Успех в изучении Торы

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

1605

От редакции. Мы не раз публиковали в прошлом на страницах журнала «Беерот Ицхак» уроки руководителя нашего поколения, главы ешивы Поневеж, гаона рава Гершона Эдельштейна. Рав Гершон — один из старейших глав ешив нашего времени (97 лет), но его уроки слушают не только ученики ешив и колелей. Мы надеемся, что уроки гаона рава Гершона Эдельштейна принесут пользу также читателям нашего журнала. 

Молитва со слезами об успехе в изучении Торы

Все мы хотим преуспеть в изучении Торы. Слава Б-гу, есть любовь к Торе в еврейском народе. Но успех в изучении Торы необходимо заслужить. Без особых заслуг ничего не получится, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти (Авот, 6:6): «Тора становится достоянием человека при выполнении сорока восьми условий», перечисляя дальше заслуги и добрые дела, среди которых страх, трепет, скромность и многие другие добродетели, позволяющие достичь успеха в изучении Торы.

Хазон Иш как-то сказал, что человек может не обладать способностями, но при этом с большим успехом учить Тору. В качестве примера он привел одного еврея, который в юности был совсем неспособным к Торе, но с годами преуспел в ее изучении и стал большим мудрецом. Хазон Иш предположил, что это произошло благодаря молитвам его бабушки-праведницы, которая проливала слезы, молясь во время зажигания свечей, чтобы внук ее преуспел в изучении Торы. Есть молитва, которую произносят после зажигания свечей: «И удостой меня вырастить сыновей и внуков мудрых и проницательных… и освещающих весь мир Торой и добрыми делами…», его бабушка произносила эту молитву со слезами, и слезы ее привели к тому, что он стал мудрецом, не обладая особыми способностями.

Хазон Иш сказал, что он лично знаком с этим евреем, который стал известным раввином в диаспоре. Его спросили, кто же это. Люди считали, что огласка его имени может принести большую пользу, ведь если все те, кто считается неспособными к изучению Торы, услышат, что рав такой-то тоже не обладал способностями, однако стал известным раввином, это приободрит их и поможет им учиться с новой силой. Но Хазон Иш сказал, что, если рассказать, кто это такой, это может задеть его честь. Через какое-то время спросили Хазон Иша, может быть, уже можно назвать имя этого раввина, на что он ответил, что тот уже умер, и теперь тем более нельзя огласить его имя.

Такова действительность. Даже человек, обделенный способностями, может расти и преуспевать в Торе. Но для этого необходимы заслуги, например, заслуги бабушки, которая со слезами молилась при зажигании свечей. И тем более помогут человеку, который хочет преуспеть в изучении Торы, его собственные молитвы со слезами.

Много лет назад один мальчик, который очень хотел добиться успеха в изучении Торы, зашел в синагогу, когда там никого не было, подошел к арон а-кодеш (шкафу, в котором хранятся свитки Торы), спрятался за занавесью, и там молился и плакал, прося у Всевышнего помощи в изучении Торы. Один человек случайно проходил мимо и увидел происходящее в синагоге, но мальчик его не заметил. Впоследствии тот мальчик стал большим мудрецом, праведником и чудотворцем.

Велика сила слез и молитвы от всего сердца. Неважно, кто молится: ребенок, юноша или взрослый человек, если молитва – искренняя, если она исходит из сердца, молящийся удостаивается успеха в изучении Торы, успеха, который никак не укладывается в естественные рамки!

И, заметьте, в молитве мы просим (четвертое благословение «Шмоне Эсре»): «Даруй нам знание, понимание и разум», просим о бесплатном даре, о милости Всевышнего, которая позволит нам преуспеть в изучении Торы, ведь успех этот полностью зависит от помощи Свыше.

Иногда мы видим, что кто-то добивается успехов, вроде бы и не молясь о них. Есть много возможностей удостоиться. Может быть, у него есть особая любовь к Торе, он жаждет учиться, учится с усердием и с любовью, заслуживая таким образом особых успехов в учебе. Но если он будет молиться о своих успехах, он добьется гораздо большего.

Учеба должна быть непрерывной

Однако, молитва – это еще не все. Выше мы упомянули сорок восемь условий, перечисленных в Пиркей Авот, позволяющих достичь успеха в Торе. Так вот, самое первое условие, которое там приводится, это учеба. По-простому, чтобы добиться успеха в изучении Торы, необходимо учиться!

