Высказывания мудрецов и природные явления

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

2735
природные явления
Представляем вниманию читателя очередной материал, посвященный правильному пониманию слов Торы и высказываний мудрецов. Приведенные в тексте отрывки из книги Маараля «Беер а-Гола» выделены жирным шрифтом.

Часть первая

1. «Радугу поместил Я в облаке, и будет она знаком завета»

Приведем пример объяснения отрывка Письменной Торы и высказываний мудрецов, которые объясняют природные явления, а также причины их возникновения. Будем следовать объяснению Маараля («Беер а-Гола», колодезь 6).

«Радугу Мою поместил Я в облаке, и будет она знаком завета между Мною и землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, и появится радуга в облаке, и вспомню Я завет Мой, который между Мною и вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на гибель всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы вспомнить союз вечный между Б-гом и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле» (Берешит, 9:13-16).

У ученых этот отрывок вызывает вопрос. Известно, что радуга — это естественное природное явление. Мы знаем, благодаря чему она возникает. Когда солнце светит во время дождя, лучи солнца проходят через капли воды, преломляются в них, и разделяются на различные цвета. Видимый глазом белый свет, исходящий от солнца, в действительности состоит из разноцветных лучей (т. е., лучей разной частоты, которые преломляются под разными углами) и благодаря этому мы видим эти цвета отдельно друг от друга. Если так, то каким образом этот вполне естественный феномен может служить знаком завета и обещания, что Всевышний не приведет в мир потоп?

2. Мудрецы говорили о первопричине, предшествующей природе

В начале объяснения этой идеи Маараль пишет («Беер а-Гола», колодезь 6): «Мудрецы не говорили о естественных причинах <данного феномена,> так как они совершенно незначительны». Естественная причина настолько незначительна, что у мудрецов Торы вообще не было никакой надобности её обсуждать. «Ибо это обсуждение подобает ученым или лекарям, но не мудрецам Торы».  Изучение законов природы, естественных причин и механизмов возникновения различных явлений, — все это интересуют ученых, а не мудрецов Торы. «А мудрецы, благословенной памяти говорили о причинах, предшествующих природе». Мудрецы обсуждали более глубокие темы. Они говорили о корне того, что происходит, о духовных первопричинах, которые находят свое выражение в материальных явлениях, и управляют ими.

Нам свойственно воспринимать мир поверхностно, и разделять его на две части: с одной стороны — материальный мир, с другой — духовный. В действительности же это не так. Духовный мир не един, он разделен на огромное множество уровней. Какой-то уровень является неопосредованной причиной события, происходящего в материальном мире. Другой уровень является причиной этой причины, и так далее. См. подробнее об этом в книге «Дерех Ашем», в которой Рамхаль объясняет, что у всего материального есть духовные корни, которые создают и поддерживают существование материальных объектов.

3. У каждого материального создания есть управляющий им духовный корень

Материальный мир можно увидеть глазами или пощупать руками (или с помощью приборов). Что касается духовного мира, то это не так. Его невозможно уловить с помощью органов чувств или приборов. Тем не менее, мы уверены в существовании духовного мира, который создает материальный мир и управляет им. Пример этого: когда мы смотрим на некоего человека, мы видим только его тело, но не его душу. Тем не менее, нам известно, что именно его душа управляет его телом. Когда человек разговаривает, то это не просто физический акт, а действие, управляемое душой. Каждый поступок и каждое движение тела происходит благодаря влиянию души. Доказательство этому таково. Когда душа уходит из тела, даже если все части тела вполне здоровы, тело не может действовать, так как душа отделилась от него.

