Орхот хаим – Пути жизни — Пятый день — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

1615

Примечание. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца.

93. Не склоняйте своего ближнего с доброго пути к греху – не уподобляйтесь подстрекателю и совратителю.

Очевидно, что Рош не писал эту книгу для законченных негодяев – так зачем же он предостерегает своих читателей от таких страшных грехов как подстрекательство и совратительство? Дело в том, что Рош предупреждает о существовании  подспудных и тайных сил, действующих в человеческом сердце: каждый человек, если у него есть личный интерес в каком-либо деле, может опуститься до поступка близкого к подстрекательству и совратительству, уводя «своего ближнего с доброго пути» – даже на самую малость. И хотя он не становится «совратителем» в прямом смысле этого слова, тем не менее, приближается к этому, как говорит Рош: «не уподобляйтесь подстрекателю и совратителю» (р. Б.-Й. Зильбер, Мекор а-хаим от имени р. Й. Левинштейна).

94. Не объедайтесь, набивая живот, ведь переедание приводит ко многим болезням.

Избыточная пища подобна для тела смертельному яду, и это основная причина всех болезней. Большинство болезней приходят либо от нездоровой пищи, либо от того, что человек с жадностью набивает желудок даже полезной пищей (там же 4:15).

95. Не находитесь среди пьянствующих и объедающихся мясом, чтобы не забыть Творца и не согрешить.

Когда вы будете есть досыта, берегитесь, чтобы не взбунтоваться, ведь человек восстает против Творца лишь от сытости, как написано (Дварим 8:12-14): «Когда ты будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь и поселишься в них, …и достигнешь изобилия,  то возгордишься ты и забудешь Б-га, Всесильного твоего, который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства» (Раши, Дварим 11:16).

Прежде, чем молиться о том, чтобы слова Торы вошли в твое сердце, следует молиться о том, чтобы не объедаться (Тосафот, Ктубот 104а).

Хафец Хаим говорил: Если бы я каждый день ел мясо, то разве я бы смог написатьМишну бруру?!» (Хаей мусар 2 с. 161).

96. Не держите свою семью в чрезмерном страхе, так как это приводит ко многим бедам.

97. Не уединяйтесь с какой-либо женщиной, даже с двумя – кроме своей жены, матери или дочери.

Сказал рав Йосеф: Если дверь помещения открыта и выходит на людное место, это не считается местом уединения (ВТ, Кидушин 81а).

Если в помещение принято заходить без стука или звонка, то закрытая дверь приравнивается к «открытой». Но если принято стучать или звонить, а затем ждать, пока откроют изнутри, то это – «место уединения» (р. Й.-Ш. Эльяшив, Эарот бе-масехет Кидушин 81а).

Автомобиль не является «местом уединения», поскольку через его окна окружающие могут наблюдать за тем, что происходит внутри (если окна не затемнены). И даже в ночное время, если на шоссе есть другие машины, окна автомобиля приравниваются к «открытой двери». Но там, где никаких других машин нет, автомобиль становится «местом уединения» (р. Ш.-З. Ойербах, Минхат Шломо 91:21).

От края бездны

В Торе рассказывается, что, когда Йосеф был продан в рабство, в Египет, на него обратила внимание жена его хозяина Потифара. Трижды в день она меняла свои наряды, чтобы привлечь к себе его взгляд. Но он отказывался даже находиться с ней в одной комнате и поддерживать с ней беседу. И вот, однажды, в праздник посвященный разливу Нила, когда все обитатели дома Потифара отправились в языческий храм, она, сославшись на болезнь, осталась дома вдвоем с Йосефом, который избегал праздников идолополконников. Женщина нарядилась в свои лучшие одежды, умастилась благовлониями и вышла к нему. Схватив его за плащ, она потребовала: «Ложись со мной!» Йосеф отпрянул, а когда она попыталась его удержать, выбежал из дома, оставив свою накидку в ее руках (Берешит 39:7-13; ВТ, Йома 35б; Сота 36б; Сефер а-яшар).

Комментаторы Пятикнижия задают вопрос: разве Йосеф не был сильнее ее – почему же он оставил такую важную «улику» в ее руках? В этой связи рав Хаим Шмулевич поясняет: «Важнейший принцип служения человека Творцу, его главная задача – как можно скорее уйти от места, где его подстерегает искушение, а не оставаться там один на один со своим дурным влечением и не вступать с ним в противоборство. …Представим себе человека, стоящего на краю бездонной пропасти. И вот налетел сильнейший ветер и сбросил его в пропасть. Разве человек виноват? …Да, он виноват в том, что очутился у края пропасти. Если бы он поостерегся приближаться к ней, если бы он был далеко, то не упал бы туда, даже если бы все ветры мира обрушились на него. Шальной ветер сбивает с ног только того, кто находится слишком близко к краю пропасти. Поэтому главная задача человека – отдаляться от опасного места, от края бездны, и в этом его спасение» (Сихот мусар). 

«В доме Амрама пожар!»

Однажды рав Амрам Хасида удостоился выполнить заповедь выкупа пленных. Нескольких выкупленных из плена еврейских женщин разместили на верхнем этаже его дома. По приказу рава Амрама была убрана тяжелая лестница, ведущая на верхний этаж, чтобы никто не мог к ним подняться. 

И вот, когда рав Амрам остался дома один, он увидел снизу одну из пленниц – и свет, исходящий от ее лица, озарил весь дом. Рав Амрам схватил лестницу, которую могли передвинуть только несколько человек, и, обуреваемый вожделением, один приставил ее к верхнему этажу. Он начал подниматься по лестнице, но достигнув середины, закричал во весь голос: «В доме Амрама пожар!», «В доме Амрама пожар!». В минуту сбежались его ученики и соседи – и рав Амрам объяснил им, что не мог справиться со своим вожделением, и поэтому ему пришлось созывать людей, чтобы они помогли ему спастись от греха. 

И тогда ученики упрекнули рава Амрама, что он опозорил всех знатоков Торы, – ведь теперь люди будут говорить, что и мудрецы не властвуют над своими мыслями и эмоциями. Рав Амрам ответил: «Лучше опозориться в этом мире, но не быть опозоренным в Грядущем мире» (ВТ, Кидушин 81а, Раши). 

Великий кудесник

В период своей последней болезни рав Шимон Шкоп (автор знаменитой книги Шаарей йошар) был настолько ограничен в движениях, что передвигался только с помощью своих учеников, которые ухаживали за ним в больнице. Но когда однажды он остался в больничной палате один и к нему зашла санитарка – пожилая нееврейка, рав Шимон вскочил с постели и с криком «Ихуд! Ихуд!» («Уединение! Уединение!) выскочил в коридор. 

Позднее ученики обнаружив своего наставника в коридоре, спросили его, почему он так поступил, – ведь не было никакой реальной опасности, так как он тяжело болен, а она – стара и уродлива. 

«Разве вы не знаете, что дурное влечение – великий кудесник, – объяснил рав Шимон, – и оно способно превратить меня в сильного юношу, а ее – в девушку» (Кдушат а-хаим).

98. Не хвалите женщину за её красоту, но только за добрые дела – и пусть слушающие тоже ее восхвалят.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием к книге «Орхот Хаим» на русском языке, готовящейся к выходу в свет. Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

http://www.beerot.ru/?p=3512