Орхот хаим – Пути жизни — Шестой день — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

1560

[Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца]

Шестой день. Продолжение

113. Не позволяйте зависти поселиться в вашем сердце – ведь это дурная болезнь, от которой нет исцеления.

Зависть, вожделения и стремление к почету выводят человека из мира (Пиркей авот4:21).

114. Не клянитесь своей жизнью, даже говоря правду.

115. Спешите раскаяться во всех своих прегрешениях и просите об исцелении души.

Даже когда ты просишь об исцелении тела, в первую очередь проси об исцелении души, так как корень болезней тела – в болезнях духа (р. Й. Сарнэ, Июним).

116. Не занимайтесь пустыми делами и не слушайте пустых разговоров.

В Торе сказано: «И произноси их (т.е. слова Торы), сидя в своем доме и идя дорогою, ложась и вставая» (Дварим 6:7). «Их» (слова Торы) ты имеешь право произносить, но другие «слова» – нет.

Сказал Рава: Ведущий пустые разговоры нарушает повеление Торы, ведь сказано: «И произноси их» (т.е. слова Торы) (ВТ, Йома 19б).

Пустые разговоры – очень серьезный грех, так как человек расходует дар речи, отличающий его от животных, впустую – ведь эта способность дана ему для слов Торы и мудрости (р. Й.-Ш. Каханман – Поневежер Рав).

Пустые разговоры – это пренебрежение изучением Торы (битуль Тора) (р. Й. Сарнэ,Июним).

117. Не оговаривайте человека, так как у того, кто оговаривает других, нет удела в Грядущем мире.

118. Не полагайтесь на своё богатство – ведь полагающийся на богатство наживает себе врагов, и это доведет его до беды.

119. Не отказывайте в помощи жителям своего города, поступайтесь своими желаниями ради нужд других.

120. Не приучайтесь кушать вне дома, в большом собрании людей, если трапеза не связана с исполнением заповеди.

Сказал раби Шимон: Если трапеза не связана с выполнением заповеди, знатоку Торы запрещено в ней участвовать (ВТ, Псахим 49а).

Ведь застолья, не связанные с выполнением заповеди, приводят к бесконечным пустым разговорам (р. М. Штернбух).

121. Не приучайте себя к чрезмерной выпивке, чтобы не опозориться и не осквернить уста дурными словами, ведь потом будет стыдно.

Прежде, чем человек выпьет вина, он смирен, как овечка. Если он выпивает в меру, то становится могучим, как лев, равного которому нет на свете. Но если он выпивает лишнего, то уподобляется свинье, которая копается в нечистотах.  А когда опьянеет, становится похож на кривляющуюся обезьяну – он сквернословит, а потом не помнит, что натворил (Мидраш Танхума, Ноах 13). Входит вино – уходит разум (там же Шмини5).

Не следует напиваться даже во время трапез, связанных с выполнением заповедей, ведь Рош не оговаривает: «кроме  пьянства на трапезах, связанных с заповедью» (р. Й. Сарнэ,  Июним).

122. Не сердитесь на свою жену. И если отдаляете её левой рукой, то поспешите приблизить правой.

123. Не унижайте жену, уважайте её и этим убережёте её от греха.

Люби жену как самого себя и уважай ее больше, чем самого себя (ВТ, Йевамот 62б).

Своей любовью и уважением вы убережете ее от греха, ведь благодаря вашей заботе она будет привязана к вам всем сердцем и избежит чуждых помыслов (р.  Й. Сарнэ,Июним).

124. Не привыкайте проводить время с насмешниками и пустыми людьми, чтобы они не привели вас к греху.

125. Постоянно ищите мудрость. Если необходимо упрекнуть ближнего, то сделайте это с уважением и наедине.

126. Не говорите не вовремя и без пользы – берегите свои уста.

Точно так же, как человеку заповедано произнести слово (т.е. наставление), которое будет услышано, ему заповедано не произносить слово, которое не будет услышано (ВТ, Йевамот 65б).

127. Не говорите с чересчур возбужденным или обезумевшим человеком – он не воспримет ваши слова и вас же опозорит.

128. Не будьте неблагодарным и почитайте каждого, кто был готов помочь вам в нужде.

129. Пусть не выйдут из ваших уст слова лжи и обмана. Будьте честны с любым человеком – в том числе с неевреем.

Когда еврей известен своей честностью и порядочностью даже среди иноверцев – это освящение имени Б-га (р. М. Штернбух).

130. Старайтесь первыми здороваться с любым человеком – в том числе, с неевреем, чтобы жить с окружающими в мире.

131. Старайтесь общаться с мудрыми людьми, вслушивайтесь и обдумывайте их слова.

Йосэй бен Йоэзер из Цереды говорил: Пусть твой дом станет местом собрания мудрецов – пребывай во прахе у их ног и с жадностью впитывай их слова (Пиркей авот 1:4).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием к книге «Орхот Хаим» на русском языке, готовящейся к выходу в свет. Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

http://www.beerot.ru/?p=4877