Величие и почет человека

балак - спор со Всевышним

1) В первом стихе книги Дварим Моше перечисляет все места, где евреи гневили Б-га, однако делает это лишь намеком, чтобы не задеть их почет (Раши). Речь идет об известных грехах евреев поколения пустыни, таких как грех разведчиков и грех золотого тельца. Но Моше говорит о них не прямо, а лишь намеком – чтобы не позорить евреев, несмотря на заповедь «Упрекай ближнего своего». Это учит нас тому, какого уважения заслуживает почет окружающих нас людей и насколько осторожно следует себя вести в этом вопросе.

2) Злодей Билам. Говорит Мидраш (Раши, Бемидбар, 22:33), что сразу после того, как ослица упрекнула его, она умерла, чтобы не говорили: «Вот ослица, которая упрекнула Билама, а он ничего не смог ей ответить», – настолько Творец заботится о почете людей.

Билам был одним их самых плохих людей, и, несмотря на это, Б-г умертвил его ослицу, чтобы не позорить его. Ослицу не спас даже тот факт, что ее жизнь прославляла бы имя Б-га – увидев ее, люди говорили бы: «Вот ослица, которой открыл уста Г-сподь». Поскольку, если бы ослица выжила, этот злодей был бы слегка унижен, Всевышний умертвил ее, чтобы не допустить этого.

3) Рассказывает Талмуд (Брахот, 27б), что когда рабана Гамлиэля – главу Санедрина – сняли с должности за то, что он огорчил раби Йеошуа, вместо него не назначили раби Йеошуа, поскольку он был причиной отставки рабана Гамлиэля.

Комментатор Меири поясняет, что, несмотря на то, что раби Йеошуа был достоин этой должности, его не назначили, поскольку это стало бы еще одним ударом для рабана Гамлиэля. Подобное этому, продолжает Меири, мы находим в стихах Торы о Корахе: «Скажи Элазару, сыну Аарона-священнослужителя, чтобы извлек угольницы из сожженного…» (Бемидбар, 17:2). Всевышний не хотел, чтобы это сделал сам Аарон, поскольку это было бы неуважительно по отношению к Кораху и его сообщникам (которые к тому моменту уже погибли).

Мотивация мудрецов, которые заботились о почете рабана Гамлиэля, понятна: это был великий мудрец и святой человек, удостоившийся стать главой Санедрина. Но зачем Всевышний оберегает почет 250 злодеев, оспаривавших исключительное право Аарона на Б-гослужение? Они согрешили, и они понесли наказание за свой грех: Б-жественный огонь поглотил их, когда они совершали воскурение. Какой смысл заботиться об их почете и приказывать Элазару, а не Аарону собрать угольницы?

Отсюда мы учим, что надо заботиться не только о почете главы Санедрина, но и о почете грешников, которым полагается смерть: кара, которая должна их постичь, отмеряется Б-гом очень точно, и мы не вправе наказывать их даже на один процент больше положенного.

4) Говорится также в трактате Брахот (19б): «Сказал рав Йеуда от имени Рава: “Обнаруживший килаим (смесь шерсти и льна, запрещенную Торой) в своей одежде должен немедленно снять ее – даже на улице. В чем причина? «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета напротив Г-спода» (Мишлей, 21:30)”».

Получается, что, руководствуясь только логикой, в таком случае не следовало бы раздеваться на улице – ведь Талмуд спрашивает, в чем причина. То есть «мудрость, и разум, и совет» говорят, что не надо снимать одежду, потому что почет человека достаточно велик, чтобы разрешить запрещенное. Но приходит стих из книги Мишлей и постанавливает:«Нет мудрости, и нет разума, и нет совета напротив Г-спода».

И, несмотря на это, мы знаем несколько заповедей, которые разрешается нарушить ради спасения человека от позора, как сказано в Гемаре (там же): «Велик почет человека, который отталкивает запрет Торы». Речь идет о запретах мудрецов, которые тоже называются запретами Торы, как сказано: «Не отклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо, ни влево» (Дварим, 17:11), а также о заповедях Торы в тех случаях, когда нарушение происходит в результате бездействия, а не активного действия нарушающего. Настолько велик почет человека.

Итак, почет человека – как самого важного, так и самого приниженного – весьма велик – настолько,  что он в некоторых случаях «отталкивает» заповеди Торы. Почему?

Похоже, дело в том, что человек сам по себе очень важен; потому и его почет – настолько серьезная вещь. Мы не понимаем величия человека и поэтому постоянно удивляемся тому, как Творец заботится о нашем почете.

Говорит мидраш (Берешит Раба, 90, 2): «“Будьте святы…” (Ваикра, 19:2). Может быть, как Я (Творец)? Говорит (чтобы мы так не подумали) Тора:  “…ибо свят Я”». Подобное предположение мидраша (что Г-сподь требует от евреев быть такими же святыми, как и Он сам) вызывает у нас удивление – сами бы мы так не сказали. Все потому, что мы не знаем и не представляем величие человека. Однако наши мудрецы, которые знали, насколько велик человек, видели возможность сказать, что еврей должен быть так же свят, как и Б-г, и им потребовался специальный отрывок из Торы, чтобы доказать обратное.

Подготовил р. Э. Веряев (Швальб).


http://www.beerot.ru/?p=53550