«Любимые страдания» — Цель страданий – пробудить желание духовной жизни

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

2029

Боль – проявление «сотворенного зла». Так ли это?

«Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло – Я, Г‑сподь, делающий все это» (Йешаяу, 45:7).

Одна из реальностей этого мира – боль. Боль – одно из понятий, которые мы, не задумываясь, относим к проявлениям зла, сотворенного Всевышним… В жизни мы часто сталкиваемся с болью и не всегда умеем правильно ее воспринимать.

Но если мы рассмотрим этот вопрос с позиции мировоззрения Торы, возможно, нам удастся решить множество «болезненных» проблем.

Сказано в Торе (Шмот, 21:19): «Пусть полностью вылечит его». Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят: «Отсюда мы учим, что врачу разрешено лечить». Когда Всевышний посылает болезнь, мы имеем право попытаться вылечиться от нее.

Сегодня одна из самых широких отраслей медицины – это обезболивающие препараты. Раньше основным назначением врача было – лечить. Сегодня целая наука занимается вопросом, как уменьшить боль в случае, когда нет возможности вылечить болезнь.

Любой аптекарь расскажет вам, что только 15% лекарств выпускаются для лечения болезней. Остальные производятся для снятия боли – физической или душевной…

В прошлом было принято считать, что боль – это часть жизни. Рассказывают об одном праведнике, у которого были очень больные ноги. К старости его уговорили обратиться к врачу, и ему удалось вылечиться. Боли прошли. Сказал этот праведник: «Я вдруг понял, что по миру Всевышнего можно ходить и не испытывать боли при этом… Я-то всегда думал, что боль – неотъемлемая часть жизни. Человек видит, слышит, испытывает боль…»

Однако сегодня, если у человека что-нибудь заболит, он сразу же кидается к обезболивающим таблеткам. Не помогает – надо удвоить дозу! Испытывая боль, он не может ни на чем сосредоточиться, мир вокруг него замирает… И он торопится избавиться от боли. Сегодня «хорошим» зубным врачом считается тот, который лечит зубы безболезненно. И даже уколы сегодня делают, предварительно обработав место укола «успокоительным средством»…

И все-таки задумаемся на минуту, действительно ли боль – это что-то лишнее? Действительно ли она – проявление зла, или, быть может, у боли есть свое предназначение?

«Любимые страдания»

В начале в мире болезней не было. Первым больным в истории человечества был наш праотец Яаков, который попросил у Всевышнего, чтобы человеку посылалась болезнь перед смертью, для того чтобы он успел дать наставления домашним.

Гемара рассказывает, как принимали страдания великие составители Мишны (танаим). Про раби Элазара сына раби Шимона рассказывается, что каждую ночь он звал к себе страдания, говоря: «Братья мои и друзья мои, приходите!», а про раби Йеуду а-наси рассказывается, что он, испытывая сильные страдания, которые заставляли его кричать так, что его было слышно даже на корабле, уходящем в море, называл их «любимыми страданиями» (Бава Меция, 84б и 85а).

Безусловно, мы далеки от их уровня, но мы должны понимать, что если великие люди просили для себя страданий, называя их «любимыми», называя их «братьями и друзьями», это говорит о том, что страдания посылаются нам не только для того, чтобы мы мучились. У страданий есть свое предназначение в мире!

Боль – небытие, жизнь – цветение

Для начала определим, что такое «боль», и какова естественная человеческая реакция на нее.

В физическом мире боль – это что-то, что нацелено против жизни, что-то, близкое к смерти. Жизнь – это цветение, творчество, достижения, а боль мешает всему этому. Когда человека атакует боль, он – словно парализован. Он чувствует, что не способен ничего делать, пока боль не пройдет. Он не может реализовать свои возможности, не способен ничего производить, не может ничего достичь, не процветает – его «жизнь» остановилась. В некотором роде – это смерть.

В человеке заложено необыкновенно сильное желание жить. Это желание проявляется особенно остро, когда он чувствует, что его жизни что-то угрожает. И потому он готов на все, чтобы избавиться от этой смерти, от этого чувства небытия; он готов на все, чтобы вернуться к привычному для него состоянию, чтобы продолжить жить, чтобы реализовать свои возможности. Продолжить цвести.

Это – естественная реакция любого человека.

Но тут возникает вопрос. А к какой «жизни» мы должны стремиться? В каком направлении должно реализоваться наше желание жить и процветать?

«Когда человеку плохо…»

Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят (Санедрин, 46а): «Когда человеку плохо, что говорит Всевышний? ”Тяжела голова моя, тяжелы руки мои“». Раши объясняет: «Как у человека, уставшего после тяжелого труда».

Мой дедушка рассказывал про одного праведного еврея, на которого напали на улице антисемиты и сильно избили. И пока его били, этот еврей кричал: «Мне не больно! Мне не больно!». Спросили его, зачем он это кричит, и он сказал: «Когда еврею больно, Всевышний благословенный тоже страдает, я не хочу, чтобы Он страдал из-за меня!»