Но тут важно, как именно учиться. Если кто-то чуть-чуть учится, а потом много времени тратит попусту, возможно ли, что он удостоится успеха? Ведь это пренебрежение Торой, страшнее которого ничего нет. Как сказано: «”Изучение Торы равносильно выполнению всех заповедей” – значит, пренебрежение Торой равносильно нарушению всех заповедей» («Сифри», Экев). Тому, кто пренебрегает Торой, ни во что ее не ставит, кому наплевать на Тору, – тому Тору не дадут…

А потому, первое условие – не пренебрегать Торой. Для этого должен быть страх пренебрежения Торой или очень сильная любовь к Торе, которая не позволит ею пренебречь. Но во время учебы не стоит думать о страхе пренебрежения Торой. Тот, кто учится в состоянии страха, напряжения, не достигнет успеха в учебе. Он просто не сможет понять то, что учит. Нужно учиться в состоянии спокойствия, получать удовольствие от учебы. Стиль учебы должен подходить тому, кто учится. Учеба должна быть ему интересна, он должен ощущать сладость Торы. И при этом ему следует знать, что сейчас он должен учиться, не отвлекаясь. Он должен бояться пренебрежения Торой, это приведет к тому, что он будет учиться, и не будет терять время. Но во время учебы он должен быть спокоен, не испытывать ни страха, ни напряжения. Он должен чувствовать, насколько Тора сладостна и увлекательна.

Изучение Торы приносит удовольствие. В книге «Ховот а-Левавот» (Врата понимания, конец пятой главы) сказано, что вещи, которые необходимы человеку для существования, обычно легкодоступны. Воздух, без которого человек никак не может существовать, есть везде. Вода, которая очень нужна человеку, не так доступна, как воздух, но ее несложно найти. Еду, которая необходима человеку меньше, чем вода, причем есть возможность заменить один вид еды другим, раздобыть немного сложнее. И так далее. Всевышний, благословен Он, устроил мир таким образом, что чем нужнее какая-то вещь для поддержания жизни в теле человека, тем легче ее достать.

То же самое происходит и с душой человека. Для ее существования в Будущем мире, мире истинного и вечного наслаждения, для ее святости в первую очередь необходимо изучение Торы, ведь «Изучение Торы равносильно выполнению всех заповедей». Изучение Торы освящает душу человека больше, чем что бы то ни было, и, поскольку оно так необходимо для души, Всевышний, благословен Он, создал Тору сладостной и притягательной, чтобы человек мог увлечься ею и учиться с удовольствием.

Итак, первое условие для достижения успехов в изучении Торы – учиться, не отвлекаясь. Тот, кто пренебрегает Торой, теряет право на ее приобретение.

Понятно, что каждый должен учиться в соответствии со своими силами. Человеческие силы ограничены, перенапрягаться не нужно. Но нужно делать то, что по силам, то, что возможно.

Каждое действие должно быть осуществлением желания Всевышнего

В конце книги «Месилат Йешарим» написано: «Самый простой ремесленник, который зарабатывает себе на жизнь, может быть благочестив, как тот, с чьих уст не сходит Тора». То есть, если кто-то вынужден работать, чтобы прокормить свою семью, и не может целый день учить Тору, это не мешает ему быть благочестивым евреем, если все его мысли – святы, и он работает ровно столько, сколько необходимо. Ведь он делает то, что хочет от него Всевышний, – заботится о своей семье. И даже если он сапожник или портной, и даже если его ремесло еще менее почетно, он выполняет желание Всевышнего, он целый день занят выполнением Его заповеди.

[Хафец Хаим в книге «Шмират а-Лашон» (2:29) пишет, что человек, который трудится, чтобы обеспечить семью, чтобы прокормить свою жену и маленьких детей, и, тем более, чтобы иметь возможность нанять учителя Торы для своих сыновей, трудится не напрасно. И он удостоится награды не только за те часы, которые он посвящал изучению Торы, но и за то время, что он работал, выполняя тем самым желание Всевышнего, благословенного. Но если он целый день будет работать для того, чтобы иметь шикарный дом и покупать роскошные одежды сверх того, что его семье необходимо, его труд не принесет ему награды…]

Работа, которая необходима человеку для поддержания существования его семьи, является заповедью, которую никто другой не может выполнить вместо него. Обычно работающие люди не осознают, насколько важно то, что они делают, считая, что они просто вынуждены работать, в то время как на самом деле они удостаиваются за свой труд больших заслуг. Ведь сказано: «Каждый, кто дает существование одной душе, как будто творит целый мир» (Санедрин, 37а), значит, работая для обеспечения целой семьи, человек творит несколько миров! И необходимо осознавать важность этой заповеди.

