Орхот хаим – Пути жизни — Четвертый день — Часть 3

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

1601

Четвертый день (продолжение)

Примечание. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца.

67. Не пренебрегайте никем и ничем, ведь нет человека, у которого бы не было своего предназначения, и нет вещи, от которой не было бы никакой пользы.

Не презирай никого и не пренебрегай ничем, ведь нет человека, у которого не было бы своего часа, и нет вещи, для которой не нашлось бы своего места (Пиркей авот4:3).

Ничто из сотворенного Творцом в мире не сотворено напрасно (ВТ, Шабат 77б).

Какая польза от паука?

Юный Давид недоуменно спросил Творца: «Владыка Вселенной, какая польза от сотворенного Тобой паука?! …Целый год он прядет пряжу, но никто не носит сотканную им одежду». Сказал ему Б-г: «Придет час – и паук тебе пригодится».

И вот, когда Давид спрятался в пещере от преследующего его царя Шауля, Творец послал паука, и тот быстро сплел паутину на входе в пещеру. Подошел Шауль, увидел паутину и сказал: «Наверняка не заходил сюда человек» (Алефбет де-бен Сира 47).

68. Стремитесь восстановить справедливость, ведь тот, кто спешит делать добро и помогать другим обретает жизнь, праведность и почёт.

Раз в год обязательно отдавайте по половине шекеля, а каждый месяц и каждую неделю жертвуйте на бедных в меру своих возможностей. И старайтесь каждый день жертвовать перед молитвой – хотя бы понемногу.

В молитве человек предстает перед Творцом со своими просьбами, как нищий, стучащий в дверь, чтобы попросить милостыню. А тот, кто дает деньги на благотворительность, пробуждает к себе милосердие Б-га – мера за меру, и он удостаивается того, что его мольба принимается (р. Й.-Ш. Каханман – Поневежер Рав).

Если по своему заработку вы можете давать десятину – давайте, и в вашем доме будет достаток. Всюду, где только можно, делайте добро – по отношению к живым и умершим, бедным и богатым.

На трех основаниях стоит мир – на Торе, на служении и на взаимопомощи (Пиркей авот 1:2).

Каждый, проявляющий милосердие к людям, тем самым свидетельствует, что он потомок нашего праотца Авраама (ВТ, Бейца 32б).

Три признака отличают этот народ (евреев) – они милосердны, стыдливы и помогают друг другу. …Каждый, в ком есть эти три качества, подходит для того, чтобы присоединиться к этому народу (ВТ, Йевамот 79а).

69. Желайте того же, чего желает ваш Создатель.

Исполняй Его волю как свою, чтобы Он исполнил твою волю как Свою (Пиркей авот2:4).

Радуйтесь тому, что у вас есть – будь то много или мало.

Кто богат? Тот, кто доволен своим уделом (там же 4:1).

Будь доволен тем, что дал тебе Творец, и радуйся своему уделу, ведь это и есть твоя доля в мире, – в этом смысл слов: «Желайте того же, чего желает ваш Создатель» (р. М. Штернбух).

Всегда просите Его направить ваше сердце к заповедям и во всех нуждах возложите свою ношу на Него.

Секрет заключен в том, чтобы безраздельно направить свое упование на Творца, и тогда Он благословит тебя во всем (Виленский Гаон, Мишлей 3:5).

В материальных нуждах этого мира нужно полностью переложить свою ношу на Него, чтобы Он сделал так, как для вас лучше (р. Й. Сарнэ, Июним).

Не жалея, расходуйте на Субботу и праздники, сколько необходимо.

Все доходы человека определены ему в Рош ашана (День Суда), кроме того, что он тратит на Шабат и праздники, а также на обучение сыновей Торе. Если он на этом экономит, то ему с Неба дается меньше, а если он тратит больше, то и ему добавляют (ВТ, Бейца 16а).

Старайтесь их почитать и принимать их святость заранее, еще до их наступления. Наслаждайтесь ими – часть дня проводите за едой и питьём, а часть – в Доме Учения.

Сказал рав Йеуда от имени Рава: Каждому, кто наслаждается Субботой, дается всё то, чего просит его сердце (ВТ, Шабат 118б).

Почитайте их не только при наступлении, но и при завершении дня, накрывая стол после Субботы.

Сказал раби Ханина: Человеку всегда следует накрывать стол для трапезы на исходе Субботы (ВТ, Шабат 119б). Почитание Субботы выражается и в том, с каким почетом ее провожают – подобно тому, как провожают царя, когда он покидает город (Раши).

«Накрывая стол после Субботы» – Рош подчеркивает, что недостаточно просто что-то съесть в честь «проводов» Царицы-Субботы, но нужно накрыть стол красивой скатертью для этой трапезы. И так же пишет Рамбам: «Накрывают стол при наступлении Субботы …и накрывают стол на исходе Субботы, …чтобы почтить ее приход и уход» (Шабат 30:5). Из этого следует, что трапеза на исходе Субботы – такая же обязанность, как и сами субботние трапезы. И не случайно, Виленский Гаон считал, что при проводах Субботы нужно кушать именно хлеб и красиво накрывать стол, как и упоминает здесь Рош. И об этом же сказано в кодексе Шулхан арух (300:1): «Всегда следует накрывать стол на исходе Субботы, чтобы проводить ее, – даже в том случае, когда он собирается съесть всего лишь кусок хлеба размером с маслину». И удивляет, что есть люди, пренебрегающие этой обязанностью (р. М. Штернбух).

«До чего же нам хорошо!»

