему с просьбами, – поэтому нам так легко произносить слова, бесконечно далекие от наших сердец. Ведь если бы мы знали и верили, что Всевышний воспринимает каждое наше слово и наши мысли, и Он чувствует, что к Нему обращены лишь наши уста, а сердце – не с нами, мы бы, наверняка, воздержались от того, чтобы лгать перед Ним (Ор Йехезкель).

Не будьте подобны рабу, которому поручили важное задание для его блага, а он его не выполнил. Как он предстанет перед Царём? Какая горькая ирония – просить в Йом-Кипур прощения за то, что неискренне произносил в молитве: «Прости нас»!

И если уж не получается сосредоточиться во время всех молитв, то сосредотачивайтесь хотя бы при произнесении первого благословения в Шмонэ-эсрэ и первой строки в Шма Исраэль, ведь тот, кто не сумел сосредоточиться даже в это время, вообще не выполнил заповедь о молитве.

В молитве Шмоне-эсрэ необходимо осмыслено произносить каждое благословение. Но если человек не в состоянии осмысленно произнести всё, то пусть настроит сердце хотя бы на одно из них – на первое благословение Авот (Праотцы) (ВТ, Брахот 34б).

Если молящийся не настроил сердце даже в первом благословении Авот, он должен повторить молитву еще раз. …Но в наше время тот, кто прочитал молитву не осмыслено – не повторяет, ведь и при повторении он скорее всего вновь прочтет не осмыслено –  а если так, то для чего повторять?! (Арбаа турим 101; Шулхан арух 101:1, Рамо).

 Если человек при чтении Шма произнес первый стих «Слушай, Израиль» не осмыслено, то заповедь не выполнена (Рамбам, Криат Шма 2:1; Шулхан арух 60:5 и 63:4).

Мы привыкли говорить, что мы молимся, но это неправда. Мы ещё даже не приблизились к молитве и всё ещё не молились! Ведь закон ясно требует, чтобы тот, кто не сосредоточился при произнесении первого благословения молитвы Шмонэ-эсрэ, повторил молитву, и его первая молитва – вообще не молитва. …И на самом деле, нам должно было бы быть запрещено произносить молитву совсем, но мудрецы с душевным скрипом разрешили нам молиться – ради того, чтобы эта заповедь не забылась полностью. Но разве из-за того, что мудрецы облегчили требование закона, разрешив пробормотать текст молитвы, чтобы заповедь не забылась, мы станем воображать, будто это и есть молитва?! Это заблуждение может закрыть нам путь, ведущий к настоящей молитве (р. Э. Деслер, Михтав меЭлияу 4 с. 361-62).

37. Учите недельную главу Торы, завершая ее вместе с общиной – два раза саму главу, один раз перевод Ункелуса на арамейский язык и также комментарий Раши, благословенна память о нем, и учите насколько возможно внимательно.

Человеку всегда следует изучать недельную главу вместе со всей общиной – два раза саму главу и один раз – перевод. …И каждому, кто изучает недельную главу вместе с общиной, продлевают дни и годы (ВТ, Брахот 8аб).

Хотя человек и слушает чтение Торы со всей общиной в Субботу, тем не менее, он обязан каждую неделю самостоятельно прочитывать недельную главу – два раза саму Тору и один раз – перевод на арамейский язык. …А если он учил главу с комментарием Раши, то это засчитывается как чтение перевода. А Б-гобоязненный человек пусть прочтет и перевод, и комментарий Раши (Шулхан арух 285:2 от имени Роша).

И также учите Талмуд – ведь изучать его очень важно, и за это даётся великая награда. И в мире нет лучшего занятия, как сказано в Мишне: «Изучение Торы равноценно всем заповедям, вместе взятым».

Вот дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, но главную награду получает в Грядущем мире: почитание отца и матери, помощь ближнему, установление мира между людьми – но изучение Торы равноценно всем заповедям, вместе взятым (Пэа 1:1).

Все заповеди не стоят даже одного слова Торы (ИТ, Пэа 1:1).

Изучая каждое слово в Торе, человек тем самым выполняет отдельную предписывающую заповедь, …которая равноценна всем остальным вместе взятым. И раз так, то человек, когда выучит, например, лишь одну страницу, тем самым исполнит несколько сот заповедей – и каждая из них равноценна всем прочим заповедям Творца (Виленский Гаон, Шнот Элияу, Пэа 1:1; Эвен шлема 7:9).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием к книге «Орхот Хаим» на русском языке, готовящейся к выходу в свет. Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!


http://www.beerot.ru/?p=53542