Пусть твои руки будут чисты

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1299

«Не обирай ближнего своего и не грабь» (Ваикра, 19:13).

Гезель обвиняет в первую очередь

Я хотел бы поговорить на тему, о которой раньше наши наставники очень много говорили из-за ее большой важности, а в наше время почти и не упоминают: серьезность запрета гезель. [Слово гезель на святом языке имеет два значения: узкое – грабеж, и более широкое – любое незаконное присвоение чужого имущества и пользование им – прим. ред.]

Когда я сказал, что буду говорить на важную тему, все наверняка заинтересовались, что это за тема. А когда я продолжил, что тема эта – гезель, все обиделись: как можно подозревать нас в таком? Никто среди нас не крадет денег у других…

Но, на самом деле, мудрецы дают мне право говорить об этом, ведь так сказано в трактате Бава Батра (165а): «Большинство нарушают запрет гезель, немногие – запрет прелюбодеяния, и все – запрет злословия. Разве можно подумать, что абсолютно все злословят? Нет, речь идет о “пыли” злословия». Вот нам доказательство, что большинство народа Израиля оступаются в этом запрете.

Еще сказали мудрецы: «Если есть (у человека) короб, полный грехов – какой обвиняет в первую очередь? Гезель» («Ялкут Шимони», Беар, 660). Если человек ищет причину, почему он не добивается успехов – пусть объяснит это грехом гезель, поскольку это первое, в чем обвиняют человека.

Однако обычно человек ищет, проверяет, и приходит к выводу, что его руки чисты. Не похоже, что он стащил что-то у кого-то.

Вопрос – что такое гезель, что имели в виду наши мудрецы. Конечно же, очевидно, что для нас речь не идет о том, чтобы сунуть руку в карман ближнему и вытащить деньги, или намеренно ломать и портить чужие вещи. Ни одному порядочному человеку не придет в голову совершать такие поступки.

Однако, в конце концов, человек живет в этом мире, крутится среди чужого имущества, и поэтому касается его, и может незаконно присвоить себе что-то. Например, человек покупает в магазине, и ему не хватает 50 агорот. Он обращается к другу: «Янкель, одолжи мне полтинник до завтра!» И назавтра оба забывают об этом. Это ведь такая мелочь. Тем не менее, это самый настоящий гезель. А грех гезеля, неважно на какую сумму, подобен дыре в душе человека, и через такую «дыру» могут выпасть тысячи выученных страниц Гемары!

Гезель: «Что прилипает к рукам человека?»

Замечательно сказано об этом в книге «Месилат Йешарим», в главе о качестве чистоты (некиют): «Даже Ийов (31) свидетельствовал о себе: “Если свернули стопы мои с дороги, и вслед за глазами устремилось сердце мое, и к ладоням моим что-то прилипло…” Посмотри, насколько точно это сравнение скрытого гезеля с чем-то, прилипшим к рукам: даже если человек не собирался взять чужое, и оно само осталось прилипшим к рукам, все равно это чужое имущество – у него. Так и здесь – хотя человек не идет и грабит, трудно оставить руки полностью чистыми от чужого…»

Другими словами, мы знаем, что когда идешь по улице, следует охранять свои глаза, ведь если сознательно не следить за своим взглядом, естественным образом можно совершить грех (увидев то, что не подобает – прим. ред.). Так Всевышний создал наш мир.

Рамхаль говорит нам, что точно так же – и с руками. Наши руки как бы «липкие», и если идти по улице, не обращая внимания на руки, к ним начинают прилипать разные вещи. Если человек не будет стараться постоянно очищать руки от приставшего к ним, оно останется на руках, а ведь это – чужое имущество. Такова реальность этого мира и с этим невозможно спорить. Это закон природы: к рукам постоянно «прилипают» чужие вещи, и единственный путь избежать греха гезель – постоянно остерегаться, чтобы к рукам ничего не прилипло.

