Об окончательном освобождении — Поднимая до небес

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1692

Сказано (Йешаяу, 51:1-2): «Смотрите на скалу, из которой высечены вы, и в глубину ямы, из которой извлечены вы. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сару, родившую вас; ибо его одного призвал Я, и благословил его, и умножил его».

Пророк утешает Израиль в его затянувшемся изгнании – народ, разбросанный по всем краям земли, опозоренный и униженный перед всеми другими народами. Не имеющий ни вождя, ни судьи из среды своей, из-за слабости и низкого положения неспособный, согласно мировому порядку, стать знаменем для всех народов. И вот, возвещает пророк, что нам совершенно не следует тревожиться об этом. Ведь правление судьбами Израиля не таково, как правление, осуществляемое над другими народами, которые поднимаются, по обычаю всей земли, медленно и постепенно. У Израиля это, от начала до конца, совсем не так.

И об этом говорит пророк: «Смотрите на скалу, из которой высечены вы, и т. д.». То есть на праотца нашего Авраама и праматерь Сару. Когда они удостоились потомства? Не по обычаю всего мира, а лишь когда состарились! Аврааму уже было сто лет, а Саре девяносто, и они отчаялись в ожидании детей [и Авраам думал, что обещанное ему потомство – это Ишмаэль]. Ни один человек в мире не верил, что они еще могут иметь потомство, – и только тогда у них родился Ицхак. [Наши мудрецы объясняют в связи с этим стих Торы: «И вывел его наружу» (Берешит, 15:5) следующим образом. Всевышний объявил Аврааму, что он не находится под властью законов природы (Шаббат, 156а). Сказал ему Всевышний: «Что ты видишь (в своем гороскопе)? Что Юпитер, твоя планета, находится на западе? Я передвигаю ее на восток!»]

Так же было с нашими отцами в Египте. Тот, кто видел их в том великом порабощении, как их принуждают месить глину и делать кирпичи, и каждый должен был изготовлять по четыреста штук каждый день [как пишет Рокеах (Шмот, 1:14)], и издают против них страшные указы, – разве поверил бы, что все эти люди выйдут из порабощения бесстрашно [буквально: «с рукой воздетой» (см. Шмот, 14:8: Бемидбар, 33:3); Ибн Эзра пишет: «Выходили не как беглецы, а с оружием для войны»], на глазах у всех? И что сам фараон встанет среди ночи и будет упрашивать их: «Встаньте, выйдите из среды народа моего… и мелкий, и крупный скот ваш заберите… и благословите также меня» (Шмот, 12:31-32)? И что за пятьдесят дней все они приблизятся к горе Синай, чтобы получить Тору? И что будет там дано им великое, грандиозное постижение, превосходящее все, чего удостоились последующие пророки Израиля, как сказали наши мудрецы: «Видела рабыня на море то, чего не видел пророк Йехезкель» (Мехильта, Бешалах, парашат Ашира, 3)? И особо высоких духовных ступеней достигли они тогда при даровании Торы, как сказано: «Лицом к лицу говорил Г-сподь с вами» (Дварим, 5:4).

Точно так же тот, кто видел народ Израиля в дни Амана, когда уже был подписан и скреплен царской печатью указ, повелевающий «убить и погубить весь народ, молодых и старых, малых детей и женщин в один день, тринадцатого числа месяца адар» (Эстер, 3:12-13)… Разве поверил бы он тогда, что именно в этот день все перевернется и обрушится на головы врагов, что евреи получат власть над врагами своими и будут поступать с ними по своей воле? И после того, как пребывали во власти страха перед всеми, – падет страх и ужас перед ними на все народы (там, 9:1-2), «и многие люди из народов земли обратятся в еврейство» (там, 8:17)! И Аман, второе лицо после царя, замышлявший повесить Мордехая на дереве, сам будет повешен в тот самый день на том самом дереве (там, 7:10), а Мордехай станет вторым лицом после царя вместо него (там, 10:3)! И исполнится то, что сказали Аману его мудрецы и дорогие ему люди: «Если из потомства иудейского Мордехай, перед которым ты начал падать, – не одолеешь ты его, а упадешь совершенно» (там, 6:13).

Сказали наши мудрецы, что народ Израиля подобен праху земному и звездам небесным: когда он действительно опускается до праха земного, Всевышний видит его муки и унижения и поднимает его до небес.

Точно так и в наше время: когда мы видим, что народ наш подвергается преследованиям во многих странах, мы не должны падать духом! Для нас это, напротив, знак того, что Всевышний ускорит наше освобождение и вознесет нас из грязи! И мы прославимся и будем восхваляемы по всему миру за позор и унижения, перенесенные нами на глазах у всех на протяжении нашего долгого изгнания, и осуществится для нас сказанное в Писании: «Возблагодарю Тебя, ибо Ты изнурял меня… Камень, который отвергли строители, стал краеугольным» (Теилим, 118:21-22). Об этом сказано у пророка: «За то, что была ты оставлена и ненавидима… Я сделаю тебя властительницей вечной, радостью поколений» (Йешаяу, 60:15), и еще: «И будет: там, где было сказано им: “Вы – не мой народ”, будет сказано: “Сыны Б-га живого”» (Ошеа, 2:1).

Подобное случилось в дни царя Хизкияу. После того как царь Ашура проклинал и поносил Всевышнего и народ Его, хвастая, что земли в Иерусалиме не хватит для ног его слуг, и что поступь воинов его расплескивает реки и обращает их в сушу, – посмотри, что случилось с ним! В ту же ночь вышел ангел Всевышнего и поразил в лагере Ашура всех воинов! И все, что было у них, стало добычей Израиля (см. Млахим 2, гл. 18, 19).