Семья рава Арье-Лейба Гинзбурга, прозванного Шаагат Арье, жила в крайней бедности. Однажды, после скудного ужина он, как обычно, сидел при свете тусклой лампады над книгами – и вдруг разрыдался. Жена, сидевшая рядом за домашней работой, встревоженно спросила: «Почему ты плачешь?» «До чего же нам хорошо сегодня! – сквозь слезы прошептал рав Арье-Лейб. – Мы наелись, напились вдоволь и сидим в освещенной комнате… У нас есть место для ночлега. Мы наслаждаемся тишиной и покоем, а главное – наслаждаемся словами Торы. …Вот меня и тревожит – как бы ни получилось, что мы растратили всю свою награду за заповеди на наслаждения благами этого мира» (Гдолей а-дорот).

На Небесах любят, когда еврей счастлив

Рав Симха-Буним Алтер (Лев Симха),  глава гурского хасидского «двора», учил своих последователей с радостью встречать даже самые тяжелые повороты судьбы – по его словам, именно в этом заключалась «тайна спасения».

Однажды к нему обратился за благословением хасид, находившийся в глубокой депрессии из-за того, что в течение долгих лет супружества у него не было детей. Ребе сказал ему: «Когда ты станешь счастливым, к тебе придет избавление!» Хасид воспринял эти слова как обещание и ответил: «Ребе может быть уверен, что, если у меня родится ребенок, я сразу стану счастливым!» Ребе покачал головой: «Я не могу тебе ничего обещать. …Просто я знаю, что на Небесах любят, когда еврей счастлив». Хасид решил любой ценой изменить свое отношение к жизни, как посоветовал ему Ребе, и по истечении года удостоился стать отцом (С. Гельбах, «Провидец»). 

Человек Субботы

Выдающегося хасидского праведника рава Хаима из Черновцов называли «человеком Субботы». По свидетельству современников, в этот день он «был особенно свят» и «казался иным человеком во всех отношениях – даже ростом и внешним видом».

Всю неделю рав Хаим светился радостью, предвкушая приближение желанной гостьи – Царицы-Субботы. Всю неделю он питался хлебом и луком, но уже со среды, начинал закупать мясо, рыбу, изысканное вино и лучшие лакомства для Субботы. Купленное «лихвод Шабат» (в честь Субботы) он сам приносил домой, не позволяя никому выполнять за него эту работу.

Современники вспоминали, что, когда рав Хаим возвращался в канун Субботы из миквы, «он казался на голову выше, весь его облик разительно изменялся – и таким он оставался на протяжении всего святого дня».

В ночь Субботы, воодушевленный святостью этого дня, он вообще не ложился спать. Повеление Торы «И пусть хранят Субботу сыны Израиля» (Шмот 31:16) рав Хаим толковал особенным образом: «Следует хранить Субботу так, будто ты часовой, которому запрещено спать на посту» (Гдолей а-дорот; Сарей а-меа 4, 16).

70. Не спите, как лентяи, слишком долго. Приучитесь просыпаться с восходом солнца; услышав голоса птиц, вставайте с постели.

71. Никогда не молитесь с нечистыми руками и нечистым телом, ведь такая молитва не будет принята.

72. Молитесь с сердечным настроем и неспешно.

Когда ты молишься, пусть будет твоя молитва не рутиной, а исполненной чувства мольбой, обращенной к Б-гу (Пиркей авот 2:13).

Произносите слова молитвы вслух, чтобы самому слышать свои слова.

Во время молитвы Шмоне-эсрэ не повышают голос, но и не молятся только мысленно – следует произносить слова шепотом, чтобы самому себя слышать (Рамбам, Тфила5:9; см. также Шулхан арух, Орах хаим 101:2).

Под грохот пушечной канонады

Глава Воложинской ешивы рав Рефаэль Шапиро отличался исключительной концентрацией в час молитвы.

Однажды во время военных действий шальной снаряд разорвался рядом с домом, где он молился. Началась паника – люди метались по улицам в поисках укрытия. Спустя некоторое время, когда паника улеглась, соседи обнаружили, что рав Рефаэль стоит в молитве Шмонэ-эсрэ, как и до взрыва. Позднее выяснилось, что он был настолько погружен в общение с Творцом, что вообще не слышал разрыва, потрясшего всю округу (Гдолей а-дорот).

73. Не забывайте Творца, давшего вам жизнь. Помните о Нем на всех ваших путях – Он всегда рядом с вами.

Человек, удовлетворяющий свои нужды только ради того, чтобы быть здоровым для служения Творцу, постоянно, все свои дни, служит Б-гу, – и даже в час, когда занимается коммерцией или вступает в интимную близость. И если он лег спать ради того, чтобы его мысли и тело отдохнули и он бы не заболел, а смог продолжить служение Б-гу, то даже его сон становится служением Творцу. Об этом сказали мудрецы: «Пусть все твои дела совершаются во имя Небес». И об этом говорил мудрый царь Шломо (Мишлей 3:6): «На всех своих путях познавай Его, и Он выпрямит твои пути» (Рамбам, Дэот 3:3).

Не так человек сидит, движется и ведет себя, когда он один у себя дома, как он бы сидел, двигался и поступал в присутствии великого царя. И не так он говорит и ведет себя в присутствии домочадцев и родных, как бы он говорил перед лицом царя. И поэтому тот, кто жаждет достигнуть совершенства, возможного для человека, должен пробудиться от сна и осознать, что находится рядом с ним и близок ему всегда Владыка более великий, чем все земные цари, даже такие как Давид и Шломо (Рамбам, Морэ невухим 3:52).

При любом деле необходимо помнить, что Всевышний всё видит и в будущем предстоит за всё давать отчет (р. М. Штернбух).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием к книге «Орхот Хаим» на русском языке, готовящейся к выходу в свет. Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!


http://www.beerot.ru/?p=2919