Орхот хаим – Пути жизни — Четвертый день — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рабейну Ашер бен Йехиэль

405
путь к святости

Примечание. Жирным шрифтом выделен оригинальный текст рабейну Ашера бен Йехиэля, обычным – комментарий рава Александра Каца.

58. Не забудьте дать гостям еду на дорогу и проводить их в путь подбадривающими словами.

59. Не завидуйте другим – смотрите не на тех, кто богаче вас, а на тех, кто беднее.

Смотри на тех, кто находится в худшем положении, чем ты, – на бедных и обездоленных, и тогда ты всегда будешь радоваться своей доле. Я слышал от своего наставника, гаона р. М. Шнайдера, что в еврейском Вильно был старинный обычай: каждый канун Субботы благочестивые люди навещали больных в лечебнице – чтобы затем всем сердцем благодарить Творца за то, что, по Его великому милосердию, сами они здоровы (р. М. Штернбух).

60. Не спешите гневаться, что бы ни происходило. Проявляйте долготерпение, а иначе утратите мудрость.

Тот, кого трудно привести в гнев, но легко умиротворить – благочестив (Пиркей авот 5:11).

Человек проверяется тремя вещами: рюмкой – бе-косо (не теряет ли он голову от вина), кошельком – бе-кисо (честно ли он ведет свои дела) и гневом – бе-каасо (не страдает ли он излишней гневливостью) (ВТ, Эрувин 65б, Раши).

Троих Творец особенно любит: того, кто не гневается, того, кто не напивается, и того, кто не помнит обид (ВТ, Псахим 113б).

Когда человек впадает в гнев, то даже если он обладал мудростью, его покидает мудрость. А если он был пророком – его покидает дар пророчества (ВТ, Псахим 66б).

Тот, кто впадает в гнев, утрачивает свои познания и глупеет (ВТ, Недарим 22б).

Разрешено ли сердиться?

Когда рав Менахем-Мендл из Любавичей (Цемах Цедек) сталкивался с явлениями, способными вызвать раздражение и гнев, он открывал соответствующий том кодекса Шулхан арух и погружался в изучение вопроса, разрешено ли ему гневаться по данному поводу. И пока он приходил к определенному заключению, его гнев улетучивался (Гдолей а-дорот).

61. Не проявляйте упрямства и не сквернословьте, так как за все свои слова придется отвечать на Суде.

За грех сквернословия приходят многие беды и выносятся грозные приговоры, умирают юноши, а сироты и вдовы безответно взывают. …Сказал раби Ханан бар Рава: Все знают, для чего невеста входит под свадебный балдахин. Но если кто-то [начинает об этом говорить], оскверняя свои уста, то даже если ему уже было предопределено семьдесят благополучных лет, приговор изменяют к худшему. Сказал Раба бар Шейла от имени рава Хисды: Если человек сквернословит, для него углубляют Геином (ВТ, Шабат 33а).

Каждое слово, вышедшее из твоих уст, записывается в книгу – и доброе, и злое, и случайное, и намеренное (Мидраш Танхума, Мецора 1).

62. Не держите в сердце зла на окружающих – даже один день. Смиритесь и первым попросите прощения.

«Я невольно огорчил…»

В иерусалимской синагоге «Хурва» у рава Зунделя Саланта был свой стендер (пюпитр) – на него он клал сидур во время молитвы и книги во время занятий Торой.

Этот стендер приглянулся другому еврею, который всё время без спроса брал его и переставлял в свой угол. А поскольку стендер был  тяжелым и пожилому раввину было трудно каждый раз возвращать его на место, рав Зундель подошел к этому еврею и вежливо сказал: «Я разрешаю Вам пользоваться моим стендером, но только прошу Вас всегда возвращать его на место».

Однако, почувствовав, что эти слова задели собеседника, рав Зундель сразу же попросил у него прощения – но прощения не получил. Тогда он поднялся на возвышение для чтения Торы и объявил перед всей общиной: «Господа! Мои учителя и наставники! Я невольно огорчил такого-то и перед всеми прошу у него прощения». При этих словах он заплакал – и рыдал до тех пор, пока сердце этого неуступчивого еврея не растаяло (Тнуат мусар 1, 6).

В ответ на удар

Раввин ашкеназской общины Иерусалима р. Йешая Бардки в числе прочего занимался распределением благотворительных средств, которые собирали для иерусалимских евреев по всей Европе.

Однажды к нему обратился бедный еврей, попросивший немедленно предоставить ему определенную сумму денег. Поскольку в тот месяц деньги из Европы еще не прибыли, рав Йешая объяснил посетителю, что общинная касса совершенно пуста, и он ничем не может ему помочь. Отчаявшись, посетитель потерял самообладание и в порыве гнева ударил раввина по лицу. Рав Йешая поборол в себе желание нанести ответный удар и попросил гостя подождать несколько минут, а сам бегом отправился в город и занял необходимую сумму. Вручая посетителю деньги, раввин извинился за то, что не понял сразу, до какой степени гость нуждается в его помощи. «Если бы я сразу сообразил, в каком затруднительном положении вы находитесь, – пояснил он, – я бы  тотчас же добыл для вас эти деньги!» (Гдолей а-дорот).

«Я тебя прощаю»

Однажды, когда рав Йосеф-Дов Соловейчик (Бейт Алеви) занимался в Доме Учения со своим сыном, к ним подбежал один из богатых мясников и обрушил на раввина поток оскорблений, угрожая ему расправой.

Накануне этот мясник предстал перед раввинским судом, и рав Йосеф-Дов решил дело не в его пользу. Теперь мясник обвинял раввина в том, что он якобы получил большую взятку и покривил судом. Рав Йосеф-Дов, не перебивая, слушал обидчика, и только губы его шептали: «Я тебя прощаю, я тебя прощаю… – ведь человек не властен над собой в час отчаяния».

На следующий день мясник был убит купленным им быком. Узнав об этом, рав Йосеф-Дов произнес в трепете: «Я боюсь, что все-таки обиделся на него и невольно стал причиною его смерти».

Рав Йосеф-Дов участвовал в похоронах мясника и плакал на его могиле. В течение одиннадцати месяцев он читал по умершему Кадиш и учил Мишну ради вознесения его души. С тех пор и до конца своей жизни он постился и читал Кадиш в день смерти этого мясника – точно так же, как в йорцайт своего отца (Маасей авотейну, Балак).

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом и комментарием к книге «Орхот Хаим» на русском языке, готовящейся к выходу в свет. Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

http://www.beerot.ru/?p=53947