Каждый материальный объект управляется некоторой духовной сущностью. И об этом сказали мудрецы («Берешит Раба», 10:7): «Нет ни одной травинки, у которой не было бы в небе ангела, который бы ударил по ней, и говорил ей: “Расти”». И также сказали мудрецы («Зоар», 1:251а): «Внизу нет ни одной травинки, у которой не было бы хранителя Свыше. Он сторожит её, и ударяет по ней, и говорит ей: “Расти”». Это может быть ангел или хранитель, но в любом случае — это духовная сила, которая управляет каждым созданием, и проращивает каждую травинку. Рамхаль объясняет («Дерех Ашем»): «Существует высший духовный корень, который управляет духовным корнем травы. И так выше и выше — до самого Всевышнего, благословен Он».

4. У материальной причины есть Б-жественная первопричина

Мудрецы не занимаются вопросами, связанными с естественными материальными причинами творения. Это занятие ниже уровня мудрецов Торы и их познаний. В действительности, они занимаются духовными корнями материального мира. «А тот, кто отрицает это — отрицает Тору и веру, как мы объяснили выше. Ведь сказала Тора о знаке радуги “Радугу Мою поместил Я в облаке, и будет она знаком завета между Мною и землею… И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы вспомнить завет вечный”».

Тора сообщает, что цель существования в природе феномена радуги — напомнить Всевышнему о завете, чтобы не было больше потопа. «А ученые, как известно, дали радуге научное объяснение». То есть, они объяснили, каким образом свет разных цветов преломляется, когда лучи солнца проходят через капли воды. И если есть физические причины, вызывающие радугу, почему же Тора говорит, что она вызвана духовными причинами — напоминанием о завете? «В действительности, названная Торой причина — это истинная причина. Действительно, у каждого физического феномена есть естественная причина, которая его вызывает. Но у этой физической причины есть Б-жественная подоплека — первопричина причины». Духовная первопричина — это причина естественной материальной причины. «И об этом говорили мудрецы».

5. Строение человеческих органов обусловлено Б-жественными причинами

Пример, того, что было объяснено выше: «Количество и строение человеческих органов имеет естественную причину». Строение и функции человеческих органов определяются материальными факторами. «Нет никаких сомнений, что у <анатомии человека> есть природный механизм. Тем не менее, у этого механизма есть Б-жественная первопричина. И об этой причине причин сказано (Берешит, 1:27): “И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его”». Нет никаких сомнений, что Тора, говоря «по образу Б-жию», не имела в виду то, что, как у человека есть два глаза и два уха и т. д., так есть они и у Всевышнего! На самом деле, она говорила о Б-жественной первопричине, благодаря которой человек был создан именно таким образом, с данными ему органами, имеющими определенную форму.

Когда Тора говорит о «образе Б-жьем», она не говорит о сущности Всевышнего, у которой вообще нет никакой формы. Речь идет о том, как Всевышний управляет этим миром. Это объясняет Рамхаль («Даат Твунот», 80): «И это исключительное свойство всего образа человека, о котором сказано (Берешит, 1:26): “По образу нашему, подобно нам”— т. е. образ человека отображает весь спектр качеств управления Всевышнего». И сказано далее: «Каждый из органов соответствует конкретному закону, проявляемому Всевышним при таком способе творения. Об этом, как уже упоминалось выше, сказано: “Сделаем человека по образу нашему и подобно нам”, — т.е. когда Всевышний действует сообразно нам, можно различить во всех Его делах те качества, которые мы различаем в образе человека. Например, глазу человека соответствует око Всевышнего, с помощью которого Всевышний наблюдает за всеми обитателями земли, дабы судить дела их. Как сказано (Берешит, 8:21): “Спущусь и посмотрю”, и выучили отсюда мудрецы (Санедрин, 6б), что судья судит только на основании того, что может увидеть его глаз. Ухо человека соответствует тому, что Всевышний слушает молитвы и восхваления, произносимые людьми, как написано (Шмот, 2:24): “И услышал Всесильный их крик”. И сказали мудрецы (Авот 2:1): “Знай, что есть над тобой глаз видящий и ухо слышащее”. Есть у человека уста [которые раскрывают его мысли другим людям] — соответственно устам Всевышнего, которыми Он говорит в видениях пророков, и доносит великолепие Своего голоса до могучих ангелов, исполняющих Его слова. И так любую часть тела можно объяснить соответственно качествам, в которых Творец проявляется по отношению к созданным».

