Путь приближения к Творцу — «Созидать миры и исправлять их согласно воле Его»

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Шауль Грайнеман

1361

С чем могу я подступиться, и с чего начать? Чем отплачу я Тому, Кому по праву принадлежат все платежи? И так сказано у Давида (Диврей а-Ямим 1, 29:14): «Ведь от Тебя – все, и из Твоей же руки мы Тебе отдавали!» «И [даже] если бы уста наши были полны песней как море…» не могли бы мы отблагодарить даже за одну заповедь, которую удостоились исполнить, принести умиротворение Ему, благословенному. И еще – «Ничей глаз не видел, кроме Твоего, о Б-же, что сделает Он ждущему Его» (Йешаяу, 64:3); и нет предела и постижения милостям Его.

Говорили наши мудрецы: «Если прежние [праведники] были как ангелы, то мы – как люди, а если прежние – как люди, то мы – как ослы и т. д.». И в результате такого падения мы стали таковы, будто и не было нас. Мы даже не как животные. Сколь же велики милости Его, благословенного, если вопреки всему этому дал Он нам удел в Торе Своей, которая больше земли и шире моря! Но мало этого – нам дозволено устанавливать закон на основе наших углубленных изысканий в нем, и обнаруживать новые аспекты и стороны его, ибо «не на Небесах она [Тора]» (Дварим, 30:12).

В соответствии с этим, каждому человеку с возвышенной душой следует понять, что нельзя руководствоваться в Торе умом существа из плоти и крови. Только если он будет упорно трудиться над нею во имя нее самой, вместе с предшествующим этому страхом перед Небесами, – лишь тогда он удостоится просветления разума многолетними трудами, чтобы знать и понимать сокровенный смысл истинных речений. Ведь такова основа и скрытый замысел творения: чтобы заповеди и изучение Торы, равноценное всему, довершали человека. И сказано (Мишлей, 3:6): «На всех путях твоих познавай Его, и Он выпрямит стези твои». Чем больше труды человека над Торой, тем больше просветлится разум его и больше приблизится к истине.

Удивительно, что знает человек сокрытую основу мира – что есть великое добро, хранимое на веки вечные для боящихся Всевышнего, и напротив – бездна и погибель, «уготованное место сожжения [ад]» (по Йешаяу, 30:33), «лезвие пламенеющее и дротик» (по Иов, 39:23). Но при всем этом словно бы два равноценных пути перед ним, и он должен прикладывать большие усилия, чтобы выбирать жизнь и добро. Такова мощь дурного побуждения, и сказанное – верное свидетельство о том. При всем желании и стремлении понять непостижимо, как могут величайшее добро и самое крайнее зло стоять как бы на равных при выборе. Только лишь рука Всевышнего сделала возможным это.

Более того – даже в ситуациях, когда Б-жественное наблюдение и управление было открыто глазу каждого, при постоянных чудесах, как, например, при исходе из Египта, – все еще оставалось место для дурного побуждения, для десяти испытаний в пустыне и т. п., поскольку весь замысел создания человека – дать ему возможность выбора. Ибо без этого – наступают «дни, в которых нет желания» (Коэлет, 12:1), о которых сказали наши мудрецы [что это – «дни Машиаха, в которые нет ни заслуги, ни провинности» (Шаббат, 151б) – из-за отсутствия, в сравнении с прежними временами, свободы выбора, поскольку истина в те дни будет открыта всем].

Основа творения – дать каждому, в любой ситуации, выбор между добром и злом. При этом исполнение заповедей – это корень, поддерживающий в человеке добро и помогающий ему справиться с дурным побуждением и избрать жизнь.

Замысел творения в том, чтобы человек удостоился достичь утонченности и просветления души, чтобы пребывать в единении с Творцом – быть «больным любовью» к Нему (по Шир а-Ширим, 2:5). Чтобы удостоился он наслаждаться постоянной связью с желанием Его – пророчеством ли, духом святого постижения или голосом с Небес, сообразно ступени своей. И на основании этого направлять поступки свои, созидать миры и исправлять их согласно воле Его.

О тех, которые еще не достигли всего этого, сказано: поскольку есть пророки в мире, также и они, и любой человек может вопросить Б-га и узнать, что требуется лично от него, и чем заслужит он благоволения Господина своего, чтобы исполнить волю Его и удостоиться жизни вечной. Ибо, как сказано: «Ошибки невольные – кто поймет их» (Теилим, 19:13), и также: «Нет такого праведного человека на земле, который будет делать [лишь] добро и не согрешит» (Коэлет, 7:20). Кто может сказать: «Просветлил я сердце мое, чист я от греха моего» (Мишлей, 20:9)?

[Все сказанное относилось к временам «открытия Лика» Всевышнего]. Но из-за многих наших грехов лишились мы всего этого, и ничего не осталось нам, кроме нашей Торы. И многолетними великими трудами человек может [также и сегодня] высоко поднять себя над вожделениями простых смертных, и проникнуться ощущением святости, и укрыться под сладостной сенью правления Творца благословенного – как сын, постепенно исправляющий себя и приближающийся к своему Отцу, – «…и Он прямыми сделает стези твои» (Мишлей, 3:6).

Оставь же, человек, оставь! Оставь, пожалуйста, жизнь плоти и крови! Оставь жизнь, полную лжи и пустоты, и помни Творца своего в дни юности твоей! И построй свою жизнь на крепкой связи себя – сотворенного – с Творцом, во всякое время и во всякий час, – упорным трудом над Торой, и точным исполнением закона, и проникновенной молитвой! Так, будто весь мир создан лишь ради тебя, так что и Тора твоя, и заповеди – в них существование его! И тогда – замечателен удел твой в этом мире, и хорошо тебе в Мире Грядущем.

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=18103