Расскажу вам маленькую историю. Несколько лет назад я разговаривал с одним хорошим религиозным парнем, учащимся в ешиве, из хорошей семьи. Я спросил его: «У тебя есть долги?» – «Да, есть», — ответил он. «А сколько?» – «Да не знаю, честно говоря…» – «Ну, как тебе кажется?» – «Ну, я иногда покупаю сок или булочку, или шоколадку, и иногда наличных нет – так я беру в долг. Думаю, шекелей восемьдесят набралось…» Я сказал ему: «Сядь, сосредоточься и хорошенько вспомни всех, кому ты должен». Через секунду он вспомнил: «Да, вообще-то я должен и этому, и тому…» Через несколько минут он понял, что его долги составляют двести шекелей. А еще через пару минут – оказалось и все двести сорок. И еще раз подчеркиваю – речь идет о хорошем, порядочном парне, не злодее и не воре, не дай Б-г.

Или еще пример: порой, в канун Песаха, когда делают генеральную уборку, человек находит у себя дома чужую книгу. Он пытается вспомнить, чья эта книга, у кого он ее взял почитать — и не может вспомнить. И это – самый настоящий гезель! Откуда я это знаю? Потому, что я иногда ищу у себя какую-то нужную мне книгу и не нахожу, и тогда я пытаюсь вспомнить, кому одолжил ее, и думаю: я не прощаю тому, кто не вернул мне! Уже несколько раз мне приходилось заново покупать эту книгу…

Речь идет об обычных людях, которые берут книгу – и забывают вернуть, берут ручку или карандаш у друга – и забывают вернуть. Именно об этом говорит нам Рамхаль: у человека «липкие» руки, и к ним все время что-то пристает.

Человек забывчив по природе

Почему так происходит? У человека есть странная природа: он забывает. Например, летом, когда очень жарко, человек думает: «Ох, поскорее бы пришла зима! Пусть будет ноль градусов, и холод, но не эта изнуряющая жара…» Приходит зима, человек дрожит от холода и мечтает о лете: «Пусть будет даже сорок градусов жары, только бы не мучиться от этого жуткого холода». Да, это в человеческой природе: мы не помним.

Кто-то удивляется: «Почему мой знакомый забыл вернуть мне книгу, он что – бессовестный грабитель? Вроде бы нет…» Ответ прост: такова человеческая природа. Он вовсе не думает, что забудет, но в итоге это происходит. Так же, как мы не думаем, что забудем выученный комментарий Тосафот. Но проходит несколько дней – и забываем. Просто как дыра в кармане – дыра в памяти. Не помним!

Мой дедушка говорил: «У каждого американского еврея, если он не ведет себя чрезвычайно осторожно, за семьдесят лет жизни в Америке набирается в теле поросенок». Он имел в виду пищу с сомнительным кашрутом. Это подходит и для нашей темы: у каждого человека есть вещи, который он брал у других и забывал вернуть, а ведь это настоящий гезель! И с этим он идет в могилу!

Я говорю это молодым юношам: если вы в этом возрасте привыкнете как можно больше избегать гезеля, будете счастливы! Ведь тот, кто живет, не обращая внимания на мелочи – тут шекель, там шекель, тут что-то нечаянно разбил, там забыл вернуть… Все это собирается и собирается, а человек ничего не помнит. Но годы проходят быстро, и в итоге он приходит в мир истины с огромным тюком чужого имущества!

А ведь как это страшно! Приводится от имени Виленского Гаона, что в доме, где есть хоть один чужой гвоздь, не могут вырасти хорошие дети!

Наши мудрецы обучают нас, насколько серьезен этот грех: даже Йом-Кипур не искупает его, пока человек не вернет украденное его владельцу. Мне кажется, что это одна из причин, почему мы в жизни не добиваемся успеха: мы все «заражены» грехом гезель.

И, как уже говорилось выше, все дело в привычке. Так же, как следует охранять свои глаза от запрещенных зрелищ и голову от дурных мыслей, следует следить и за своими руками. Когда приходишь в магазин и случайно что-то разбиваешь – сразу же заплатить за нанесенный ущерб и т.д.