Человеку необходимо есть и пить для поддержания жизни в теле, для служения Всевышнему. Он – раб Всевышнего, а раб обязан есть, чтобы у него были силы служить своему господину. Если солдат в армии царя объявит голодовку, это будет расценено как бунт против царя, ведь от голода он ослабеет и не сможет служить царю как положено. Каждый из нас – солдат в армии Всевышнего, и потому обязан есть, чтобы служить Ему. Получается, что, когда мы едим, мы тем самым выполняем желание Всевышнего, во время еды мы тоже служим Ему, благословенному! Не все об этом задумываются.

Когда человек спит, он, вроде бы, ничего не делает в это время. Рамбам в «Илхот Деот» (3:3) говорит, что если он спит во имя Небес, чтобы набраться сил, быть здоровым и выполнять возложенные на него обязательства, то тогда этот сон – именно то, чего хочет от него Всевышний. В этом случае его сон расценивается как служба Всевышнему!

И можно удостоиться, если мы будем обращать на это внимание, служить Всевышнему, совершая самые простые действия. Тогда, если человек ест, пьет, спит, и, тем более, если он учится или молится, он выполняет желание Всевышнего. Он ежеминутно соблюдает Его заповеди!

Страх, трепет, скромность…

Что касается успеха в изучении Торы, есть много условий, при выполнении которых Тора становится достоянием человека. Например, в Пиркей Авот» упоминаются страх и трепет. Это – две ступени Б-гобоязненности. Есть много разновидностей трепета. Например, в благословении нового месяца упоминаются трепет перед Небесами и боязнь греха. Рамхаль («Месилат Йешарим», 24) объясняет, что трепет перед Небесами проявляется, когда человеку предоставляется возможность согрешить, и он эту возможность отвергает. Боязнь греха – более высокий уровень, при котором человек постоянно опасается, как бы к его добрым делам не был примешан какой-нибудь грех. Все эти ступени Б-гобоязненности являются средством преуспеть в изучении Торы.

Еще одно упомянутое там условие для приобретения Торы – анава, скромность (до самоуничижения). А ведь многие даже далеки от понимания, что такое гордыня, и что такое скромность. Рамхаль (там же, 22-23) очень подробно это разъясняет. Он говорит, что скромный человек не придает значения самому себе. Если кто-то считает, что он является очень важным человеком в определенной области – это близко к гордыне. Хотя это так естественно для человека – видеть свою значимость. Он хочет, чтобы его оценили по достоинству. Если он обладает какими-то достоинствами, ему очень важно знать, заметили ли это другие, оценили ли… Это – природа человека, он получает удовольствие, если ему оказывают почет. Но если он считает, что другие обязаны его уважать, это – признак гордыни.

На самом деле, нет никакого повода требовать к себе уважения. Ведь если человек обладает какими-то достоинствами, понятно, что ими его одарил Всевышний. Допустим, у него есть способности к чему-то. Он сам себе сотворил эти способности? У него есть разум, хорошие качества. Он их произвел на свет? Ведь все, что у него есть – от Всевышнего, он – как бедняк, которому дали милостыню. Он получил в подарок способности. Чего-то добился своими силами. Но ведь и эти силы даны ему Свыше, в любую минуту их может не оказаться, не дай Б-г. Известно много случаев, когда совершенно здоровые люди вдруг переставали функционировать, да смилуется над нами Всевышний.

Любой человек похож на пациента в отделении реанимации. Он постоянно «подключен» к дыханию, которое поставляется Свыше, каждую минуту Всевышний дает ему новые силы. То, что он способен видеть и слышать – это проявление милости Небес. И лишь потому, что мы привыкли к этому, мы не чувствуем, что за нашим существованием стоит милосердие Всевышнего. Но такова действительность. И не так просто это почувствовать, даже если мы – люди верующие. Обладать верой настолько ясной, чтобы все время помнить и чувствовать это, –  очень непросто.

Итак, истина заключается в том, что у нас нет повода требовать уважения к себе, ведь все, что у нас есть, – дано нам Свыше. А про того, кто проявляет гордыню, сказано (Мишлей, 16:5): «Мерзость перед Г-сподом – всякий высокомерный…», а если он мерзок в глазах Всевышнего, никаких заслуг у него нет! И если он все же преуспевает в изучении Торы, то не благодаря своим заслугам. Может быть, благодаря бабушкиным слезам. У него самого не может быть никаких заслуг, ведь он – «мерзость перед Г-сподом».

И это так тяжело, это против природы человеческой – не ожидать к себе уважения, не хотеть, чтобы другие оценили нас по достоинству, не получать удовольствия от оказываемого почета. Это противоестественно!