Когда человеку плохо, Всевышний не просто сочувствует ему, здесь написано гораздо больше – Всевышний, образно говоря, страдает и мучается вместе с ним! Нам знакомо выражение «поддержать кого-то в беде». Когда близкий нам человек страдает, мы беспокоимся о нем и ищем способы помочь ему. Но здесь – не просто поддержка Всевышним человека, который страдает. Всевышний как бы говорит: «Я с ним в его беде». Всевышний не просто «сочувствует» ему в беде, Он, образно говоря, страдает вместе с ним!

Когда у нас болит голова, проблема не в нашей головной боли, а в боли Всевышнего! И ничто не связывает нас со Всевышним лучше, чем боль!

Мы должны понять, как нам следует воспользоваться этой замечательной связью со Всевышним!

Боль, сама по себе, не является целью! В физическом мире боль – это свидетельство о какой-то неисправности в работе организма. Когда в тело человека попадает инфекция, у него поднимается температура. Это – сигнал тревоги для нас, оповещающий о наличии в организме проблемы, которой необходимо заняться. Что-то неисправно. У некоторых людей инфекционное воспаление может протекать без повышения температуры, и это очень опасно, ведь инфекция может распространиться по всему телу, пока никто об этом не подозревает.

Боль – это сигнал от Всевышнего, посланный с вполне определенной целью. Он хочет, чтобы мы реализовали свое желание жить!

Тайна «пролитых чернил»

Есть притча про ребенка, который учится рисовать. Под руководством учителя он замечательно нарисовал лестницу. Он трудился над этим рисунком не один день, и вот, получилось произведение искусства.

Вдруг он случайно пролил чернила, и в центре рисунка образовалась большая противная клякса. Ребенок разразился горьким плачем. Он так много сил вложил в этот рисунок, он так долго работал над ним, и теперь – все пропало…

Но учитель успокоил его: «Не плачь. Смотри, у нас есть рисунок лестницы с кляксой посередине. Давай сделаем из этой кляксы ребенка, который спускается по лестнице…»

И рисунок стал намного лучше, чем был до того!

Наша жизнь – тайна. Есть тайна, заключенная в этроге, есть тайна, заключенная в маце. Есть тайна жизни. Мы не знаем, для чего мы живем, каково наше предназначение в жизни. «Сокрытое – Всевышнему».

Нам посылаются страдания; что-то, по нашему мнению, мешает нам жить… Да это же чернила, пролитые на картину нашей безмятежной жизни. В этих чернилах заключена какая-то тайна, Всевышний послал их не просто так.

И что нам делать? Может быть, попытаться стереть эту «кляксу»? Если бы тот ребенок попытался стереть кляксу в центре его замечательного произведения, он бы просто размазал ее по всему рисунку, окончательно загубив его. Если мы попытаемся «стереть» посланные нам страдания, мы испортим всю картину. Мы должны не стирать их, а, наоборот, вписать их в картину нашей жизни! Взять эти страдания и с их помощью реализовать то, ради чего они посланы нам Всевышним, благословенным! Мы должны из этих страданий сплести «жизнь» – вечное цветение! И тогда вся наша жизнь изменится, она станет намного прекраснее, чем была бы без этих страданий!

В страданиях кроется опасность

У страданий есть чудесная возможность связи со Всевышним, но есть и опасность разрыва с Ним, не про нас будь сказано!

Когда человеку очень плохо, он может сказать, что у него нет сил молиться, нет сил учиться… Страдания подобны автомобилю, который способен умчать нас очень далеко за короткое время. Но если мы не умеем водить автомобиль, он может стать причиной смерти…

Есть чувствительные люди, которые, когда им что-то мешает, когда у них тяжело на сердце, сразу тянутся к холодильнику… Это – один из способов решения проблемы. Но так мы теряем драгоценное сокровище! Мы теряем возможность связи со Всевышним! Нам дан такой замечательный подарок – смятенность чувств! И вместо того, чтобы с ее помощью установить связь со Всевышним, мы устанавливаем связь с тортом со взбитыми сливками…

Боль, но не печаль

Боль и печаль не являются синонимами! Есть радость, и есть печаль. Радость – это надежда, ожидание и строительство. Печаль – это отчаяние.

Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят: «Бедняка преследует бедность» (Хулин, 105б). Ничто не приведет человека к богатству, кроме богатства. И ничто не приведет человека к бедности, кроме бедности. Когда человек ведет себя достойно и богато, это приносит ему достоинство и богатство.

И нет ничего, что приносит человеку больше радости, чем сама радость! Верное средство обрести радость – создать радостную атмосферу. За искусственной радостью последует радость настоящая.

Когда человека атакует боль, он не должен убегать от нее! Если он приучит себя, если он сможет побороть себя, он сможет жить с этой болью. Страдание не является преступлением. Но мы должны заставить себя вынести что-то из этой боли. Мы должны взять наш двигатель жизни, наше желание процветать, и использовать его для истинной жизни – сосредоточеннее молиться, быть ближе к Всевышнему, стать Его партнером в Творении!

И тогда страдания превратятся в прекрасный подарок, дарованный нам Всевышним! <…>

Перевод Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=12078