Сказанное относится ко всем органам человеческого тела. Следовательно, каждый орган создан по своей Б-жественной причине.

Как было сказано, причина, по которой у человека есть глаза, — это то, что в управлении Всевышнего есть качество под названием «око видящее». И если бы это качество не существовало, то и у человека не было бы глаз. На первый взгляд можно было бы возразить: ведь глаза необходимы человеку для жизни! Даже без Б-жественной причины его нужно было бы создать с глазами. В действительности, этот аргумент неверен. Ведь существуют животные, у которых отсутствует зрение. Им удается ориентироваться в пространстве не хуже, чем существам, наделенным глазами. Следовательно, истинная причина, по которой у человека есть глаза — это Б-жественная причина, а не его материальная необходимость.

[Примечание переводчика. Весь мир можно было бы построить так, что в нем не было бы необходимости в видении, то есть вообще не было понятия «зрение». Ведь понятия «свет», «цвет», «отражение света» — это часть созданного мира. Можно было создать мир без этого. Можно было также создать жизнь на какой-нибудь темной планете, где в силу определенных причин нет солнечного света. И тогда все жители этой планеты жили бы в кромешной тьме, и пользовались бы другими чувствами для ориентировки в пространстве.]

Об этом написано в трактате Ктубот (5б): «Почему человеческие пальцы… обладают тонкими кончиками как колья? Для того, чтобы, если услышит человек неподобающие речи, мог вставить пальцы в уши». Отсюда мы узнаем, что причина, по которой человеческие пальцы обладают определенным строением и формой, — это духовная причина. Если же спросим врача, почему пальцы обладают именно такой формой, он объяснит нам, что эта форма чрезвычайно удобна для выполнения многих действий. В действительности, это всего лишь материальная причина. А вот то, что приводит к возникновению этой причины — это то, о чем сказали мудрецы.

6. Наука объясняет причину, а Б-жественная мудрость — первопричину

То же самое относится и к радуге. Без сомнений, существует механизм возникновения радуги, и он таков, как его объясняют ученые. Солнечные лучи, проходящие сквозь капли воды, расщепляются и образуют цвета радуги. Вопрос заключается в том, почему Всевышний внедрил этот закон природы в мироздание. Наука не занимается вопросом «почему?» [почему на самом деле происходит то или иное явление]. Её область изучения — поиск ответа на вопрос «что?». То есть, она объясняет нам, что и как происходит в природе. Но ни в сферу её интересов, ни в область её возможностей не входит вопрос, для чего Всевышний установил законы природы именно таким образом. Когда ученые выходят за пределы и ограничения своей области знаний, и пытаются найти ответ на этот вопрос, это бедствие! Подобные попытки обязательно приводят их к ошибкам и заблуждениям. Это вызвано тем, что первопричина всего всегда духовна! Только Тора и мудрецы Торы, которые заняты поиском духовных корней творения, могут ответить и отвечают на вопрос, почему Всевышний создал закон природы, благодаря которому мы видим радугу. Причина этого — для того, чтобы помнить завет, и не привести в мир потоп.

7. «Из-за четырех вещей происходит солнечное затмение»

[Здесь автор приводит дополнительный пример того, что материальная причина — это следствие духовной причины.]