[Также и в наше время мы ясно видим, что после нескольких бедствий, которые довели нас почти до отчаяния при виде того, сколько врагов поднимаются на нас, Всевышний вдруг показывает всю мощь Своего милосердия и не дает им уничтожить нас! И каждый, у кого есть сердце, чтобы понять, видит самым ясным образом все величие Б-жественного надзора над нашими судьбами].

Мы должны понять из всего этого, что Всевышний не отдает нас, сынов Израиля, под власть законов природы и превратностей времен, а правит нами исключительно Своей могучей рукой. И разве не в Его власти ускорить наше избавление?

Сказано: «Ибо у Г-спода милость и великое избавление у Него. И Он избавит Израиль от всех его грехов» (Теилим, 130:7-8). Смысл этого в следующем. Когда просят о чем-нибудь у человека, существа из плоти и крови, то, даже если он человек щедрый и отзывчивый, могут быть три причины, из-за которых он не исполнит просьбу.

а) Даже с отзывчивым человеком случается, что кто-нибудь испортит ему настроение. И как раз в это время приходит проситель со своей просьбой, и тот человек не желает его даже слушать.

б) Даже если тот отзывчивый человек желает помочь несчастному просителю, бывает, что у него нет возможности сделать это.

в) Даже если тот человек хочет и может помочь, бывает, что он не делает этого по причинам, связанным с самим просящим – когда он недостоин, или не может получить то, о чем просит.

И вот, Писание сообщает нам, что для Всевышнего все эти три причины никоим образом не могут быть препятствием, и мы каждый день можем ожидать, что наша просьба об избавлении будет исполнена.

Первая – в силу сказанного: «Ибо у Г-спода милость», то есть милость Его неотделима от Него, поскольку Он – источник милости и добра, и они не иссякнут у Него вовек, как сказано: «Милости Г-спода не истощились; милосердие Его не иссякло» (Эйха, 3:22).

Вторая причина – отсутствие возможности исполнить просьбу – тоже никоим образом не может быть у Всевышнего, ведь сказано: «И великое избавление у Него» (Теилим, 130:7). Другими словами, человек не должен удивляться и спрашивать, как можно надеяться на скорое избавление, когда мы находимся в самой гуще бед, ведь у Него есть много способов освободить нас.

Один из них – сделать это в течение нескольких месяцев или года, как это было при исходе из Египта.

Другой способ – Он может вознести силу и достоинство народа Израиля в одну ночь, как в дни царя Хизкияу, когда Санхерив, царь Ашура, покоривший весь мир, пришел и осадил Иерусалим со всем своим войском, с огромным лагерем; он проклинал и поносил Б-га небесного, как одного из богов других народов. В ту же ночь вышел ангел Б-жий и поразил весь его лагерь! И поднялись евреи утром, и видят, что все враги их мертвы, а сам Санхерив с позором бежал в свою страну (см. выше).

Об этом сказано в Торе в главе Ваэра: «Ибо сейчас [то есть в тот самый миг], если бы простер Я руку Мою и поразил тебя и твой народ мором, – ты был бы истреблен с лица земли» (Шмот, 9:15). Другими словами, есть в руке Моей сила в один миг уничтожить тебя, как это было (с войском Санхерива) в дни Хизкияу. И не было бы у Меня нужды вообще разговаривать с тобой, – «Но для того Я оставил тебя, чтобы показать тебе силу Мою и чтобы возвестить имя Мое по всей земле» (там, 9:16).

Бывает, что Всевышний вкладывает в сердца царей народов мира склонность к тому, чтобы все они признали истину и возжелали сделать добро народу Израиля. Подобное этому произошло с Корешем, который объявил по всему своему царству: «Все царства земли отдал мне Г-сподь, Б-г небесный, и повелел Он мне построить Ему дом в Иерусалиме, в Иудее. Кто из вас, из всего народа Его (да будет Б-г его с ним), взойдет в Иерусалим, что в Иудее, и отстроит дом Г-спода, Б-га Израилева… Пусть помогают тому серебром и золотом» (Эзра, 1:2‑4).

Все это означает следующее: никакая причина не может воспрепятствовать Всевышнему осуществить желаемое Им, как сказано: «И великое избавление у Него» (Теилим, 130:7).

А теперь – о третьей причине (по которой человек не исполняет просьбу товарища), связанной с самим просящим – когда он недостоин и не может получить то, о чем просит. Для Всевышнего это не препятствие! Когда Он являет желание Свое даровать нам избавление, Он не смотрит на наши поступки, а делает то, о чем сказано: «И Он избавит Израиль от всех его грехов» (Теилим, 130:7-8). И наши мудрецы сказали в «Шир а-Ширим Раба» (2:19) по поводу стиха: «Скачет он по горам, прыгает по холмам» (Шир а-Ширим, 2:8) следующее: когда Моше сказал сынам Израиля, что «в этом месяце придет к нам избавление», а они спросили: «Как же мы можем быть освобождены? Ведь у нас нет добрых дел!», он ответил им: «Так как (Всевышний) желает вашего освобождения, Он не смотрит на ваши дурные дела».

Из всего сказанного следует, что человек не должен отчаиваться и терять веру в милосердие Всевышнего; его долг – ждать освобождения.

И это особенно верно в наши дни, когда множатся и учащаются бедствия, из них более всего – трудности с пропитанием, и «зарабатывающий работает на дырявый кошелек» (Хагай, 1:6). И исполнится для нас сказанное в Писании: «И оставлю Я среди тебя народ бедный и нищий, и будут они полагаться на имя Г-спода» (Цфания, 3:12). Мы должны каждый день надеяться на милость Всевышнего, и осуществится для нас сказанное в Писании: «И людей смиренных Ты спасешь» (Шмуэль 2, 22:28).

Перевод – рав П. Перлов


http://www.beerot.ru/?p=23071