В Гемаре есть много рассказов про мудрецов-амораим, которые очень боялись почета. В трактате Санедрин (7б) рассказывается про рава, который был главой поколения, и его сопровождало множество людей, после каждого его выступления на тему Торы его провожали большие мудрецы, оказывая ему почет. Рав опасался, что из-за этого почета он может возгордиться. Дословно в комментарии Раши написано: «что сдвинется его разум». Речь не шла о настоящей гордыне, он лишь опасался, что его разум слегка сдвинется в сторону гордыни, и его скромность уже не будет такой цельной, как была. Дабы этого не случилось, он все время твердил себе стихи из Торы, говорящие о скромности и приниженности, чтобы нейтрализовать влияние оказываемого ему почета и почувствовать, что он сам по себе не представляет никакой важности.

Другой мудрец, Мар Зутра Хасида, про которого рассказывает та же Гемара, что его носили в Шаббат на плечах, чтобы оказать почет Торе, тоже повторял про себя стихи из Торы, говорящие о скромности. И здесь тоже речь шла не о гордыне, а лишь о возможном ослаблении качества скромности.

Сказали наши мудрецы (Авода Зара, 20б), что анава (исключительная скромность) – превыше всего. Качество скромности дает человеку много заслуг и делает его счастливее. Скромный человек счастлив, потому что все время доволен тем, что у него есть, он чувствует, что ему дано гораздо больше, чем он заслуживает. Это – замечательное ощущение, которое обязывает его и, в то же время, делает счастливым! При этом он все время беспокоится, сделал ли он все от него зависящее, и понимает, что никогда не сможет выплатить свой долг до конца.

Великое счастье изучающих Тору

Слава Б-гу, и в наше время есть люди, стоящие на высокой ступени, погруженные в Тору. То, что молодые ешиботники сидят и учатся, не такое уж чудо, ведь у них ни в чем нет недостатка. У них есть все, что им нужно – еда, одежда, кровать, и нет никаких забот. Можно спокойно сидеть и с интересом учиться, ощущая сладость Торы. Другое дело – женатые учащиеся в колеле. У них уже прибавилось забот, и все же они сидят и учатся, и чем больше они погружены в Тору, тем счастливее!

В последнем поколении есть особенная помощь Свыше. Мы видим, что у тех, кто занимается изучением Торы, есть средства к существованию, и они счастливее, чем те, кто не учит Тору, счастливее многих богачей. Даже если у них есть только самый минимум – хлеб с водой, они все равно счастливее тех, кто богат! «Счастливы в этом мире», и не только они сами, но и все их домочадцы.

Я слышал историю про одну семью, в которой жили очень скромно, вплоть до того, что иногда не было возможности купить мясо на Шаббат, и тогда они устраивали молочные трапезы. При этом они были совершенно счастливы. Один из малышей как-то сказал, причем совершенно искренне, что Всевышний испытывает их богатством, ведь у них ни в чем нет недостатка. Так дети чувствовали. У них все время есть еда, они никогда не бывают голодны, они счастливы, им больше ничего не нужно. Испытание богатством…

Слава Б-гу, мы удостоились, и в нашем поколении – чем больше человек погружен в Тору, тем больше он счастлив.

Иногда есть трудности с обеспечением семьи. Что делать в таком случае, где искать источник доходов? Рекомендуется искать пропитание в рамках Торы. Например, можно взять ученика, или давать лекции по Торе. А можно просто еще больше учиться, и это проверенное средство: чем больше человек погружен в Тору, тем он счастливее. [Прим. ред. Важно отметить, что изначально эти слова рава Эдельштейна обращены к тем, кто избрал изучение Торы своим постоянным занятием — ученикам ешив и колелей. Каждая сложная ситуация в жизни требует поиска решения и консультации с мудрецами Торы.]

При всем при том необходима Б-гобоязненность. Надо читать книги Мусара, заниматься самоотчетом и самокритикой. Люди самокритичные – счастливы. Они пользуются уважением. Я знал человека, который постоянно занимался самоотчетом, не что-то особенное, так, самую малость, но его за это очень ценили. Тут только важно не загордиться…

Любой человек может погрузиться в Тору, каждый на своем уровне, и быть счастливым. Даже если у него большая семья и много забот, если он занят Торой настолько, насколько это возможно в его ситуации, и сочетает изучение Торы с изучением Мусара, он будет счастлив. Пусть будет угодно Всевышнему, чтобы все мы удостоились такой счастливой жизни!

Перевод — г-жа Хана Берман


http://www.beerot.ru/?p=41557