Стремление к добру

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1754
стремление нести добро
Одной из глубочайших тем, в которую следует углубиться, изучая первые главы книги Берешит, является сравнение двух праведников — Ноаха и Авраама.

Ноах и его сыновья положили начало новой популяции людей после потопа. С помощью потопа Всевышний уничтожил мир, отошедший от исполнения Его воли, и построил новый мир, в основе которого был исполнявший Его волю Ноах, как сказано: «С Б-гом ходил Ноах» (Берешит, 6:9).

Ноаха и Авраама разделяют десять поколений.

Эти поколения не извлекли истинных уроков из потопа, и это отразилось в попытке построения Вавилонской башни. Это было первое и самое впечатляющее объединение народов мира вокруг ложной, но весьма увлекательной цели. Строительство башни было, по сути, попыткой создания «нового человечества», которое будет получать блага от Всевышнего (в Которого они, разумеется, верили), не исполняя Его воли. Это был сознательный отход от пути Ноаха, исполнявшего волю Творца. «Архитекторы» башни понимали механизм правления Всевышнего и рассчитывали, что это даст им возможность обойти Его волю.

В результате Всевышний разрушил это сообщество. Из его «развалин» вышел Авраам.

От него произошло новое поколение людей, ищущее исполнения воли Творца. Поколение Вавилонской башни объединилось ради торжества зла. Люди этого поколения хотели лишить Всевышнего того кнута Б-жьего наказания, который вынуждал их избегать греха. Именно этому единению во имя зла и противостоял Авраам.

Изначально имя Авраама было Аврам, смысл его — «отец Арама» (Арам — родина Авраама). После того как Всевышний добавил в его имя букву ה (намек на слово המון — множество), Аврам стал Авраамом — «отцом множества народов» (Берешит, 17:5. Раши там). Сказано в недельной главе Лех Леха: «И будут благословлены твоим потомством все племена земли» (Берешит, 22:18). Таким образом, Авраам является источником благословения для всего человечества. Далее, в главе Хаей Сара сказано в адрес Авраама: «Наместник Всевышнего ты среди нас» (Берешит, 23:6). Именно так народы воспринимали Авраама. Таким образом, Тора противопоставляет друг другу два типа объединения: объединение поколения Вавилонской башни ради греха и объединение человечества ради исполнения воли Творца. Именно о таком единении мы молимся в Рош а-Шана и Йом Кипур: «И станут все единым союзом исполнять Твою волю с цельным сердцем». Когда наш народ удостаивается такого единения, нас осеняет Шехина. Мы молимся о таком единении в Дни трепета. Такое единение противоположно единению поколения Вавилонской башни.

Наряду с противопоставлением поколения Авраама поколению Вавилонской башни, мы видим здесь еще одно, более глубокое сравнение. Это сравнение Авраама и Ноаха.

Сказано в недельной главе Ноах: «С Б-гом (Элоким) ходил Ноах» (Берешит, 6:9). Раши объясняет, что это Имя Всевышнего отражает Его качество Высшего сурового суда (Берешит, 1:1, Раши там). Таким образом, Ноах следовал воле Творца в необходимой степени с точки зрения Высшего суда.

Авраам в этом вопросе поступал по-другому. Мы говорим о его хеседе (стремлении делать добро сверх того, что от него требовал Всевышний). Из трех наших праотцов именно Авраам называется колесницей качества хесед — благодеяния. То есть именно через Авраама это качество Всевышнего раскрылось в мире. Качество Высшего строгого суда было раскрыто в мире через Ицхака. Истинно же оптимальное сочетание этих двух качеств проявилось у Яакова. Яков был «человеком цельным, сидевшим в шатрах (во множественном числе)» (Берешит, 25:27). Он получил Тору в шатре Авраама, но обучался ей и в доме учения Ицхака.

При этом не нужно забывать, что Ноах сам по себе был чрезвычайно великим человеком. Тора называет его мужем праведным, цельным в своих поколениях (Берешит, 6:9). Больше ни о ком в Торе так не сказано. Проявление в мире качества Высшего суда всегда сопровождается страхом. Всевышний называется в Торе пахад Ицхак (страх Ицхака). Именно через Ицхака в мире проявился страх перед отходом от воли Творца, и в особенности — страх нарушить запретительные заповеди.

Что касается проявления качества хесед, то в нем проявляется гораздо более высокий уровень связи человека с Всевышним.

В книге «Даат Твунот» Рамхаль пишет, что Всевышний сотворил мир для того, чтобы нести своему творению максимальное добро. Именно с этой целью Им созданы препятствия, преодолевая которые мы своим трудом удостаиваемся этого добра в максимальной степени. Следовательно, причиной всего Творения было желание Всевышнего нести добро человеку. И это — та часть замысла и воли Творца, которую мы можем постичь. Именно это в максимальной степени постиг Авраам и сам стал, в соответствии с Его замыслом, носителем этого добра. Различия между Авраамом и Ноахом в том, что Ноах исполнял то, что ему было велено, а Авраам искал пути принесения максимального добра. Тем самым Авраам в максимальной степени прилепился к воле Творца. Безусловно, Ноах был величайшим праведником, однако прилепиться ко Всевышнему, раскрыв Его качество хесед (не нарушая Его воли!), — это совершенно другой уровень.

