Орхот хаим – Пути жизни — Первый день — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

385

Первый день

Вот как человеку следует поступать, чтобы спастись от мучений после смерти и удостоиться света жизни:

1. Максимально отдалитесь от гордыни

Пусть человек всегда будет скромен, как Гилель (Вавилонский Талмуд, Шабат 30б).

Сказал рав Хия, сын Аши, от имени Рава: В знатоке Торы должна быть хотя бы осьмушка от осьмушки [гордыни] (это необходимо для того, чтобы легкомысленные люди не пренебрегали его словами и принимали его наставления даже вопреки своей воле; Раши). …Сказал рав Нахман, сын Ицхака: [Гордыни не должно быть совсем] –  ни много, ни мало! Ведь написано (Мишлей 16:5): «Мерзость перед Б-гом – всякий высокомерный» (Вавилонский Талмуд, Сота 5а).

Есть такие качества характера, в отношении которых человеку запрещено идти по среднему пути, но он должен отдалиться от них до противоположной крайности. К таким качествам относится высокомерие. Ведь верный путь заключается не просто в том, чтобы человек был скромным, – но он должен быть смиренным до крайности. Поэтому-то о нашем наставнике Моше сказано, что он был «самым смиренным» (Бемидбар 12:3), а не просто «смиренным» (Рамбам, Дэот 2:3).

Рош начинает свою книгу с наставления «Максимально отдалитесь от гордыни», потому что гордыня – это основа и корень всех дурных качеств. А преодолевая гордыню, человек удостаивается всех добрых качеств (р. Й. Левинштейн, Ор Йехезкель).

Есть «скромные» люди, которые считают себя большими мудрецами, но поскольку гордыня запрещена, они не требуют для себя почета. А есть действительно скромные люди, искренне считающие, что они не заслуживают никакого почета. Это и есть «максимальное отдаление от гордыни» (р. Моше Штернбух).

«Кто тут Гилель?!»

Один нечестивец заключил пари на очень крупную сумму, поручившись, что сумеет вывести из себя главу Санэдрина – мудреца Гилеля.

Этот человек явился к дому мудреца перед самым наступлением Субботы, когда тот мылся, и стал кричать: «Кто тут Гилель?!» Такое обращение было крайним неуважением по отношению к наси – главе всех мудрецов Израиля. Тем не менее, Гилель вышел к нему, закутавшись в покрывало. Гость задал ему совершенно вздорный вопрос и, получив ответ, ушел. Но через несколько минут он возвратился с новым таким вопросом. Это повторилось несколько раз, и на каждый вопрос Гилель отвечал ему доброжелательно и серьезно, повторяя: «Сынок, ты задал очень важный вопрос! Не стесняйся, задавай все вопросы, которые у тебя накопились».

Наконец, нечестивец не сдержался и обрушился на Гилеля с упреками в том, что из-за него он потерял столько денег, проиграв в споре. Гилель не обиделся и сказал: «Стоит потерять сотни золотых монет ради того, чтобы, в конце концов, научиться владеть собой» (ВТ, Шабат 31а). 

Вопрос жизни и смерти

Рав Йосеф-Шалом Эльяшив с юности завел себе правило – ложиться спать в половине двенадцатого и вставать в два часа ночи, а затем до рассвета учить Талмуд. Его домочадцы старались оберегать его сон, чтобы в это время его никто не беспокоил.

Однажды около часа ночи в дверь квартиры рава Эльяшива постучали. Домочадцы проснулись, но дверь решили не открывать. Стук продолжился. Рав Эльяшив встал с кровати, омыл руки, оделся и сам открыл дверь.

«Несомненно речь идет о спасении жизни?», – спросил он ночного посетителя.

«Да, у меня к Вам вопрос жизни и смерти!», – подтвердил тот, входя в кабинет раввина.

«Садитесь и говорите», – успокоил его рав Эльяшив.

«У меня вопрос, как назвать сына? – сказал ночной гость. – Какое имя Вы посоветовали бы дать?»

«Наверное, у него споры с женой по поводу имени новорожденного, и тогда для него это, действительно, вопрос жизни и смерти», – подумал рав Эльяшив и задал встречный вопрос:

– Какие же у вас варианты?