Мудрецы сказали (Сукка 29а): «Из-за четырех вещей происходит солнечное затмение. Из-за главы суда, который умер, и по которому не произнесли поминальные речи по закону; и из-за посвященной девушки, которая кричала в городе [чтобы её спасли от насильника], но никто её не вызволил; из-за гомосексуализма; и из-за двух братьев, которых убивают одновременно». Мудрецы назвали четыре греха, которые являются причинами, по которым происходит солнечное затмение. Маараль пишет об этом («Беер а-Гола», 6): «С точки зрения тех, кто отрицает слова мудрецов, этим причинам возникновения затмений небесных тел, названным мудрецами, противоречат элементарные наблюдения. Ведь известно, что затмение небесных тел зависит от движения планет, от их совпадения или противостояния, приближения и удаления, и от их параметров». Когда в ходе вращения луны и земли, луна, земля и солнце оказываются на одной линии таким образом, что луна полностью или частично загораживает солнце, происходит солнечное затмение. Это вполне естественное физическое явление. «Если так, то как можно сказать, что затмение зависит от причин, названных мудрецами? Ведь благодаря расчетам, время затмений известно заранее!» И эти времена можно рассчитать на многие годы вперед. «Как же можно утверждать, что затмение зависит от греховного поведения? Но и эта претензия основана на ошибочном понимании. Мудрецы не отрицают непосредственную естественную причину возникновения затмений. Оно несомненно является результатом движение небесных тел, и мудрецам это было прекрасно известно. Мудрецы, благословенной памяти назвали причину причин». То есть, они назвали духовную причину, по которой Всевышний создал солнце, землю и луну таким образом, чтобы через определенные периоды времени происходило солнечное затмение. Ибо Всевышний знал будущее, и предвидел, что в определенные времена будут совершаться названные преступления. Поэтому Он заранее устроил мир таким образом, что в определенные периоды, которые действительно можно рассчитать заранее, будут происходить затмения. Следовательно, духовная причина, которая является истинной первопричиной солнечного затмения, это названные мудрецами грехи.

Таким образом, мы выучили общее правило, согласно которому везде, где сама Тора или мудрецы обсуждают и объясняют природные явления, они не ставят себе задачу объяснить нам природный механизм возникновения данных явлений, то есть, как именно и почему они происходят. В действительности, мудрецов интересовал духовный корень этих явлений. То есть, для чего и с какой целью Всевышний создал данный феномен природы. Поэтому Маараль говорит, что тот, кто не признает этот принцип, верность которого мы доказали на примере радуги, отрицает Тору. Он пытается использовать научные понятия для того, чтобы подвергнуть сомнению слова мудрецов.

8. Мудрецы обладали научными знаниями. Эти знания они почерпнули из Торы

Как мы объяснили выше, мудрецы не говорили о научных фактах. Тем не менее, вне всяких сомнений, в Торе содержится понимание природы. Мудрецы обладали научными знаниями, которые они почерпнули из Торы. Об этом пишет Рамбан (предисловие к комментарию к Торе): «…И царь Шломо, да пребудет на нем мир, которому Б-г “дал мудрость и понимание” (Диврей а-Ямим 2, 1:12), — все его познания были из Торы. Изучая ее, он познал тайну всего сотворенного — и даже природу трав и их целебные свойства, и написал о них “Книгу исцелений”. И сказано: “И говорил он о деревьях — от ливанского кедра до эйзова, вырастающего из стены, и говорил о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрость Шломо, и от всех земных царей, прослышавших об его мудрости” (Мелахим 1, 5:13-14).

…И все это он знал из Торы, все нашел в ней — в ее толковании, в ее исследовании, в ее буквах и венчиках на ее буквах, как я уже упоминал».

В действительности, не только Моше и Шломо почерпнули из Торы все виды мудрости и знаний, но и другие мудрецы Торы. Об этом пишет Рамбан («Торат Ашем Тмима»): «В Торе содержатся известные мудрецам намеки на все природные явления».

Это означает, что мудрецам были известны из Торы все духовные корни и причины, из которых и появляется материальный мир. И когда хорошо известен корень явления, известны также все вытекающие из этого последствия, во всем их многообразии. Но не в этом лежит основная сфера интересов мудрецов Торы, а в занятии самой Торой.

Перевод и комментарий — рав Берл Набутовский. В тексте использован отрывок из комментария Рамбана к Торе в переводе рава Александра Каца

http://www.beerot.ru/?p=33937