Для нас важно еще одно противопоставление. Здесь пойдет речь не о праведниках, таких как Авраам и Ноах.

Трактат Авот противопоставляет дом учения Авраама дому учения Билама. Билам вроде бы подчиняется воле Творца. Он заявляет, что не отойдет от Его воли, и то, что Всевышний повелит, он скажет. Билам был готов исполнять Его волю, чтобы избежать наказания. Однако он не был готов желать то, что желает Всевышний. И это – его главное отличие от Авраама. Фактически Билам искал способы делать то, что хочется ему, пытаясь добиться согласия Творца. У Авраама же было цельное желание принести в этот мир и раскрыть в нем максимальное добро Творца. Это желание объединяет людей!

В то же время сказано в Мишлей (18:1): «Просящий для (удовлетворения) вожделений – отделен». То есть забота об удовлетворении собственных вожделений отделяет человека от общества. Это ярко проявляется в семейной жизни. Когда каждый в семье хочет получить от семейной жизни то, что нужно ему самому, и ему нет дела до потребностей супруга, — это путь, ведущий к разобщению. Истинное единение строится на взаимном желании нести друг другу добро. Это проявление истинной любви.

Нужно сказать еще об одном важном противопоставлении. Это противопоставление айн раа (злого глаза) и айн това (доброго глаза).

Качество айн раа проявляется в том, что человек смотрит на окружающий мир с позиции, как использовать все лишь для себя. А что невозможно использовать для себя, не имеет в его глазах права на существование. Нахождение «нужного» ему предмета в чужой собственности такой человек расценивает как преступление против себя. При этом он может не предпринимать никаких действий для присвоения этого предмета. Тем не менее такой человек является мазиком (вредителем). Ведь такой взгляд на мир приносит реальный вред. Есть и другой взгляд на вещи, когда человека искренне радует то добро, которым одарен не он сам, и он думает о том, как совершенно бескорыстно это добро приумножить. Этот подход к жизни называется айн това. Корень этого человеческого качества в той любви к совершению добра, которую мы унаследовали от Авраама. Оно объединяет людей вокруг человека, им обладающего.

Глава ешивы Мир рав Носон Цви Финкель был тяжело болен в течение последних двадцати пяти лет своей жизни. Врачи говорили, что в его ситуации другой мог бы только лежать в кровати в состоянии прострации. Он же, находясь в таком тяжелом состоянии, увеличил в 10 раз размер своей ешивы. Как-то рава Носона спросили, знает ли он всех учащихся ешивы (тогда их было около 6 тысяч). Он ответил, что знает большинство, но любит всех. Учащиеся ешивы Мир видели духовную силу рава Носона именно в этой его любви к каждому из своих учеников. Эта любовь к добру – та великая сила, которую наш народ унаследовал от Авраама. Именно это качество противопоставило Авраама тому, что было до него, да и после него в этом мире, наполненном айн раа.

Рамхаль пишет в своей статье «Кунтрес Дерех Эц Хаим», что истинный хешбон нефеш (духовный самоотчет) состоит в соотнесении человеком собственных поступков с поступками праотцов. Если мы будем стараться делать это, то поднимемся выше в своем духовном уровне. Время чтения недельных глав Торы, посвященных нашим праотцам – это наиболее подходящее время, чтобы вдуматься в их деяния и попытаться приблизить свою жизнь к их жизненным путям.

Праотцы смогли заложить в наш народ три качества: стыдливость, милосердие и стремление делать добро (не только бедным, но и богатым).

Мы все говорим в молитве Шмона Эсре, что Всевышний дал нам любовь к совершению добра. Это – качество Авраама. Нас это обязывает задать себе вопрос: «А думаем ли мы, как сделать добро своим ближним — женам и детям, соседям? Несем ли мы в себе любовь к совершению добра, оставленную нам в наследие Авраамом?»

Деятельность Авраама была направлена на то, чтобы привлечь все народы к служению Творцу, которое является максимальным добром. При этом он нес добро своим гостям бескорыстно, ради самого несения добра. Ради этого он приближал к вере, к праведности, ведь именно это является путем приобщения мира к тому максимальному добру, которое желает для нас Всевышний. «Месилат Йешарим» пишет, что человек должен прилепить себя к истинному благодеянию. Это укрепление Торы и братство между народами. Ведь Тора является источником благословения в этом мире. Что касается братства между народами, то человеку необходимо подняться над собственным узким кругозором и увидеть мир во всей его широте и глубине. Об этом пишут рав Шимшон Рафаэль Гирш и Нацив из Воложина. Их слова основаны на словах пророков о том, что замысел Всевышнего состоит в том, чтобы народ Израиля, идя путями Авраама, был светочем для всех народов мира. И это то, что должно привести мир к приходу Машиаха.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=56387