Исправление греха гезель

Некоторые, прочтя сказанное выше, кивнут головой: «Да, правильные идеи, хорошие советы…» Другие почувствуют некий укол в сердце, а кто ощутит и настоящую боль. Он подумает в страхе: что же делать? Я действительно не раз забывал, но и я хочу исправиться, но как я смогу начать искать все вещи, которые когда-либо взял у других?

Что, на самом деле, можно сделать, чтобы исправить этот серьезный грех?

Прежде всего, есть общая проблема в духовной работе: когда думают о проблеме – впадают в отчаяние, а если впадают в отчаяние – не хотят думать об этом, ну, а если не думают – продолжат жить дальше, так и не решив проблему.

Расскажу вам кое-что, что многие знают, а кто не знает – должен узнать.

Есть одна история о раве Залмале из Воложина. Во время этой истории он был еще совсем молодым юношей. Как известно, рав Залмале был одним из выдающихся учеников Виленского Гаона. О нем говорили, что он был выше, чем его поколение, и уподобляли яркому светилу, которое, пролетая над каким-то местом, освещает его. Так и рав Залмале: он был явно уровня другого поколения, он был гениальным мудрецом, потрясающей личностью, а его постоянство в учебе и обширные знания были таковыми, что мы и представить себе не можем.

Так вот, рассказывают, что однажды рав Залмале сидел в бейт-мидраше и учился. К нему подошел один человек и стал говорить с ним о Торе. Они начали спорить, и в споре рав Залмале сказал ему что-то, от чего тот еврей обиделся. Когда он уже ушел, рав Залмале стал думать: «Ой, горе мне, я обидел человека!». Он пошел искать того еврея, искал-искал, но того и след простыл.

Рав Залмале так переживал из-за этого, что даже заболел. Ему становилось все хуже и хуже, и домочадцы искали, как его успокоить. Один человек предложил идею: он переоделся в того еврея и пришел к раву Залмале. Но тот разрыдался и сказал: «Я знаю, что ты – не тот еврей, я хочу найти того еврея, чтобы он простил мне!»

Домочадцы пошли к Виленскому Гаону и рассказали о беде, которая с ними приключилась. Гаон открыл книгу «Ховот а-Левавот» (врата 7, гл. 10) и прочитал: «Тот, кто совершил грех, который трудно исправить тем видом исправления греха, который для него требуется… когда примет на себя все условия тшувы (раскаяния и исправления), которые он в силах и возможностях совершить, Творец облегчает ему исправление, и прощает ему то, что скрыто от него, или что он не может исправить, и дает ему выход из его греха… если он нанес ущерб своему ближнему или его имуществу, Творец наполнит сердце того человека желанием и любовью, так, что он сам простит обидчика, как сказано: “По воле Всевышнего пути человека, и враг его помирится с ним”» (Мишлей, 16:7).

Так что есть у нас исправление и для таких грехов. Нужно знать, что нельзя отчаиваться в этом, но с другой стороны – это тема, о которой каждый еврей должен размышлять.

Это момент, над которым следует работать – осторожность с чужим имуществом. Можно выделить для этого специальный блокнот и сразу записывать туда все, что взяли взаймы у других, даже самые мелочи. Месяцев через восемь достаньте блокнот, и увидите вещи, о которых абсолютно забыли.

Конечно, вначале это нелегко, но тот, кто привыкает к этому, удостаивается избегать множества грехов, и становится счастлив.

Мы ведь все желаем чего-то достичь, подняться духовно, и царь Давид уже спросил в Теилим: «Кто поднимется на гору Всевышнего, и кто предстанет на Его святом месте?» И ответил: «Тот, у кого чисты руки, и чисто сердце» (24:3-4). Первое условие – чистые руки. Все время проверять, не пристало ли к рукам чужое имущество. Чистые руки – это один из самых высоких и замечательных духовных уровней. Такой человек имеет право подняться на гору Всевышнего и встать на Его святом месте.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88969