Обсуждение заняло около получаса, и рав Эльяшив вынес решение.

Счастливый и довольный отец поблагодарил раввина. Рав Эльяшив проводил его, а затем вернулся в свой кабинет, чтобы начать учебу.

Но через пятнадцать минут вновь раздался стук в дверь. На пороге стоял все тот же еврей.

– Рав, а если жена родит дочку, какое имя Вы бы посоветовали ей дать?

– Это меняет дело. Необходимо рассмотреть варианты. Пожалуйста, проходите.

И еще добрые полчаса раввин и его гость обсуждали подходящее имя для дочери.  

«Знаете ли вы Раши?»

В иерусалимском «Центре Гутника» было открыто учебное заведение для молодых евреев из Советского Союза. Там студентов не только приближали к исполнению заповедей и к Торе, но и учили приближать к Торе других выходцtd из страны безверья.

И вот, вечером, после занятий, один молодой студент увидел недалеко от «Центра Гутника» пожилого еврея в потертом пиджаке и летней, синтетической шляпе. Интуиция подсказала ему, что перед ним выходец из Советского Союза.

«Простите, Вы говорите по-русски?» – обратился он к старику.

«Да-да».

«Очень хорошо. А может быть, у Вас есть немного свободного времени?»

«Да, конечно».

«Тогда давайте зайдем в одно место, здесь недалеко, и я поучу с Вами недельную главу Торы с комментарием выдающегося мудреца рава Шломо Ицхаки. Вы знаете, кто это?!»

«Да-да, я слышал о нем».

«Его называют также Раши. Он жил во Франции восемьсот лет назад. Это очень интересно».

Когда после полуторачасового занятия довольный собой студент проводил любознательного старичка, к нему подошел руководитель его курса и спросил, о чем он так долго беседовал с раввином Ицхаком Зильбером.

«Что?! Это тот самый рав Ицхак, про которого нам рассказывали, что он знает всего Раши наизусть?! А я полтора часа переводил ему на русский язык первый комментарий Раши на недельную главу, и он был очень доволен».

2. И также от лести

На первый взгляд, после гордыни следовало бы сказать о гневе. Так почему же сразу после повеления отдалиться от гордыни написано: «и также от лести», если лесть – это противоположность гордыни и гнева?! Очевидно, имеется в виду следующее: хотя необходимо отдалиться в максимальной степени от гордыни, тем не менее, не следует ради этого доходить до лести и лжи.

Между гордыней и лестью есть также иная связь: стремясь к почестям, человек порой прибегает к лести – но смиренный человек, который не охотиться за почетом, не станет льстить (Ор Йехезкель).

3. И также от лжи и обмана

Чтобы не испортить шидух

Выдающийся законоучитель рав Элияу Кляцкин отличался абсолютной правдивостью. Когда к его дочери сватался некий одаренный юноша, отец жениха попросил, чтобы рав Кляцкин сам отрекомендовал свою дочь. Однако, несмотря на уговоры жены и других членов семьи, рав Кляцкин категорически отказался. «Лучше я вообще не буду вмешиваться, чем испорчу своим ответом шидух, – пояснил он жене. – Ведь, по правде говоря, я считаю, что наша дочь не достойна молодого человека, обладающего такими выдающимися качествами» (Гдолей а-дорот). 

Проблемная фотография

Рава Аарона Котлера, возродившего изучение Торы в Америке и создавшего знаменитую ешиву в Лейквуде, отличала бескомпромиссная приверженность к истине. Однажды фотохудожник приукрасил на рекламном буклете здание ешивы, вмонтировав на снимке несколько раскидистых деревьев перед ее фасадом. Увидев буклет, рав Котлер запретил его использовать и потребовал изготовить новую, в точности соответствующую реальности, фотографию. «Если мы хотим возводить ешиву на фундаменте истины, то нам следует избегать любой, даже самой незначительной фальши», – пояснил он (р. А. Бергман, Шимуша шель Тора).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием книги «Орхот Хаим» на русском языке.


http://www.beerot.ru/?p=53260